7 октября Тверь присоединилась к пикетам за честные выборы президента и допуск к ним Алексея Навального. В сквере на проспекте Ленина собрались около 100 преимущественно молодых людей, некоторые выстроились у памятника с плакатами «Свободу выборам, свободу Навальному», «Выходи на дебаты, а не присылай полицию».
Одна из девушек нарисовала плакат тут же, обмакивая кисточку в фонтан: «Свободу Андрею, Марфе, Артему». По всей видимости, она имела в виду координатора штаба Навального в Твери Андрея Прокудина, волонтера Марфу Аксенову и юриста Артема Важенкова, которые были задержаны полицией накануне. Кроме них были задержаны также волонтеры Артур Баврин, Максим Лаптев, Даниил Корпусов.
Но больше всего «досталось», конечно, Андрею Прокудину и Марфе Аксеновой, которые провели 48 часов в отделении, обвиненные в неповиновении сотрудникам полиции. Суд должен был состояться на следующий день после пикета, но судья вернула дело в полицию, не поняв, в чем конкретно ребята нарушили закон. Какую цель на самом деле преследовала тверская полиция, становится очевидным из рассказа юриста Артема Важенкова:
– За два дня меня задерживали несколько раз. Сначала, когда я шел поздно вечером из штаба на остановку общественного транспорта, полицейские остановили меня якобы за нетрезвое состояние. Потом утром, когда я выходил из дома, меня остановили люди в штатском на обыкновенном автомобиле. Уже отпустив, меня снова позвали, заметив, что я несу свернутый плакат. Я думаю, что это все было сделано для того, чтобы меня не было на митинге. Так и вышло, ведь меня в Пролетарском РОВД продержали с 12 дня до 5 вечера.
Важно, что активисты пытались законным путем согласовать проведение пикета с администрацией Твери у памятника Салтыкову-Щедрину, однако чиновники отказали, сославшись на городскую акцию «ЗаСВЕТись», которая якобы должна пройти во всех районах Твери, и все площадки уже заняты (на практике это оказалось ложью). В итоге было принято решение перенести мероприятия в сквер напротив политеха:
«Согласно закону Тверской области, в этом месте возможно проведение пикетирования без согласования с администрацией численностью до 100 человек. На этот счет у нас есть не только закон Тверской области, но и постановление Пролетарского районного суда», – сообщили активисты тверского штаба Навального на странице «ВКонтакте».
Сотрудники полиции на пикете предупредили представителя штаба Навального Алину Проворову о том, что все происходящее будет фиксироваться на камеру и в случае превышения количества участников она как организатор будет привлечена к ответственности. Активисты не побоялись встать с плакатами у памятника Ленину, сотрудник полиции зачитывал их содержание кому-то по телефону и сообщал, что не видит в них экстремизма.
Действительно, какой может быть экстремизм в призывах соблюдать Конституцию РФ? Какая опасность может исходить от интеллигентной Марфы Аксеновой или Даниила Корпусова, который был задержан при попытке выйти из дома и передать друзьям еду в отделение? Если гражданская активность вызывает такой ажиотаж у правоохранительных органов, исполняющих чью-то политическую волю, это серьезный диагноз нашему обществу.
Дашун Самарина, Дмитрий Кочетков