В преддверии Дня машиностроителя 22 сентября в ДК «Металлист» чествовали тружеников отрасли. В самом дворце и за его пределами раскинулась скромная промышленная экспозиция. Кульминацией праздника стал Тверской промышленный форум. Во всяком случае, его так назвали организаторы.
Внутри «Металлиста» царил легкий ажиотаж: в танцевальном зале гостей ждала пестрая выставка, в которой смешались металлообрабатывающие предприятия, производители микроэлектроники, а также производители шерсти, меха, хлеба, пива, колбасы и даже эксклюзивных гуслей. Почему-то не было крупных машиностроительных предприятий, например из Нелидова.
На словах все было гладко
Одни участники выставки и форума оценивают действия Игоря Рудени и его правительства как некую перезагрузку: реструктуризация долга Тверской области, создание фонда развития промышленности и вроде как пришедшее понимание властью необходимости поддержки малого и среднего бизнеса. Другие на разного рода программы не надеются, воспринимая разговоры о «цифровой экономике» в Тверской области с иронией. Предприятия в Тверской области душат проверками, и это и без того нелегкое время кризиса. Больше всего жалоб на необоснованные требования проверяющих их Пенсионного фонда Тверской области и Рос-технадзора.
В конце 2016 года был принят закон о промышленной политике в Тверской области, чиновники и ряд предпринимателей верят в то, что он поможет региональному бизнесу. Большие надежды возложены на региональный фонд развития промышленности. Тем не менее все понимают, что сейчас сложилась ситуация недоверия бизнеса к власти. И если этого доверия не будет, то все программы поддержки МСБ и стратегии по достижению президентских ключевых показателей эффективности (KPI) окажутся провальными.
На чествовании ветеранов отрасли выступили зампред правительства региона, бывший ректор ТвГУ Андрей Белоцерковский, депутат ЗС, руководитель ржевской «Электромеханики» Виктор Константинов и пока еще глава города, бывший директор индустриального техникума Александр Корзин.
Помимо предпринимателей-промышленников и более-менее причастных ко всему происходящему мелких и средних работников администраций города и области в зал ДК пришли студенты, не слишком-то понимая глубины и смысла происходящего. Однако были и рабочие с реальных производств. Двое слесарей с «Хитачи» рассказали о своей зарплате в 50 тысяч, о жестком «кастинге» новичков и о нехватке квалифицированных рабочих рук.
«Самые слабые в ЦФО»
От казенных формальностей праздник машиностроителей наконец перешел в самую интересную стадию – первый тверской промышленный форум. Но, к сожалению, большая часть гостей до форума не дотерпела. Хотя темы на пленарном заседании и круглых столах поднимались весьма значимые.
Советник Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Александр Пискунов рассказал о блокчейне в Китае, в частности о том, как местное население буквально контролируют и начисляют баллы за здоровую гражданскую позицию и законопослушность. В то же время России нужно переходить на цифровую экономику и активно осваивать все драйверы 4-й промышленной революции, в противном случае мы окажемся не только за бортом конкурентоспособности, но и современной цивилизации.
Руководитель Экспертного центра при уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в Тверской области Анастасия Алехнович выступила с презентацией, в которой разложила промышленную карту Тверской области на молекулы. Добавленная стоимость на одно рабочее место и динамика доли ВПРМ от общего числа рабочих мест в Тверской области практически равна нулю, мы самые слабые в ЦФО. С 2011 по 2016 год предприятия Тверской области только сокращали рабочие места.
Несмотря на явную провинциальность и неопытность организаторов, «очередной дебют» Тверского промышленного форума можно назвать удачным. Он, конечно, даже отдаленно не дотягивает до уровня организации Тверского информационного форума, который проходил много лет назад под руководством тогдашнего губернатора Дмитрия Зеленина и совсем выглядит по-детски по сравнению с форумом «Умное производство», который в 2010-2011 годах в УПДК «Завидово» в Тверской области организовывал главный редактор одноименного журнала Геннадий Климов, все же это лучше, чем ничего. Это первый шажок новой команды губернатора Игоря Рудени к выздоровлению. Хотя сам губернатор форум не посетил, и правильно сделал. Еще рано.
Комментарии экспертов
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тверской области Антон Стамплевский:
– Конкретная поддержка промышленного бизнеса областным правительством в создании фонда развития промышленности Тверской области. Это не просто декларация, в бюджет заложены областные деньги – 48,3 млн рублей. Кроме того, 70% от этой суммы мы сможем привлечь из федерального бюджета. Губернатор поддержал предложение по субсидированию процентной ставки по кредитам, взятым предприятиями на модернизацию, это самая эффективная мера поддержки, по опросам промышленников. Конечно, основная повестка дня крутится вокруг указа президента по ВПРМ, их росту до 25 миллионов. На мой взгляд, этой цифры не достичь к 2020 году, но к 2025 году вполне реально. Все зависит от мер поддержки и от разного рода проблем как внешнеэкономических, так и внутренних: отсутствие программы, прогноза подготовки кадров и обратной связи.
Генеральный директор ООО «ПромМеталл», сопредседатель общественного совета при министерстве промышленности и информационных технологий Тверской области, руководитель рабочей группы по вопросам промышленного производства Андрей Дмитриев:
– Общественный совет при министерстве промышленности и информационных технологий Тверской области готовил не просто выставку и концерт, а рабочую площадку для обсуждения злободневных вопросов. На форум приехало достаточно много федералов, рассказывающих о ВПРМ, цифровой экономике, факторах пространственного развития регионов. На проблемы нужно обращать внимание. То, что мы чествуем ветеранов, это хорошо, но думать-то надо и о будущем. Хотелось бы в перспективе формировать повестку дня о тверской промышленности не по остаточному, а по приоритетному принципу. Нужно выявлять наиболее перспективные направления для региона и бить в одну точку. По самым скромным подсчетам модернизация текущих производственных мощностей и дальнейшее развитие региональной промышленности обойдется в 3 млрд рублей.
