В начале 1990-х на Тверском вагоностроительном заводе зародилась легенда – яхта «Апостол Андрей», названная в честь святого апостола Андрея Первозванного, покровителя всех моряков. Яхта получилась уникальная, способная во главе с доблестным капитаном Николаем Андреевичем Литау бороздить просторы мирового океана, преодолевая даже северные широты, лавируя между льдами и устанавливая все новые и новые мировые рекорды. Конечно, просто так в экипаж прославленной яхты не попасть, но моему собеседнику Павлу Осадчику, руководителю школы фотомастерства в Твери, посчастливилось.
Из журналиста – в матросы
Спеша на интервью с Павлом, я и подумать не могла, что беседа пройдет на палубе, да еще и посередине реки Волги. Мы стартовали с пирса одного из древнейших яхт-клубов в Твери «Афанасий Никитин». Проклиная себя за то, что не оделась по погоде, я неуверенно шагнула на борт «Тортуги». И тут меня ожидал новый сюрприз. Павел сообщил, что просто быть пассажиром в этом речном путешествии у меня не получится, придется примерить на себя роль матроса! В ответ на мой нерешительный кивок капитан нашего маленького судна отдал первое распоряжение:
– Поднять кранцы!
Так как человек я далекий от воды и всего, что с ней связано, Павлу все же пришлось объяснить: кранцы – это такие специальные ограничители, которые вешают между судном и пристанью, чтобы не повредить борт. Кое-как справившись с задачей и даже не перевернув лодку (Павел заверил меня, что это практически невозможно, но храбрости мне это не прибавило), я с чувством выполненного долга уселась в кокпите.
Немного пройдя по Волге (по воде не плавают, а именно ходят), мы с Павлом приблизились к речному вокзалу. Как и большинству неравнодушных жителей города, капитану «Тортуги» было горестно от непривычного вида руин. Почти не сговариваясь, мы достали телефоны и начали фотографировать, потому что с воды речной выглядел иначе.
А потом штиль сменился легким ветром. Это дало нам возможность заглушить мотор и поднять паруса. И опять мне напомнили, что теперь я матрос, а значит, просто посидеть без дела не удастся. Зато без шума двигателя стало проще разговаривать, и мы смогли перейти к главной теме нашей беседы – легендарной яхте с мировой славой «Апостол Андрей».
С борта «Тортуги» – на борт легенды
Павел Осадчик рассказал, что с яхтой «Апостол Андрей» и с ее неизменным капитаном Николаем Андреевичем Литау они знакомы лет двадцать. Тогда мой собеседник работал в тверском агентстве «Созвездие», которое занималось информационным обеспечением походов яхты «Апостол Андрей». Поэтому неудивительно, что члены команды были в «Созвездии» частыми гостями.
– Несмотря на доверительные отношения с членами экипажа, – рассказывает Павел, – мне никогда не приходило в голову попроситься к ним на борт. Да и как-то задачи такой не стояло. Но с приобретением «Тортуги» все изменилось.
Три года назад у Павла появилась скромная речная яхта, но с названием определиться было нелегко. Тогда Павел обратился к коллективному разуму «Фейсбука», где пост за неделю набрал более 800 комментариев. Влюбленному в путешествия фотографу пришлось по духу простое и задорное имя «Тортуга».
Не прошло и полгода, как Павел в шутку обронил капитану Литау:
– Возьмите меня хоть гальюн чистить, якоря точить. Надо же пройти курс молодого бойца.
Шутка удалась, капитан посмеялся, а затем на полном серьезе позвал в рабочий поход. Тогда новоиспеченный мореплаватель прошел на яхте в перегонном экипаже от Санкт-Петербурга до Архангельска. Во втором перегоне, занимавшем также пару недель, команда прошла обратным маршрутом, от Мурманска до Северной столицы.
А действительно серьезное испытание принес 2017 год, когда Павлу повезло принять участие в экспедиции в Карское море, которая длилась месяц. Экипажу необходимо было доставить троих членов московского клуба «Приключение» к островам Арктического института в Карском море. Они уже много лет занимаются поиском следов экспедиции Владимира Александровича Русанова.
Яхта, которая дружит со льдами
– «Апостол Андрей» – яхта с характером, – делится руководитель школы фотомастерства Павел Осадчик, – с очень лихим. Поэтому если я скажу, что все было идеально, то совру. Но из всех приключений мы выходили победителями благодаря универсальности узлов и механизмов судна, а также опытности капитана Сергея Бармина, руководившего в этом походе экипажем, и старпома Дениса Давыдова, тоже, кстати, тверитянина.
Вода, кстати, тоже иногда может преподнести ряд неприятностей. Так, например, Павел Осадчик написал в своем дневнике, с которым любезно разрешил мне ознакомиться:
– У каждого моря свой цвет, характер и настроение. У морей Северного Ледовитого океана характер строгий и суровый, а настроение от спокойствия до гнева меняется в считанные минуты, а иногда и секунды.
