Виртуальная реальность постепенно превращается в один из самых динамичных и привлекательных драйверов IT-индустрии. Это перспективный и прибыльный бизнес, но лишь за рубежом. В России технология VR пока не столь востребована и ассоциируется в первую очередь с развлечениями. Однако виртуальная реальность – это не только игры, но и медицина, обучение, строительство и другие сферы деятельности. Тверитянин Даниил Гудков, директор компании Eyedentity360, создавший свой эффективный бизнес в IT-индустрии, рассказал «Каравану» о последних трендах в технологиях виртуальной и дополненной реальности, об отношении к российским бизнесменам в Дубае и об огромном потенциале тверских программистов.
Быстрее, чем европейцы и американцы
– Даниил, почему в качестве основной сферы деятельности была выбрана виртуальная реальность?
– В самом начале пути, в период становления компании, мы прощупывали рынок дополненной реальности. В России сделали несколько совместных проектов с «Теле2» и «Мегафоном». И лишь через какое-то время переключились на VR, так как это стало популярным общемировым трендом. Спектр услуг нашего холдинга – кастомизированные проекты под ключ, один из последних – визуализация в 3D и VR для дубайского парка развлечений Motiongate. Сам парк еще не был построен, а мы его воссоздали в точности со всеми персонажами и аттракционами буквально за месяц, заказчики поразились. Мы доказали, что российские ИТ-специалисты работают быстрее и качественнее европейцев и американцев.
Могу сказать, что в Дубае и вообще в ОАЭ отношение к бизнесменам своеобразное: если ты из Великобритании – все двери открыты, а если из Индии или России – человек третьего сорта. К проекту подключались компании Lionsgate, DreamWorks, Sony Pictures Sturios, они предоставляли права на использование анимационных персонажей. Презентации парка развлечений прошли в нескольких торговых центрах Дубая.
Виртуальная реальность – основная сфера деятельности группы компаний, но существует и ряд смежных направлений. Например, видео 360 с помощью промышленных дронов, способных поднять 6–8 камер одновременно. В Лондоне есть компания, с которой мы совместно работаем над созданием серийного производства очков для виртуальной реальности. С нашей стороны – начинка, софт, инжиниринг, контент, а британские партнеры заняты маркетингом и дизайном.
– С чем можно сравнить ваш российско-британский продукт?
– Мы выпустим на рынок два продукта: очки OPTO VR, аналогичные самсунговским Gear VR, и очки OPTO Х – для работы со стационарным компьютером или ноутбуком. Главный плюс OPTO VR – возможность синхронизироваться с разными моделями смартфонов, а также встроенные колонки для полного погружения.
Виртуальная реальность и «Интернет навыков»
– Когда мы говорим о виртуальной реальности, то первое, что приходит на ум, – компьютерные игры, развлечения, но ведь в последние годы технология VR шагнула в медицину, ОПК, строительство…
– Безусловно, перспективы данного направления огромны, рынок стремительно расширяется. Сейчас наша компания работает над технологиями, которых нет в свободном доступе, например передача и сшивка видео в высоком качестве без задержки во времени на программном уровне, так называемый стриминг и стичинг. Живой стриминг видео 360 в высоком качестве предоставляют пока лишь топ-производители камер Nokia, Kodak, а также ряд молодых компаний, только что проклюнувшихся из стартапов (либо есть очень дорогие решения с применением дорогостоящего оборудования, так называемая сшивка на аппаратном уровне). Но их решения слишком дорогие, наш проект будет доступнее.
В Барселоне на международном мобильном конгрессе мы показывали один из перспективных кейсов – удаленная медицина, где применялась технология стриминга видео на основе интернет-оборудования поколения 5G. Потребность в осмотре высококвалифицированных врачей есть в странах третьего мира. Например, врач из США в очках VR и специальных тактильных перчатках с электромагнитными импульсами может прощупать печень пациента из Сомали. Все движения врача повторит установка с роботизированной рукой, находящаяся на другом конце света. И в зависимости от плотности органа на перчатку поступит определенный вибрирующий сигнал. Сразу после Барселоны оборудование отправилось на презентацию в Лос-Анджелес. Там был показан «Интернет навыков» в действии, а именно кейс по дистанционному обучению игре на пианино.
Потенциальный обучающий проект мы разрабатываем для строительной компании. Надевая очки VR, стажер проходит интерактивный тур, где на его пути всплывают подсказки по монтажу и осмотру того или иного оборудования, коммуникаций.
– Есть ли аналоги у этой технологии?
– Пока нет. Передача данных без задержки во времени – одно из главных условий работы виртуальных кейсов. Тут большую помощь оказали шведские партнеры из Ericsson. На сегодняшний день они лидеры в производстве телекоммуникационного оборудования пятого поколения. В Англии эра 5G уже началась. Будем надеяться, что 5G придет и в Россию.
Футбольный матч глазами Неймара
– Если говорить о развлекательном направлении виртуальной реальности, то в перспективе эта технология получит серьезный импульс к развитию благодаря трансляции спортивных событий и в киноиндустрии. Представьте, чемпионат мира по футболу, стадион: можно продать место за 500 долларов, а можно разместить камеру, и у миллионов людей по всему миру появится доступ к виртуальной трансляции. Человек смотрит футбол практически вживую со стадиона. А если прикрепить камеры к игрокам, то мы увидим игру от первого лица. Конечно, к этому мы придем лет через пять, но за такое люди точно будут платить.
