Тверской «Спрут» отращивает щупальца. Что стоит за вышедшей в публичное пространство «войной силовиков»?

26.09.2017, 13:20

Политика, как известно, бывает публичная и непубличная. В России вообще и в Тверской области, конечно, тоже сфера публичной политики выхолощена до состояния полной неинтересности и бесполезности. Но в последнее время в связи с тем, что сузилась «кормовая база», на поверхность выплескиваются разные фрагменты непубличной политики. И следить за ними, анализировать их важно и нужно, чтобы понимать, что происходит на самом деле.

 

«Силовики» ведут свою игру

Наша «вертикаль власти» казалась неколебимой, пока шел поток нефтяных денег, распределявшийся из центра согласно заслугам и званиям. Регионы и персонажи, умеющие «торговать угрозами», получали больше. Те, кому нечего предъявить – вроде Тверской области и ее многострадальных губернаторов, – получали меньше, но тоже не жаловались (хотя области Центральной России ценятся наверху, согласно бюджету Российской Федерации, в десятки раз дешевле какого-нибудь Дагестана). Внутри «пищевой цепочки» происходили разные конфликты интересов, но на поверхность они не выплескивались – было ради чего терпеть.

Но сейчас пирамида зашаталась. Выяснилось, что в России выросла и окрепла огромная масса силовиков среднего звена, и они играют в свою игру, на которую не могут повлиять публичные политики – губернаторы, депутаты и даже сам президент Путин. Эта игра все сильнее напоминает неуправляемый, набирающий обороты хаос. И вот выясняется, что даже разговоры могущественного главы «Роснефти» Игоря Сечина с министром экономического развития Улюкаевым записываются. Или Путин говорит, что, дескать, дураки те, кто сажает режиссера Серебренникова, а режиссер все равно оказывается за решеткой. И могущественные силовые ведомства отнюдь не едины, а наоборот, воюют друг с другом, разве что только пули не свистят (а иногда и пули свистят, не без этого).

 

Прокуратура против Следственного комитета?

На прошлой неделе в публичную сферу выплеснулась местная «война силовиков». Насколько мы понимаем, в этой войне прокуратура Тверской области противостоит Следственному комитету и ФСБ.

В Тверь, как в старые недобрые времена предыдущего губернатора Андрея Шевелева, нагрянули съемочные группы центральных телеканалов. «Россия 24», «Человек и закон» и другие решили разобраться, почему в Тверской области разваливаются громкие дела, заведенные против высокопоставленных полицейских, и какова в этом роль прокурора Тверской области Вячеслава Росинского, в марте 2017 года продлившего свои полномочия на пять лет. 

Любопытно, что г-н Росинский решил действовать на опережение. И на двух тверских ресурсах – респектабельном «Твериграде» и шантажно-желтушной «Другой Твери» – одновременно появились публикации о том, какой Росинский хороший прокурор и как плохо поступили «неизвестные лица, представляющиеся журналистами одного из центральных телеканалов», что с утра пораньше «блокировали автомобиль прокурора и в наглой форме требовали от него комментарии по уголовным делам».  Оба ресурса прозрачно намекают, что за действиями журналистов стоит руководитель Следственного комитета по Тверской области Александр Кубляков, с которым перед «нападением» на Росинского встречались то ли сами журналисты, то ли их руководство.

К понедельнику сюжет про автомобиль Росинского еще не вышел. Пока «Россия 24» показала только автомобиль бывшего и.о. начальника ГИБДД по Тверской области Смирнова, выезжающий из коттеджного поселка в Бурашеве. Видимо, автомобиль Росинского снимал другой телеканал.

Именно дело Смирнова, которому инкриминировалась взятка в виде газификации участка за «закрытие глаз» на некое ДТП, является одним из дел, что «разваливаются» при содействии Росинского.

Еще одно дело, упомянутое в репортаже «России 24», – дело о полицейском крышевании игорного бизнеса, в рамках которого были арестованы начальник Управления уголовного розыска областного МВД Вячеслав Богатырев, заместитель начальника управления экономической безопасности областного УМВД Николай Очеретов и начальник полиции по оперативной работе УМВД по городу Твери Сергей Лакоценин, а также сотрудник антикоррупционного подразделения ОМВД России по Конаковскому району Евгений Павлов.

– В Тверской области до сих пор не привлечены к уголовной ответственности 12 полицейских, которых обвинили в серьезных преступлениях. Все они остаются на свободе. Причем совершенно законно. Почему система государственного обвинения в Тверской области так упорно защищает фигурантов уголовных дел? – так ставится вопрос в репортаже.