Обо всех приключениях, кстати, можно узнать на странице автора в «Фейсбуке».
Как рассказал Павел, яхту делали с целью кругосветного путешествия. Уже было известно, что она пойдет северным морским путем, поэтому при постройке не обделили крепким корпусом, чтобы судно могло выдержать общение со льдами. Правда, уже при самом построении все же были допущены отклонения от первоначальных планов, поэтому яхта несколько напоминает подводную лодку, так как имеет значительную осадку в 2,7 метра.
На яхте есть система обогрева, которая не дает экипажу замерзать в северных широтах. Печка и дизель отапливает кают-компанию, где отдыхают вахтенные матросы и сушится экипировка. Помимо нее имеется отопитель Webasto, который дает тепло в отсеки, где спит экипаж. Ну и дизель в 80 «лошадей», хоть и громко, но эффективно работает, давая яхте движение и тепло.
Вы что тут в Заполярье на парусах делаете?
За время освоения российской Арктики самым печальным годом был 1912-й. Тогда в северные моря ушли три русские экспедиции – Владимира Русанова, Георгия Брусилова и Георгия Седова. Все три закончились трагедиями, а особенно печальной оказалась судьба экспедиции Русанова, где погибли 13 членов экипажа, включая капитана и его жену. Их судьба до сих пор неизвестна, не найдено место последней стоянки и вообще каких-либо записок, которые у моряков принято оставлять.
Московский клуб «Приключение» во главе с Дмитрием Шпаро еще в 1970-х годах начал искать какую-либо информацию и следы пропавшей экспедиции. Сейчас товарищи и воспитанники Дмитрия Игоревича продолжают дело под пристальным дистанционным руководством Шпаро.
Вот и в июле 2017 года отважные исследователи вновь отправились в экспедицию, уносимые за горизонт яхтой «Апостол Андрей».
Павел Осадчик вспоминает:
– Во время путешествия нам часто встречались интересные люди, путешественники, моряки. В морях они видели всякое, но наша яхта не перестает удивлять. Так, во время прохода по Карскому морю нам встретился ледокол «Владивосток», который связался с нами по рации. Они спросили: «Ребят, вы Карское море с Красным случайно не перепутали?! Вы что тут под парусами делаете? Мы сейчас к вам поближе подойдем, хотим снять вас на видео, потому что никто же не поверит, что в Заполярье мы встретили парусную яхту».
Экипаж яхты «Апостол Андрей» познакомился с капитаном ледокола и пригласил его к себе на борт. А потом и яхтсмены всем экипажем поднялись на ледокол. Тем для разговоров оказалось много, в основном обсуждали техническое устройство «Апостола Андрея» и предстоящую экспедицию. Так у яхты появился друг-ледокол.
Позже Павел Осадчик напишет в своем морском дневнике: «Команда ледокола, провожавшая нас с палубы, смотрела на нас с завистью: «Яхта, романтика, паруса, ух…». Мы смотрели на команду ледокола тоже с нескрываемой завистью: «Комфорт, отдельные каюты с телевизорами, спортзал, банька, эх…». Так и расставались, завидуя друг другу».
Высадив троих участников клуба, как и планировалось, на островах Арктического института, яхта взяла курс на поселок Диксон для пополнения запасов продовольствия и топлива. Неделя, проведенная там, принесла много встреч и знакомств. Слух о том, что в здешние места на легендарной яхте прибыли моряки, разнесся быстро, и люди спешили познакомиться с экипажем. Да и не просто познакомиться, а даже помочь. Помогали чем могли. Кто-то тащил отвертку, кто-то с топливом помогал и с провизией.
– Все отнеслись к нам уважительно, – подчеркнул мой собеседник, – потому что цель наша была благородна, да и вполне понятна.
Ждать ли яхту в Твери?
Дом у «Апостола Андрея» сейчас – Санкт-Петербург. В Тверь яхта приходила последний раз лет десять назад. Большого смысла ей на историческую родину возвращаться нет. Может, если будет на каком-нибудь юбилее, тверитяне вновь смогут полюбоваться известным парусным судном.
Когда яхта строилась, была другая команда у руля. Был Александр Петрович Белоусов, Сергей Павлович Польшиков, Владимир Александрович Ершов. Были губернаторы Платов, Зеленин. Это люди, которые держали яхту под своим крылом, холили и лелеяли, дружили с капитаном. В те времена каждое появление «Апостола Андрея» в Твери всегда было ярким праздничным событием – с ленточками, народными гуляньями.
Сейчас все несколько иначе. Руководство региона новое, не совсем коренное, поэтому тверская легенда для них, возможно, не так интересна. Поэтому остается большим вопросом, когда яхта, которой во всех частях мира отдают честь, прибудет еще раз в Тверь.
Дашун САМАРИНА.Фото Павел ОСАДЧИК