Бывший заместитель губернатора по промышленности Тверской области Анатолий Боченков:
– Машиностроение составляло 40% ВВП Тверской области. Этот областной праздник начался с того, что я пришел к Платову и сказал: «День строителя есть, день химика есть, а дня машиностроения нет». Денег в бюджете не было, но мы собрали директоров и своими силами в 2003 году провели первый областной день машиностроителя. Нынешней власти нужно понять, что машиностроение – самое главное в экономике и промышленности. Хотим мы этого или нет. Даже мастерки и швейные иголки делает машиностроение с помощью станков. Это ж надо понимать. Я видел, как плакал Николай Паничев (последний министр станкостроительной и инструментальной промышленности СССР. – Прим. ред.) оттого, что Япония сделала станков в 83 раза больше, чем мы. Ведь станок – это целая технология. И не понимать этого можно либо от убогости, либо от отсутствия понимания в госуправлении. Раньше министры проходили цепочку от начальников цехов, главных инженеров, директоров предприятий. Превалировала высокая культура как техническая, так и моральная. Сегодня министры промышленности – это социологи и финансисты.
Сопредседатель регионального штаба ОНФ, депутат Заксобрания Тверской области Павел Яковлев:
– Приятно, что старт подобного промышленного форума состоялся именно в Тверской области. Но самое главное, чтобы все озвученное на пленарном заседании и круглых столах не было просто словами. А для этого на рабочих площадках должны присутствовать чиновники рангом не ниже заместителя губернатора – их я видел только на торжественной части. Получается, что все деловые предложения бизнесменов и экспертов прозвучали для таких же предпринимателей и для журналистов, а не для вторых, третьих лиц региона.
Две промышленные реальности
Главный редактор журнала «Умное производство» Геннадий Климов:
– К сожалению, в Тверской области существуют как бы две реальности, две промышленные элиты. Одна задает федеральный и даже мировой тренд, например, в вопросах цифровой экономики. Сегодня о ней говорят руководители всех государств. Германия концепт «Индустрия 4.0», например, сделала национальной программой. В США имеется инициатива, известная как Коалиция лидеров умного производства (SMLC), которая также занимается будущим производства. SMLC является некоммерческой организацией практических работников обрабатывающей промышленности, поставщиков и технологических компаний, производственных консорциумов, университетов, государственных учреждений и лабораторий. Заметьте, что все это родилось десять лет назад (примерно на семь лет раньше, чем в Германии и США) в России, и в частности в Твери.
Но есть вторая реальность и вторая промышленная элита, интегрированная с чиновниками: архаичная умирающая промышленность предыдущих технологических укладов. На прошлой неделе я с внуками случайно попал на центральный рынок в Твери: еще недавно здесь бурлила жизнь, и никто не мог поверить в наше предсказание, что все это скоро рухнет под натиском электронной логистики и электронной торговли. К сожалению, такая же судьба ждет большинство тверских промышленных предприятий. Выживут только ремесленные малые предприятия и те, у руля которых окажутся люди, которые найдут в себе силы понять основные принципы новой цифровой реальности.
В Твери не так все плохо. Пока проходило это формальное мероприятие под названием Тверской промышленный форум, реальные промышленники обсуждали в другой части города идею создания в Твери «программистского хаба» (речь идет о создании группы компаний с многомиллиардной капитализацией, и, возможно, ее штаб-квартира будет в Твери). Кстати, к Аркадию Воложу, 20 лет назад запустившему вместе с Ильей Сегаловичем поисковую систему Yandex.ru, на прошлой неделе приходил Владимир Путин – поговорить об искусственном интеллекте. Президент справедливо полагает, что тот, кто первым создаст ИИ, будет доминировать на планете. Это сегодня так же важно, как в середине ХХ века борьба за обладание ядерной бомбой.
То, что Yandex «оживает», я стал замечать еще 10 лет назад. Я тогда только начинал свои исследования в семиотической антропологии, еще даже не зная, что они так называются. Но когда начинаешь «правильно думать», то замечаешь, что Yandex подсовывает тебе публикации, в которых есть ответ на текущий вопрос. Не уверен, что даже Аркадий Волож знает, как это работает. Это напоминает игру медиума с ноосферой. Мысль – это коммуникации. Мысль рождается не человеком, а средой. Отсюда простой вывод. Если вы хотите побеждать в конкуренции в высокотехнологическом секторе, то вкладывайтесь в хабы. Конкурируют не мозги ваших сотрудников, а конкурируют творческие атмосферы, созданные в корпорациях и государствах. Поэтому так важна, например, демократия. Поэтому демократические корпорации всегда побеждают, а диктатуры в любом виде всегда отстают.
Искусственный интеллект в любом виде не имеет ценности, если с ним нет коммуникационного канала. Проблема таких каналов есть даже среди людей различных социальных страт, различных культур. Все войны начинаются из-за несовпадения культурных кодов. Это несовпадение приводит к непониманию и страху. Одна из причин, почему наши производственники даже не пытаются выходить на мировые рынки или терпят там неудачи, – непонимание важности межкультурных связей… Можно создать роботов-переводчиков, но проблему коммуникаций это не решит. Поэтому хотел бы посоветовать тверским промышленникам: не тратьте время на реанимацию прошлого, живите будущим.