На прошлой неделе Тверской театр юного зрителя открыл 85-й юбилейный сезон. «Караван» поговорил с директором театра Александром Бахаревым о творческих планах, поисках главного режиссера и о театральной лаборатории.
Новые постановки
– Александр Витальевич, чем будете удивлять зрителей в новом юбилейном сезоне?
– Постановками, которые, как и все последние 10 лет, выделяются режиссерской работой, актерским мастерством и традиционно задают высокую планку. Самая ближайшая премьера – «Король Лир» в постановке Наталии Лапиной, хорошо известной тверскому зрителю по спектаклям «Алиса» и «Мертвые души». Мы видим в ней режиссера со своим собственным, авторским взглядом и уверены, что эта постановка будет интересна зрителям любого возраста. Сейчас все цеха театра готовятся к премьере. Раскрою один секрет: художник-постановщик Александр Мохов предложил такую форму и технический план декораций, что зритель одновременно с игрой артистов будет видеть разрушение окружающего мира и мира короля.
– Какие планы по детским постановкам?
– В этом сезоне планируется выпустить четыре новых спектакля. Двадцатого октября состоится премьера детского спектакля «Загадка курочки Рябы», режиссером выступает заслуженный артист РФ Александр Борисович Романов. Параллельно идет подготовка к новогодней постановке по мотивам всем известного произведения «Щелкунчик». К этой работе мы с удовольствием привлекли Артура Ощепкова, который неоднократно ставил хореографию в нашем театре. В новогоднем спектакле он выступает и в роли режиссера, и в роли хореографа. Ну и названия еще двух спектаклей мы узнаем по итогам режиссерской лаборатории «ТЮЗ. Lab», которая пройдет с 23 по 29 октября.
– Прошлый сезон был ярким: громкая премьера «Пустоты», номинации на «Золотую маску». Будете ли в этом году подавать заявку?
– Конечно! Мы отправляли и будем отправлять заявки на каждую достойную работу. На Национальную театральную премию «Арлекин» мы подали заявку со спектаклем «Большая меховая папа», режиссер Екатерина Шумакова.
– «Пустота» не исчезнет с афиши театра?
– Нет, это репертуарный спектакль. Он пользуется большой популярностью, приезжают люди из Москвы, Санкт-Петербурга, соседних регионов. Пока он будет востребован, мы не перестанем его показывать. Возможно, история сложится, как со спектаклем «…Забыть Герострата» – 12 октября будет 10 лет, как он идет на сцене Тверского ТЮЗа.
ТЮЗ. lab
– Много ли было заявок на лабораторию «ТЮЗ. lab» в этом году?
– Самое интересное, что мы объявили прием заявок летом и думали, что не наберем к сентябрю. В итоге поступило 93 заявки от 70 режиссеров из разных уголков России (Новосибирск, Санкт-Петербург, Мурманск, Сургут, Москва, Казань и др.), причем обращались и дипломники, и маститые режиссеры. В итоге мы отобрали шесть кандидатур вместо четырех: Наталья Слащева, Виталий Любский, Вероника Виг, Василий Герасимов, Роман Каганович, Артем Устинов.
– Главная цель лаборатории, как я понимаю, найти новые идеи и спектакли для театра?
– Это уже третья лаборатория, которую мы проводим, и такой формат нам очень интересен и удобен: ты сразу видишь заявку, режиссер рассказывает, что бы он хотел сделать. В итоге мы разводим всю труппу по режиссерам. В этом году их будет шесть – надеемся, что актеров хватит.
Приятно, что в Твери есть меценаты
– В этом году открылся Тверской фонд развития культуры «Отчий дом», ТЮЗ активно участвует в этом проекте. Можете рассказать о результатах сотрудничества?
– Сейчас я состою в правлении этого фонда. История началась давно, когда мы познакомились с директором «Новоторжской ярмарки» Натальей Серовой, которая стала помогать ТЮЗу, и так, собственно, родилась идея создания фонда. Мы благодарны за оказанную поддержку при постановке «Пустоты», подготовке юбилейного концерта…
Наталья Юрьевна удивительный человек. Многие просят приглашения на спектакли, а она обязательно сама купит билет. Важно, что люди, которые помогают театру, сами ни на что не претендуют. Так что о спонсорстве здесь говорить нельзя, это меценатство: человек помогает, но ничего не просит взамен. «Отчий дом» – важный проект для Тверской области, фонд поддерживает не только культуру, но и спорт.
Интересно, что первый же приход Натальи Юрьевны в наш гардероб закончился вопросом: «Где же шубы-то у вас повесить?». Так у нас появились плечики для шуб и новые номерки к юбилейному сезону. Недаром говорят, что театр начинается с вешалки, хотя у Станиславского было сказано совсем по-другому.
На самом деле приятно осознавать, что рядом есть партнер, который тебя поддержит. У нас с каждым годом их становится больше, в этом году мы вручали на открытии наши собственные «Золотые маски» пяти компаниям, дружбой с которыми особенно дорожим.
– Спасибо за беседу! Желаем ТЮЗу новых творческих побед!
Беседовала Екатерина Смирнова