Про людей и власть. Ждут ли Тверь посадки депутатов и чиновников предыдущего призыва?

19.09.2017, 13:36

Прошлая неделя для Тверской области была неделей политического затишья после выборов. Те, кто мог, поразъехались к теплым морям – и в честь этого в регион вернулось почти летнее тепло для тех, кто море себе позволить не может.

 

«Народ-то у нас хороший, а вот люди – не очень»

Итак, две городские новости из Москвы и Твери. В Москве то ли посетители вытоптали и вырвали с корнем построенный за 14 миллиардов рублей парк «Зарядье», то ли строители этого парка не уложились в бюджет и в отведенный срок и пытаются свалить вину на посетителей. В результате через неделю после открытия заговорили о том, что расходы на «Зарядье» могут увеличиться до 25 миллиардов рублей. Это примерно в четыре раза больше годового бюджета Твери.

Очень характерный случай – эта история с «Зарядьем». В Москве попытались создать ландшафтный парк мирового уровня, конкурс выиграла американская компания, сделавшая лучший образец такого постиндустриального парка в мире – рекреационную зону на месте заброшенной железной дороги в Нью-Йорке, The High Line. Но если в Нью-Йорке большую часть средств на создание парка собрали сами жители, которые выступили соавторами парка, то в Москве никого не спрашивали, подрядчики просто осваивали астрономические бюджеты. Сейчас в соцсетях публикуют фото недоделок: «Похоже на ремонт экономкласса в хрущевке на сдачу», – так комментируют люди увиденные детали.

Ну и, конечно, виноватых мгновенно нашли. Это посетители. Они, варвары, вытаскивают из грунта не прижившиеся еще растения из Красной книги, разбивают бесценные светильники, кидают камни в хрустальный купол. Если бы не люди, нашим властям и работникам ЖКХ жилось бы несравненно легче, ничего не отвлекало бы от работы…

 

«Зима близко!»

Вот и в Тверской области от людей  сплошные проблемы. Начали ремонтировать москвичи дороги – они недовольны. Бросили на полпути, содрав грейдером асфальтовое покрытие на проспекте Чайковского перед железнодорожным вокзалом, то самое, которое капитально ремонтировали еще года два назад, – опять плохо.

Приход в Тверь московского ГБУ «Автомобильные дороги», курируемого всесильным замом Собянина Павлом Бирюковым, вызвал бурю восторга у подвизающихся около «Единой России» блогеров. Было это в разгар предвыборной кампании по выборам депутатов Тверской городской думы. Когда выборы прошли, внезапно оказалось, что денег, которые бюджет Москвы перечислил в бюджет Тверской области, а область – в бюджет Твери, на ремонт дорог не хватило. Работы остановились. Водители, чертыхаясь, ездили по ободранной проезжей части, вспоминая капремонт этих же мест, проходивший буквально недавно.

– Цифра 300 миллионов рублей взята с потолка,–  прокомментировал пока еще председатель Тверской гордумы Александр Корзин. Было решено добавить еще двести с лишним миллионов – непонятно, из каких средств, тверских или московских. Что примечательно, не проводилось предусмотренного в таких случаях конкурса муниципального заказа, город платил московскому ГБУ деньги в виде гранта «На развитие социально-экономической сферы».

Глава администрации Твери Алексей Огоньков сильно рискует. Говорят, пока прокуратура сидит в засаде, ждет, когда закончится ремонт дорог и какая будет дальше политическая воля. А областное правительство полностью отмежевалось от процессов, происходящих на тверских дорогах. Пиара-то от них никакого уже не нужно.

То, что заасфальтируют сейчас, как мы уже писали, без проекта и конкурса, до следующих выборов, даже до выборов президента в марте 2018 года, вряд ли доживет в неприкосновенном виде. Хотя бы потому, что есть у нас такая «Тверская генерация», и у нее под новеньким асфальтом обязательно что-нибудь прорвет. Зима, как говорят в сериале «Игры престолов», близко! Об этом легко догадаться по вековечным траншеям разрытых теплосетей на Свободном переулке, на улице Новоторжской ближе к цирку и еще в ряде «заколдованных» мест.

