В центре Твери в результате пожара был серьезно поврежден памятник архитектуры. В ночь с 26 на 27 сентября на улице Крылова произошел пожар, охвативший здание исторической усадьбы, в которой еще недавно функционировала автошкола «ВОСК». Огнем уничтожены внутренние помещения на первом и частично на втором этажах, а также деревянные перекрытия. Здание связано с бывшим начальником ГИБДД по Тверской области Валерием Кучерявых и его супругой Мариной Польщиковой, которые были фигурантами крупного коррупционного скандала.
Усадьба постепенно приходила в упадок
Одноэтажный кирпичный дом с белокаменным цоколем – образец тверской застройки XIX века в стиле классицизма, позже несколько обновленной. Старые документы свидетельствуют, что здание в 1889 г. принадлежало мещанину Н.Ф. Филаретову.
В 1991 году здание взяла в аренду группа компаний, входящих в «ВОСК» (Временное объединение самостоятельных коллективов). Основал группу компаний инженер-строитель Сергей Польщиков, первым построивший в Твери кооперативное жилье с подземной парковкой, частные банки (например, здание «Тверьуниверсалбанка»). Польщиков горел желанием превратить улицу Крылова с особняками на ней в некую резиденцию близких по духу, работе и по виду деятельности людей. С целью закончить реставрацию в трех домах ансамбля «ВОСК» (дома № 23, 25 и 27) были приглашены энергичные авторы проектов.
В особняке «ВОСК» располагался гостевой дом, в котором любили тусоваться члены Тверского отделения Союза архитекторов, был ресторанчик, банкетный зал с роялем и камином, где выступали артисты, проходили творческие вечера. Это был своего рода общественный и светский центр, который охотно посещали деловые, творческие и прочие солидные люди – от начинающих художников до губернаторов.
Однако Сергей Польщиков проиграл суд с Росимуществом, и здания, входящие в усадьбу «ВОСК», признали собственностью государства как памятник архитектуры. Первой женой Сергея Польщикова была Лариса, хозяйка первой тверской частной художественной галереи современной живописи «Аврора», однако после развода его супругой стала Марина Польщикова. После смерти Сергея в 2006 году контрольный пакет в фирме ООО «ВОСК» перешел к ней. В дальнейшем Марина Польщикова вышла замуж за начальника управления ГИБДД Тверской области Валерия Кучерявых, а через несколько лет оказалась в центре финансового скандала (под залог недвижимого имущества с коллегами взяла крупный кредит в Сбербанке), а затем и уголовного дела.
Летом уже был пожар
В феврале 2017 года суд посчитал, что Валерий Кучерявых заставлял подчиненных составлять фиктивные протоколы об эвакуации транспортных средств на стоянку, принадлежащую фирме Польщиковой. Та на основании фиктивных протоколов получала субсидии из бюджета. Ущерб составил 5,8 млн рублей. Эта сумма взыскана с осужденных в солидарном порядке. Все их имущество было арестовано. Усадьбу «ВОСК», поскольку она находилась в аренде как памятник историко-культурного наследия, нельзя было продать, чтобы выполнить свои обязательства перед кредиторами.
Деревянное здание, в котором располагалась автошкола «ВОСК» и были зарегистрированы другие предприятия Марины Польщиковой, 16 июня этого года сильно пострадало в пожаре из-за умышленного поджога. Огонь начал распространяться именно с комнаты, где хранились архивы. Пострадавшее трехэтажное деревянное здание в дальней части усадьбы не имело исторической ценности.
Второй пожар не случаен?
На данный момент усадьба числится в аренде у двух фирм, связанных бизнесом и общими учредителями с компаниями «ВОСК». По имеющейся информации, оба юрлица находятся в стадии банкротства и у них назначен конкурсный управляющий.
Арендаторы зданием не занимаются. Более того, на его исторической территории находится деревянный новодел, где и располагалась автошкола «ВОСК».
Сейчас этот усадебный комплекс – памятник архитектуры регионального значения – пустует. Охраны нет, на территории часто гуляют дети, ночуют бомжи. Не исключено, что пожар 27 сентября возник из-за оплошности одного из «гостей», решивших в холодную осеннюю ночь погреться у открытого огня внутри здания.
Не стоит исключать и криминальную версию случившегося пожара.
Эксперты, конечно, установят точную причину возгорания. Но на первый план уже сейчас выходят злободневные вопросы, а именно: каким образом восстановить поврежденную часть усадьбы и что нужно сделать для того, чтобы исторические памятники архитектуры были надежно защищены от подобных бедствий.
Александр Арсенов