Из Славянска – в Тверь. Ветеран ВОВ сравнила две войны и рассказала о жизни на новой Родине

17.10.2017, 13:44

Валентина Никитична Хомик прошла войну, добровольно вступив в армию в возрасте 21 года, несколько лет жила буквально под пулями в Перегинском районе Украины, в котором было опасно из-за бандеровских формирований, и вот на старости лет в ее жизнь снова пришла война. В 2014 году Валентина Хомик бросила дом в Славянске Донецкой области и была эвакуирована ополченцами в Тверь. «Караван» поговорил с ветераном об испытаниях на ее жизненном пути.

?

Потерянный рай и нищенские съемные квартиры

– В Славянске стреляли и день и ночь, был разбит санаторий, люди прятались по подвалам, – рассказывает 95-летняя Валентина Никитична. – В горисполкоме мы с дочерью увидели объявление о том, что проводится эвакуация в Россию… Мы сели в автобус, не зная, куда нас приведет судьба. В итоге все беженцы были распределены по направлениям, мне выпала Тверь.

Валентину Хомик с дочерью Татьяной, как и многих других беженцев, приютили в корпусе сельхозакадемии в поселке Сахарово, затем они стали снимать жилье. В мае 2015 года, накануне 70-летия Победы, Валентина Никитична получила российское гражданство.

Мы пьем чай на съемной квартире, уже четвертой по счету. У входа на полу постелена фанера, от стен отваливается штукатурка, старые обои и мебель внушают депрессию. Все это сильно контрастирует с орденами и медалями, которые Валентина Никитична надела по случаю интервью. Она то и дело возвращается в воспоминаниях к своему дому в Славянске:

– Я жила там с 1980 года, обустроила половину дома, у нас был свой сад… Прекрасный курортный город, чистый воздух, соленые озера… И в этот райский уголок пришла война. Нет, я туда больше не вернусь.

Вещей у Валентины Никитичны ровно столько, сколько можно унести с собой в случае, если арендодатель не продлит договор. Как ветеран она может претендовать на квартиру согласно федеральному закону и указу президента, однако в администрации Центрального района города Твери ей отказали в постановке на учет в связи с тем, что у нее нет прописки. А прописки у Валентины Хомик нет потому, что у нее нет постоянного жилья – такой замкнутый круг. Кроме того, в официальном ответе подчеркивается тот факт, что у Валентины Никитичны есть дом в Славянске. «Вот туда и езжайте», – как бы намекают чиновники.

Однако Валентина Хомик, внесшая свой вклад в Великую Победу, не виновата в том, что разразилась новая война и ей пришлось покинуть дом. Кроме того, Московский районный суд г. Твери установил факт постоянного проживания ветерана на территории Твери начиная с 2014 года.

Часто приходится слышать о том, что на российский бюджет и так пришлось много нагрузки из-за наплыва украинских беженцев. Но все же противопоставление Украина – Россия неактуально для ветеранов войны, защищавших рубежи всего СССР. По рассказу Валентины Никитичны можно убедиться, что для нее не существовало границ между республиками и вдобавок родилась она в России, в Волгоградской области, а работала в Челябинске и на Крайнем Севере, в Оймяконском районе Якутии. По судьбе Валентины Никитичны можно изучать географию.

 

Вражеские самолеты определяли на слух

Родилась Валентина Никитична в многодетной семье в Урюпинске, работать поехала на ткацкую фабрику в Ереван.

– 10 апреля 1942 года мы с подругами решили добровольцами пойти на войну, меня направили в Нахичевань охранять границу. Наша задача состояла в том, чтобы дежурить на вышках и по звуку определять модель, высоту и скорость пролетающих мимо вражеских самолетов. Никаких приборов не было, все делалось на слух, ведь все самолеты издают разные звуки! У меня, правда, были проблемы со слухом из-за того, что в детстве я болела малярией и меня лечили хиной, поэтому я занималась передачей данных в штаб.

Командир сначала возмущался, что к нему прислали девчонок, а, обучив их, не хотел отдавать. Почти как в фильме «А зори здесь тихие…». Валентина Никитична изучила азбуку Морзе, прошла курсы по телеграфу СТ-35, передавала и принимала шифровки. По окончании войны ее наградили медалью «За оборону Кавказа».

 

Кроватью был стол с подпиленными ножками

Сейчас Победа – это фанфары и георгиевские ленточки в стиле серпантин, а в 1945-м для ветеранов это был «праздник со слезами на глазах» и начало новых испытаний.

Так сложилась судьба, что Валентина Хомик оказалась на Украине, в Станиславове (Ивано-Франковске), и работала на почте.

– Мне выделили комнату, где были только большой стол и стул. Я попросила ребят подпилить ножки стола, и он служил мне кроватью. Подушкой был чемодан, а постелью – шинель. Чуть позже мы сами сшили подушки и набили их соломой.

Валентина Никитична была комсомолкой и не смогла отказаться, когда ее направили в Перегинское.

– Там было очень опасно – бандеровцы держали всех в страхе. Люди делали толстые железные ставни и закрывали их изнутри. У бандитов было организованное подполье, подземные ходы между домами. В один из таких я спускалась, когда подполье было обнаружено: тайный вход за печкой, в помещении на стенах карикатуры на Сталина… В Перегинском я вышла замуж, родила ребенка и мечтала уехать оттуда. Такая возможность у меня появилась лишь в 1954 году.

Впоследствии Валентина Хомик работала и в Челябинске, и в Оймяконском районе. После смерти мужа в 1980 году она обосновалась на родине мужа, на Украине, в Славянске. Тридцать четыре  года Валентина Никитична жила в мире и покое, занималась хозяйством, пока вновь не грянула война.

***

Валентина Никитична не может самостоятельно за собой ухаживать, она инвалид первой группы по зрению, и за ней присматривает дочь Татьяна. Из-за отсутствия прописки ветерану не только отказывают в выдаче квартиры, но и в лекарственном обеспечении, которое ей необходимо в связи с пережитым в 2016 году инфарктом.

Перед 9 Мая Валентина Хомик не обделена вниманием городских властей, в частности, помогали ей депутат Виталий Котов, поздравлял с Победой Вадим Рыбачук. Гости Валентины Никитичны наверняка замечают, что ветеран живет в условиях, недостойных ее звания и наград. Однако общение с администрацией города в основном проходит в бюрократическом формате, чиновники видят не человека, а бумажки и присылают отписки. Надеемся, что проблема Валентины Хомик будет решена в соответствии с ее заслугами.

Дмитрий Кочетков

42 0
Лента новостей
Прокрутить вверх