 

«Ментовские войны»: начало

Власть в Тверской области меняется настолько быстро, что для нынешнего губернатора Игоря Рудени и для вновь назначенного главного федерального инспектора Игоря Жукова это какая-то чужая интрига, ставящая их обоих в неловкое положение.

Напомним, «ментовские войны» начались при губернаторе Андрее Шевелеве и были, с одной стороны, операциями прикрытия разворовывания огромных средств областного бюджета и хищения денег энергетических монополий (в частности, «Газпрома»), а с другой стороны, частью операции по его снятию. Первый раз конфликт проявился в межнациональном противостоянии у клуба «Морозов Холл» в ТРЦ «Рубин». Результатом драки между кавказцами и русскими стало не только случившееся вскоре закрытие этого неплохого клуба (кстати, принадлежавшего структурам бывшего губернатора Дмитрия Зеленина), но и жесткая межэлитная напряженность.

Депутат Госдумы от Тверской области Владимир Васильев тонко чувствует межнациональную тему, и тогда он выступил с инициативой усадить за круглый стол представителей диаспор. На этот круглый стол демонстративно не пришел никто: тогдашний первый заместитель губернатора Сергей Дудукин захотел что-то доказать нашему Владимиру Абдуалиевичу. Вторая попытка провести встречу диаспор тоже была сорвана.  И это было началом конфликта, в котором областное УВД и его тогдашнее руководство во главе с Юрием Рычковым четко исполняло «хотелки» Шевелева и Дудукина по преследованию глав районов, предпринимателей и журналистов, а федеральное руководство МВД и  другие силовые структуры следили, на чем бы их подловить.  Была проведена целая операция Федеральной службы безопасности МВД по личному распоряжению министра Колокольцева по декриминализации тверской полиции. Мы подозреваем, что  министр Колокольцев реагировал на личную просьбу Владимира Васильева навести порядок в полиции Твери.

 Бывший губернатор Андрей Шевелев и бывший руководитель УМВД по Тверской области Юрий Рычков прибыли в регион одновременно и были тесно связаны. Удары по репутации УМВД были ударами по репутации Шевелева. СК и ФСБ делали все, чтобы этих ударов было больше. Независимую позицию занял председатель областного суда Александр Карташев, который завершил оправдательными приговорами два знаковых для Шевелева сфабрикованных полицейскими дела – против бывшего главы Бежецкого района Михаила Шибанова и бывшего директора Тверской филармонии Владимира Боярского. 

В общем, чем все закончилось, мы помним. Сначала сняли Юрия Рычкова, потом – Андрея Шевелева.

 

Система возвращает все на прежние места

Однако когда политическая целесообразность отошла на задний план и про громкие дела в Тверской области подзабыли, система неуправляемого хаоса попыталась вернуть все на прежние места. Рассказывают, что Центральный районный суд Твери отменил решение о взятии под стражу бывшего заместителя губернатора Тараса Заичко, служившего «кошельком Шевелева». Говорят, разваливается дело по аренде коттеджа для Шевелева, главным свидетелем по которому (постепенно перераставшим в ответчика) был бывший первый заместитель губернатора Сергей Дудукин.

Видимо, это связано с тем, что прежний главный федеральный инспектор по Тверской области Юрий Стрелецкий, который был движущей силой многих антишевелевских процессов, отправлен на аналогичную должность в Смоленск. И, повторим, для нынешних губернатора, ГФИ Игоря Жукова и начальника УМВД Владимира Андреева (пришедшего в регион по результатам громких дел против полицейских в Тверской области) это отголоски чужих интриг, в которые они не хотят вмешиваться.

История, как известно, повторяется дважды – в виде трагедии и в виде фарса. Как в 1939 году начали сажать тех, кто сажал людей в 1937-м, так и сейчас те, кто занимается посадками согласно «указаниям свыше», никогда не могут быть гарантированными от того, что завтра не посадят их самих.

Гарантия от таких неприятных вещей одна – демократия. Свободная пресса, независимый парламент, действующие государственные институты. Помните, как поборол «Спрута» итальянской мафии комиссар Каттани из итальянского сериала времен ранней перестройки? С ним были честные журналисты, оставшиеся честные судьи, депутаты. Всем миром навалились – и сделали Италию относительно приличной страной.

А «подковерные войны» лишь усиливают ощущение краха всего и вся…

Мария Орлова

33 0
Лента новостей
Прокрутить вверх