Кстати, несмотря на всячески декларируемый переход «Тверской генерации» то ли в областную, то ли в городскую собственность, пока еще непонятно, чья она. Если трубы в Твери худо-бедно перекладывают, то о ремонте котельных пока речи не идет. До сих пор функционирует историческая ТЭЦ-1, которая исчерпала все сроки эксплуатации. Южный греет ТЭЦ-3, расположенная на противоположном конце города.  Вопрос о котельных Южного, Мамулина и Юности повис в воздухе. По нашим данным, их хотел взять в концессию некий банк, но ответом банку, подавшему все необходимые для организации частно-государственного партнерства, пока является только тишина… Под угрозой начало отопительного сезона в поселке Химинститута – отсюда выгнали всех инвесторов, желавших заниматься котельной. Последним выставили из Химинститута бывшего замглавы администрации города Александра Голодного, успевшего вложиться в ремонт сетей. Сейчас идут поиски нового наивного инвестора, но, кажется, таких в регионе уже не осталось.

В понедельник «Тверская генерация» опубликовала пресс-релиз, что, дескать, население ей должно 1 миллиард рублей. А население, сидевшее все лето без горячей воды, считает, что это ему должны (это возвращаясь к тезису, что от людей – одни проблемы для чиновников).

 

Рецепты прошлого века

Известно, что Тверская городская дума нового созыва соберется лишь после 26 сентября. Знающие люди предполагают, что губернатор Игорь Руденя хочет решить все спорные вопросы с дорогами, теплоэнергетикой и другими тонкими материями руками еще действующих депутатов прежнего созыва. А потом новый созыв начнет новую жизнь городского парламента, а нынешних депутатов можно будет сажать без ущерба для репутации региональной политики – они же больше не будут иметь отношения к местной власти.

Нет никакой осмысленной политики. В условиях дефицита бюджетных средств  деньги тратятся просто потому, что какие-то лоббисты захотели, чтобы они были потрачены. Нужен ГБУ «Автомобильные дороги» Москвы объем работ – и мы предоставим этот объем работ. А соображения реальной экономики, развития региона – побоку. Все развивается по наихудшей схеме.

На прошлой неделе мы беседовали об этом с выдающимся российским экономистом Андреем Мовчаном, приезжавшим в Тверь с лекцией о перспективах нашей экономики (интервью с Андреем Мовчаном выйдет в следующих номерах «Караван+Я» и в журнале «Бизнес Территория»). Я спросила у человека, за несколько лет точно предсказавшего падение цен на нефть, может ли массовое строительство и ремонт дорог, создание инфраструктуры вроде строительства любимых нашим губернатором «Тверь-Сити» и «Тверь-Экспо» дать стимул развитию экономики. Г-н Мовчан ответил, что все это – рецепты начала XX столетия, а у нас на дворе уже XXI век. Строить дороги, ожидая, чтобы к нам по ним приехали богатые люди и начали вкладывать в нас деньги – это тупиковый путь. Например, «Фейсбук» с его огромной капитализацией не нуждается в дорогах. То же можно сказать о строительстве экспоцентра в городе, где сейчас не проходит ни одного серьезного бизнес-форума. Те, которые были, – форум «Умное производство», который проводил наш одноименный журнал, форум меховой промышленной моды, который проводила «Новоторжская ярмарка», зеленинский форум «Информационное общество» – и те власть извела. 

Андрей Мовчан привел пример со «Сколково» – государство построило огромный центр инновационного развития, начав не с идей и людей, а со строительства. И потом несколько лет не знали, чем наполнить этот комплекс зданий.

Там, где работает экономика, инфраструктура появляется сама. Дело государства – создать для этого предпосылки и не мешать. Самое ценное – это ведь люди. Но ими у нас традиционно не дорожат. 

Мария ОРЛОВА

11 0
Лента новостей
Прокрутить вверх