Евгений Пичуев, новый избранный председатель Тверской городской думы, человек, как выразились некоторые наши коллеги, «немедийный». Для нас это было удивительно, Евгений Евгеньевич – частый гость на наших страницах, талантливый организатор здравоохранения, человек, больше 20 лет возглавляющий одно из самых крупных лечебных учреждений Тверской области – клинику Тверского государственного медицинского университета. Однако то, что он возглавил Тверскую городскую думу, для нас тоже стало неожиданностью.
Через три дня после голосования депутатов мы встретились в кабинете Евгения Пичуева в стоматологической клинике ТГМУ на Беляковском переулке. Пока он трудится здесь, но планы на будущее уже просматриваются.
«Я ничей»
– Евгений Евгеньевич, мы были готовы к тому, что вы станете руководителем, например, министерства здравоохранения Тверской области, но то, что вы будете руководителем Тверской городской думы – это какой-то новый поворот в судьбе. Как это произошло?
– Во-первых, я показал хорошие результаты на выборах по партийным спискам. Я шел по 13-му округу, и процент голосования за партию «Единая Россия» у нас был достаточно высоким, несмотря на то, что округ непростой – Мигалово, Мигаловская набережная. Это сыграло роль, ведь на пост председателя меня выдвигала партия, видимо, решив, что есть потенциал, есть возможность выстраивания работы в думе на консолидированном уровне.
– Насколько я понимаю, сейчас в думе сложились две такие «надфракции» – старые и новые депутаты, а вы, получается, компромиссная фигура. Человек в политике новый, ни к какому лагерю не относитесь.
– Да, я ничей (улыбается). В думу прошло много новых депутатов. И они должны вдохнуть в городской парламент новую жизнь. Я мало общался с депутатским корпусом прежнего созыва, меньше знаю их возможности, наблюдал за ними со стороны, как обычный гражданин Твери. Но за время предвыборной кампании, во время праймериз, предвыборной агитации я познакомился со вновь пришедшими депутатами, и у меня есть представление, кто на что способен, какое есть видение развития города, как человек будет работать. Что касается того, что было до меня, я даже стараюсь не вникать в те процессы, которые шли в думе, – хорошие или плохие. Я надеюсь, что в этом созыве мы будем создавать новый стиль работы. Будем работать по-своему, с новым видением, с новыми депутатами.
Этот созыв социально направленный, в думу пришли люди, работавшие руководителями в социальной сфере, не просто врачи и учителя, а организаторы. Кроме того, есть депутаты из реального производственного бизнеса. Молодые, амбициозные, которые хотят работать, а не просто отсидеться в думе, получив мандат и значок депутата. Люди пришли не за статусом и властью, а что-то полезное сделать, чтобы с их фамилиями были связаны добрые и правильные дела. Как вот иногда пишут про меркантильные интересы, лоббизм – так вот во вновь пришедших депутатах я этого не вижу. Хотя люди все разные, можно почувствовать настрой человека, либо он лицемерит, либо реально на что-то способен.
– Как понимать то, что до избрания нового главы города заседания Тверской городской думы будет вести прежний спикер Александр Корзин?
– Я не буду комментировать этот законодательный нюанс. Скажу лишь, что лично для меня тут есть плюс: я новый человек в городской политике, и сейчас у меня есть время, чтобы разобраться, впитать в себя опыт.
Перспективы медицинского туризма
– Мы с вами много говорили в прошлых интервью о перспективах Твери как центра развития медицинского туризма. Конечно, потеряно время, город теряет кадры – врачи уезжают, устаревает материально-техническая база, развиваются конкуренты – тот же Ярославль реализует такую программу. Но все-таки на вашей новой должности, может быть, вы сможете повлиять на этот процесс – создать какую-то городскую программу, найти инвесторов?
– Безусловно, я буду работать в этом направлении. Но надо понимать: у нас есть отличные медицинские кадры, практические врачи. Но беда города – отсутствие хороших баз оборудования. Среди городских медучреждений по-прежнему нет высокооснащенных клиник, куда бы мы могли на конкурентной основе пригласить жителей близлежащих регионов. Очень мало современного диагностического оборудования. Сейчас пока мы можем предложить руки и головы врачей.