Буквально вчера читал статью о Netflix, у них 428 миллионов пользователей и оборот порядка 50 млрд долларов. Если добавить к приставкам IPTV выходы под виртуальную реальность и соответствующий контент – тот же спорт и кино, то оборот компании увеличится минимум на 30%.
– Со спортом понятно, а как будет выглядеть виртуальное кино?
– Прошлогодняя премьера фильма «Хардкор» доказала, что эра виртуального кино не за горами. Такого рода фильмы от первого лица нужно смотреть не на плоском экране, а в очках, чтобы ощутить полноценное присутствие. В Samsung Gear есть небольшие трейлеры к нашим российским фильмам. В трейлере к картине «Время первых» можно выйти в космос и что-нибудь там поделать рядом с персонажами фильма.
Тверь могла бы стать российским Сан-Франциско
– За эти годы мы приобрели очень большой опыт работы в Катаре, Кувейте, ОАЭ, Великобритании. За последние полгода к нам в Тверь приезжало порядка пяти делегаций из партнеров и заказчиков. Повторюсь, что некоторые иностранные бизнесмены относятся к российским ИТ-компаниям с недоверием, но, поработав с ними, отмечают прогресс и выход России на хороший мировой уровень. Наши партнеры приятно удивились, увидев работу местных программистов и инженеров. У Твери есть серьезный потенциал и человеческий капитал, чтобы стать IT-кластером, по аналогии с Силиконовой долиной в Калифорнии. Те иностранные компании, с кем мы работаем, заинтересованы в инвестициях, у них есть связи с монстрами вроде «Гугл» или «Фейсбук».
Последние выносят большую часть работы на аутсорсинг, что-то из их заказов может создаваться в Твери уже сейчас. Город между Санкт-Петербургом и Москвой идеально подходит на роль технологического кластера, где можно реализовывать серьезные заказы от серьезных компаний. У нас дешевле и человеко-час, и вопросы с логистикой. Своей работой мы доказали, что уровень российских ИТ-специалистов не хуже, чем на Западе. Просто стоит уходить от централизации, как это делают в США: Вашингтон – столица, Нью-Йорк – финансовый центр, Лос-Анджелес – киноиндустрия и развлечения, Сан-Франциско – ИТ и микроэлектроника.
Моя мечта видеть в нашем городе развитую ИТ-экосистему, дающую рабочие места молодым специалистам, помогающую творить и поддерживающую молодые компании для выхода на международный уровень. Это пойдет на пользу как обществу, так и городу. От лица компании могу сказать, что мы активно готовы участвовать в формировании подобной экосистемы. В наших планах сотрудничать с университетами Твери в рамках развития таких проектов, как медицина на расстоянии.
– На базе чего должен строиться тверской ИТ-кластер, ведь «Сколково» оказался не самым удачным проектом?
– Европейские бизнес-инкубаторы на голову выше российских и по уровню организации, и по успешности превращения стартапов в автономный бизнес. Я в этом лишний раз убедился, посетив австрийский Pioneers Festival. Венчурный фонд в Твери выделяет на развитие стартапа 15000 долларов, из которых половину забирает, также забирает и 50% молодой компании. Для сравнения: самые жесточайшие условия в мире – 8% акций компании и 30000–50000 долларов просто за голую идею. Уровень развития стартапов и нового бизнеса в России довольно слабый.
Безусловно, из этого тупика нужно как-то выходить и больше не повторять ошибок «Сколково». Строительство «ТверьСити» и «ТверьЭкспо», как мне кажется, отличная идея. Там можно проводить форумы международного уровня и размещать резидентов ИТ-кластера.
На данный момент в Твери нет условий, побуждающих молодых специалистов создавать новые стартапы либо устроиться на интересную работу в международную ИТ-компанию, получить уникальный опыт, возможность быть в тренде, участвовать в международных проектах. Наше большое желание – создать подобную экосистему в Твери, что, само собой, невозможно без поддержки властей. Мы нуждаемся в профессиональных кадрах, а город нуждается в крупных коммерческих структурах, способных привлекать инвестиции. Тверь заинтересована в сохранении «мозгов», а не в их оттоке, мы способны активно участвовать в организации технологических выставок в формате будущего «ТверьЭкспо».
– Вы верите в реальность этих проектов? Ведь у Тверской области традиционные проблемы с деньгами и исполнителями.
– При успешной реализации «ТверьСити» и «ТверьЭкспо» могут стать витриной города. Думаю, Игорь Руденя справится с задачей. Мы же, как представители ИТ-бизнеса, обеспечим организацию проведения международных выставок с участием ведущих мировых компаний, привлечем зарубежных партнеров и их друзей. Все должны понимать, что в перспективе ИТ-кластер – это новые рабочие места, имидж города и области, повышение инвестиционной привлекательности.
В Твери довольно много компаний работают по аутсорсингу как на Москву, так и на зарубежные компании. На самом деле в нашем городе гораздо больше инновационных производств, чем кажется на первый взгляд. Я знаю неплохие биологические стартапы, есть производство высокоточных машин по покраске дорог и даже производство вертолетов.
Павел Кириллов