Возродится ли архитектура в Тверской области? Что увидит Путин, если поедет на машине из Москвы в Санкт-Петербург

10.10.2017, 13:21

Все труднее сохранять единство страны, перераспределяя доходы от нефтяной ренты. Регионы сегодня должны искать собственные факторы экономического и культурного развития. Главной задачей губернаторов до сего дня было обеспечение социальной стабильности, но теперь главное – обеспечивать конкурентоспособность в борьбе за инвестиции и человеческий капитал.

Культура и идеи – тот ресурс территорий, который в экономике распределительного плана не ценился. Но сегодня на него будет особенный спрос. Здесь Тверской области придется особенно трудно: у нас десятилетиями не ценили тех, кто создает дух местности, формирует ее душу. Душа территории лучше всего проявляется в архитектуре, и именно Тверь и Тверская область в советское время сильнее всего пострадали от «обездушивания», сноса и медленного разрушения храмов, дворянских усадеб, знаковых зданий городов. А также от серой массовой застройки 70–80-х годов ХХ века. С этим надо срочно что-то делать.

 

Архитектура – язык, на котором говорит территория

В рамках выполнения поручения президента РФ Владимира Путина о возрождении института главных архитекторов в регионах в Тверской области создано Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности. Об этом сообщил губернатор Игорь Руденя в ходе заседания регионального правительства. Руководителем вновь созданного органа власти, главным архитектором Тверской области назначена Лариса Таланина.

 – Перед главным управлением стоят серьезные задачи по систематизации градостроительной деятельности, актуализации схемы территориального планирования региона, на основе которой будут развиваться экономика и социальная сфера Верхневолжья, – напутствовал нового главного архитектора Игорь Руденя.

В непосредственном контакте с Главным управлением архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области будут работать главные архитекторы муниципалитетов. 

– У нас много исторических городов: Тверь, Осташков, Вышний Волочек, Торжок. Любое вмешательство в их архитектурный облик должно идти в соответствии с правильно принятыми генеральными планами развития муниципальных образований, – отметил Игорь Руденя. 

Лариса Таланина окончила Академию народного хозяйства при Правительстве РФ, ныне РАНХиГС, кандидат философских наук, до 1 февраля 2007 года она возглавляла Главархитектуру Тверской области. Работала в Министерстве регионального развития РФ, в московских коммерческих организациях, занималась разработкой проектов территориального планирования ряда субъектов и городов РФ. До сего дня была заместителем начальника департамента градостроительства, территориального планирования и архитектуры Тверской области, который преобразован в вышеозначенное управление.

Будем надеяться, что у Ларисы Таланиной все получится. А то уже стыдно за регион. Представляете, если президент Путин решит проехать на автомобиле от Москвы до Санкт-Петербурга? Это же будет позор! Тверская область по обочинам главной трассы страны производит гнетущее впечатление.

Шедевр классической архитектуры Вышний Волочек в запустении, там разруха начинается в головах власти и местечковой «элиты». Торжок – сакральное место всей христианской цивилизации, место, откуда пошло на Русь христианство.  И там тоже наблюдается духовное запустение и архитектурная разруха. Пора привести в порядок и найти применение архитектурному шедевру – усадьбе Раек. Когда-то он принадлежал заводу «Центросвар», где я работал. У нас в Райке действовал профилакторий для сотрудников, и мы планировали открыть там гостиницу для туристов, проезжающих по дороге Москва – Ленинград.  Нам тогда не дали это сделать, но прошло почти четверть века, а Райку так и не нашли заботливого хозяина.

Да и в Твери есть ключевые архитектурные объекты, с которыми надо что-то решать. Рухнувший речной вокзал, визитную карточку Твери, необходимо не только восстановить, но и наполнить новым содержанием публичного городского пространства. Новую жизнь надо дать сгоревшей детской городской больнице, вернуть исторический облик Затверецкой набережной, восстановить парк «Воксал» – один из старейших парков города Твери, известный с XVIII века. Нужно как-то оживить «заброшку» в самом центре, на пересечении Трехсвятской и Новоторжской улиц. Это прекрасное здание находится в таком ужасном виде только из-за равнодушия чиновников областной администрации.

И наконец, доколе у нас будет стоять пустым бывший Киноконцертный зал на Рыбацкой, прямо за Законодательным собранием Тверской области? Хотелось бы верить, что Лариса Таланина станет действительно главным архитектором с большой буквы, а не банальным чиновником, который решает земельные споры.

 

Тверской Спас: почему собор до сих пор не восстановлен

Четвертого октября Игорь Руденя провел совещание, посвященное строительству Спасо-Преображенского собора в городе Твери. В обсуждении приняли участие митрополит Тверской и Кашинский Виктор, управляющий фондом «Собор» Владимир Архаров, члены регионального правительства, руководство города Твери и прочие представители духовенства Русской православной церкви (РПЦ).

– Спасо-Преображенский собор – это сердце Твери и области. Возрождение святыни – наш долг перед многими поколениями жителей города. Это очень важно для сохранения системы традиционных морально-нравственных ценностей и духовных ориентиров нашего народа, – отметил губернатор.