Если мы хотим поддержать наших высококвалифицированных специалистов, их надо оснащать высокоинформативным оборудованием, которое даст возможность поставить правильный диагноз и назначить верное лечение, в том числе в стоматологии. В ней тоже много современного диагностического оборудования. Например, необходим стоматологический компьютерный томограф или магнитно-резонансный томограф. Ни в одном учреждении города такого оборудования нет, лишь одна частная клиника купила. А в Москве или в Европе это рядовое медицинское исследование, которое необходимо, чтобы установить костный состав, посмотреть, как подходят сосуды, нервы. Для лечения, для имплантологии МРТ необходима, чтобы не было осложнений. Отсутствие оборудования – главный стопор медицинского туризма.
– Хотя имплантология в Твери востребована среди жителей других регионов, она конкурентоспособна по цене и качеству.
– Тут мы могли бы конкурировать, и к нам продолжают приезжать, скажем так, бывшие тверитяне, которые знают об этом. Тем более что в связи с хорошим сообщением с Москвой, быстрыми поездами «Сапсанами» и «Ласточками» приехать в Тверь полечить зубы не проблема. Но чтобы запустить массовый медтуризм, надо создавать условия для этой массовости, быть не хуже, чем Москва, в плане оборудования.
Недооценен потенциал наших санаториев и профилакториев. На Кавказе в санаториях оказывается множество услуг помимо отдыха – множество лечебных и укрепляющих процедур. Почему бы нашим санаториям и базам отдыха не включить услугу обследования, зубопротезирования? Если привезти в Тверь к специалистам отдыхающих из той же «Барской усадьбы», такие услуги могли бы повысить привлекательность гостиницы в осенне-зимний период. Но, повторю, пока не будет технической базы, об этом говорить рано.
– Идут дискуссии по поводу судьбы здания сгоревшей детской областной больницы, рядом заброшенные корпуса бывшей 2-й горбольницы в парке «Воксал». Сейчас есть предложения, например, построить на месте сгоревшей детской больницы пятизвездочный отель. Но откуда Твери взять столько туристов, которые останутся тут ночевать? Если жителю Москвы захочется приехать побродить по городу, он может ограничиться одним днем. Может, стоит попытаться сохранить первоначальный медицинский профиль, подгрузить функциями санатория тот же будущий отель на берегу Волги?
– Это коммерческий проект, и надо разговаривать с теми, кто заинтересуется предложенным городской и региональной властью бизнес-планом, который, безусловно, мы должны правильно сформулировать. Направленность, о которой мы говорим, могла бы заинтересовать инвесторов, дать им дополнительную прибыль. Нельзя забывать, что население России потихоньку, скажем так, «взрослеет», начинает больше дорожить свои здоровьем. Губернатор старается поднять привлекательность Твери, ее статусность. Вы упомянули Ярославль, куда люди едут поправлять свое здоровье – там это важный фактор туристической привлекательности. Сейчас вопросами медицинского туризма в Твери никто вплотную не занимается, бизнесу трудно потянуть такой проект, нет рычагов влияния, деньги боятся вкладывать, не имея гарантий, нет информации. Речь идет о долгосрочных вложениях, отдача от которых наступит нескоро. Но такой бизнес может стать очень важным для города.
– Сейчас вы «над схваткой», не участник рынка медицинских услуг, а председатель Тверской городской думы. Может, надо начать совместный диалог успешных медицинских центров – клиника ТГМУ, Аваевский центр Карины Конюховой, клиника доктора Фомина, другие клиники, – чтобы выработать общую концепцию проекта создания в Твери настоящего центра медицинского туризма? Благо у нас даже есть пустующая изначально медицинская территория.
– Здесь должны сойтись желание власти и желание бизнеса. Тогда можно будет что-то выстроить. Все возможно, но сейчас нужна политическая воля, чтобы запустить этот процесс.
Беседовала Мария Орлова