Участники совещания обсудили ход восстановительных работ и их финансирование. Марафон «Народный Спас» по сбору благотворительных взносов на восстановление собора стартовал 4 апреля 2017 года. Губернатор Игорь Руденя обратил особое внимание на необходимость строгого контроля за расходованием пожертвований, информирования граждан о ходе работ. Свое согласие войти в попечительский совет собора дал Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Александр Беглов.

Напомню историю. Первый Спасо-Преображенский собор был заложен в 1285 году святым благоверным великим князем Михаилом Ярославичем Тверским и первым тверским епископом Симеоном. На протяжении шести с половиной веков он был главным кафедральным храмом города и являлся духовным символом тверской земли. В советские годы собор был взорван. Во всех других областных городах, где центральные храмы также были разрушены, кафедральные соборы давно восстановлены. Но не в Твери. Причина в том, что Тверской епархии этот собор экономически не выгоден. Богатых прихожан там нет, припарковаться ВИП-персонам из чиновников на своих лимузинах негде, место непроходное – на свечках и требах много денег тоже не соберешь. 

Много лет назад усилиями мецената Валерия Гусева началась подготовительная работа по восстановлению святыни. На заборе вокруг будущего храма появился портрет владыки Виктора в обнимку с тогдашним губернатором Андреем Шевелевым. Однако вскоре Валерий Гусев был отстранен от руководства фондом, и дело как-то без него сразу не заладилось.

Собор Святого Спаса, если воссоздавать его исторический размер, не намного больше часовни Михаила Тверского, которую тверские жители в конце тяжелых 1990-х за несколько месяцев построили на острове у устья Тьмаки. Тогда просто сложились деньгами по своей доброй воле несколько состоятельных горожан. Не могу вспомнить всех меценатов, но Михаил Круг дал приличную по тем временам сумму. Сбором средств руководил тот же Валерий Гусев.  Митрополит Виктор к этому имел самое опосредованное отношение. И тогда все получилось, а теперь без губернатора построить храм невозможно?

Владыка Виктор вообще первые годы после перестройки, когда общественность боролась за храм Святой Екатерины и Вознесенский собор, противодействовал открытию новых церквей. Православным людям приходилось ездить в Москву жаловаться на Виктора, который противостоял народному запросу на христианское возрождение.  Однако тверская образованная православная общественность добивалась своего – храмы открывали, несмотря на сопротивление церковного начальства, которое больше Божьего гнева боялось образования финансово-самостоятельных приходских общин.

Через несколько лет Виктор придумал, как сохранить финансовый контроль над стихийно возникающими приходами. Он сам себя стал назначать настоятелем всех новых церквей и переводить их в статус «архиерейского подворья». Как и в любой организации, у Церкви есть своя экономика. Если кто-то думает, что священники питаются святым духом, то вы, поверьте, ошибаетесь. Им тоже надо содержать свои семьи и церкви, и на миссионерскую просветительную деятельность тоже нужны средства, да и в церкви тоже нужно помогать нуждающимся. Все это держится на приходской общине. Но Виктор их разрушил, централизовав все приходы в пирамиду, по подобию сетевого маркетинга.

Сельские попы иногда голодают и не могут содержать в достатке свои семьи, зато владыка Виктор наряжается в пятьсот первое облачение, шитое золотом. Во время визита патриарха Кирилла в Нилову пустынь было как-то даже неудобно – наш тверской епископ был самым нарядным, сверкал, как золотое яйцо. И каково было на все это смотреть с неба святому Нилу Столобенскому, отшельнику-бессребренику?

Христианская миссионерская деятельность в Тверской епархии ушла на второй план, главными стали бизнес-интересы церковной верхушки. Пока наши простые  тверские священники бегали с кадилами по требам и преподавали в православных школах, их храмы захватили мигранты с Украины, купившие семинарские дипломы на одесском Привозе. И никого не интересовало мнение прихожан и меценатов, усилиями которых эти храмы были восстановлены и построены.

Разрушительные процессы в Тверской епархии стали нарастать после сентября 2011 года, когда архимандрит Адриан, настоятель собора Вознесения в Твери, был отправлен епископом во Ржев. Тогда нарушилось равновесие, система сдержек и противовесов, в Тверской епархии.  После этого «тверская партия» просвещенных христиан стала терять влияние. На вершину стали подниматься малообразованные мальчики с Украины, которые прибывают к нам на заработки.

В Тверской епархии так неблагополучно, что без помощи губернатора и Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО мы даже не можем восстановить тверской Спас. Похоже, Михаил Тверской не благословляет потомков. 

***

Губернатора Игоря Руденю нам Бог послал, у него нет синдрома выученной беспомощности. Все наши тверские земляки, даже самые влиятельные, уверены, что нельзя изменить ситуацию в тверском отделении Русской православной церкви, пока там командует митрополит Виктор. Так же как нельзя построить в Твери современный аэропорт, потому что до этого ни у кого не получалось. Нельзя в Тверской городской думе извести коррупционные традиции и непрофессионализм, потому что так там заведено. Руденя не знает ничего этого, и, возможно, у него получится.  

Геннадий Климов

27 0
Лента новостей
Прокрутить вверх