Кабала святош. Булгаков и Мольер находят параллели в современной Твери

24.10.2017, 13:08

События прошлой недели дали нам повод в очередной раз написать на тему отношений Церкви и государства, Тверской митрополии и тверского общества. Скандальный визит тверского архиерея в Казахстан. Трагическая гибель тверитянки монахини Анны (Ткач) в Псковской области. Премьера «Кабалы святош» в Тверском академическом театре драмы. Участие региональной власти в восстановлении Спасо-Преображенского собора (по соседству с драмтеатром, кстати). Все это выстроилось в один ряд и сложилось в удручающую картину.

Драмтеатр: неожиданное попадание в точку

Надо ли выметать сор из избы, или лучше жить в этом мусоре веками? Мы в газете «Караван+Я» давно и твердо заняли позицию «выметальщиков» мусора. Может быть, поэтому нас ненавидят современные Тартюфы, изобилующие и в Тверской митрополии Русской православной церкви, и в региональных медиа, и среди чиновников. Те, кто изображает из себя патриотов, и разворовывают Родину. Кто притворяется верующим православным – и нарушает все мыслимые нравственные нормы.  На прошлой неделе к нашему голосу присоединился голос коллектива Тверского академического театра.

Спектакль «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова (в сюжете которого «спрятан» сюжет мольеровского «Тартюфа») у режиссера Валерия Персикова получился неожиданно злободневным. Первая параллель – с историей про фильм «Матильда» Алексея Учителя. Кампания, развернутая в пьесе Булгакова архиепископом де Шарроном против спектакля Мольера «Тартюф», напоминает борьбу бывшего прокурора Крыма, депутата Госдумы Натальи Поклонской с этим безобидным произведением (премьера «Матильды» в Твери тоже, между прочим, состоялась на прошлой неделе).  Вторая параллель – актуализировавшийся образ Тартюфа, показного святоши, который ходит воздев очи горе, обличает погрязший в нечестии мир, а сам втайне творит такие безобразия, от эротических до экономических, что мало кто в «погрязшем в грехах мире» до такого додумается.

Когда в середине 1990-х «Кабалу святош» ставила в тверском ТЮЗе покойная Лариса Лелянова, спектакль был очень хороший, но параллелей с теми днями почти не было: такое чистое искусство, осмысление вечных отношений писателя и государства в историческом контексте, плюс блестящая игра актеров. Сегодня поставить «Кабалу святош», да еще через дом от Тверской митрополии, – это поступок.

 

Тартюфы всюду

Те, кто знает ситуацию в тверском православии, не раз наблюдали таких Тартюфов – благочестивых смазливых молодых людей в монашеском сане (чаще всего из родной для нашего архиерея Украины), постепенно забирающих в свои руки и старенького митрополита Виктора, и какой-нибудь епархиальный склад, и самые доходные храмы Тверской области. Часть из них потом саморазоблачалась, навлекала на себя гнев «владыченьки» (а «владыченьки» эти умеют гневаться так, что хоть святых выноси – об этом мы еще напишем в нынешней статье). Часть так и осталась в пределах нашей многострадальной Тверской области. Теперешний приближенный нашего митрополита, владыки Виктора, наместник Вознесенского собора Дионисий (Батраев) перещеголял всех. Недавно Дионисию исполнилось 30 лет, и теперь он ждет, что станет в Тверской епархии викарным епископом. Типа «дедушки» (сиречь митрополит Виктор 1940-го года рождения), старенький и слабенький, ему нужна помощь. До этого Дионисий стал секретарем архиерейского совета, получил центральный храм областного центра и епархиальный склад, а еще возжаждал светской власти. 

Губернатор Игорь Руденя, человек православный, только приехав в Тверскую область, решил найти поддержку и совет в Тверской митрополии. И угодил в логово Тартюфов. Не знаем, как сейчас, а некоторое время назад всерьез обсуждалось, что владыка Виктор и Дионисий получат кабинеты в здании администрации Тверской области и туда переедет половина служб митрополии. Дионисий то ли стал, то ли не стал советником губернатора, но точно вошел в состав Общественной палаты региона.

Хорошо, что наши православные Тартюфы настолько не любят католиков, что не готовы отождествить себя с мольеровским образом, чуждым конфессиональных различий. Да и зарубежную литературу в Казанской семинарии, в которой с 2013 года учился Дионисий Батраев, видимо, не преподают. А то бы не избежать театру протестов от соседей по улице Советской!

 

«Невыгодный» собор и международный скандал

Кажется, губернатор Игорь Руденя начал понимать, что происходит в Тверской митрополии. Так, 4 октября он взял под свой личный контроль ход работ по восстановлению Спасо-Преображенского собора и обратил особое внимание на необходимость строгого контроля за расходованием пожертвований и информирования граждан о ходе работ. Разговоры о восстановлении главной святыни Твери ведутся очень давно, но такое впечатление, что владыке он выгоднее невосстановленным. Именно на собор в таком полумифическом виде можно собирать деньги спонсоров, требовать финансирование из бюджета. А когда восстановят – какой с него доход? Прихожан в этой части города почти нет, так будет мемориальное здание, и все… Активная фаза строительства началась в 2014 году. Забор появился гораздо раньше, но только сейчас стены будущего собора выглянули из-за этого забора. Отметим, что в большинстве российских областных городов взорванные в годы советской власти кафедральные соборы восстановлены уже давным-давно.

Между тем дела наших «благочестивых старцев» в этом октябре стали темой аж международного скандала.  1 октября делегация тверского духовенства во главе с митрополитом Тверским и Кашинским Виктором приняла участие в праздновании 145-летия Туркестанской епархии в  бывшей столице Казахстана Алма-Аты. В результате некие иеромонахи Герман и Исаак (или Иаков?), прибывшие с тверским митрополитом, «проявили нездоровый интерес к студентам семинарии, выполнявшим послушание по обеспечению визита. Информация получила распространение среди студентов и вышла за внутрицерковные приделы. «Развитие ситуации может иметь крайне неблагоприятные информационные риски для всей Церкви», – пишет в рапорте митрополиту Астанейскому и Казахстанскому Александру тамошний секретарь епархиального совета. 

Этот рапорт появился в блоге отца Андрея Кураева, причем он намекает, что получил этот рапорт не из Казахстана, а из Твери. «Полагаю, что м. Александр этот рапорт переслал в Тверь м. Виктору. А в его окружении любимчики владыки люто конкурируют друг с другом – вот и решили оттолкнуть нежелательный контингент», – пишет отец Андрей.

Рассказывают, что по Тверской митрополии объявлен сбор средств. Видимо, владыке Виктору нужны деньги, чтобы замять в Москве эту неприглядную историю.

 

«Деспот» и невинная жертва

Владыка (как в православной традиции называют архиерея)  – по-гречески «деспот». «Исполла эти деспота» («Благослови, владыка») поет хор своему архиерею. Деспотические замашки псковского владыки Евсевия, коллеги нашего Виктора, известны давно. Он много лет давил выдающегося священника, церковного публициста, прошедшего советские лагеря, отца Павла Адельгейма. В 2013 году отец Павел погиб от рук сумасшедшего.

А на прошлой неделе в Псковской области трагически погибла монахиня Анна (Ткач), тверитянка, в миру носившая имя Вера Ивановна Ткач. Инокиня Анна была исполняющей обязанности настоятельницы творожковского Свято-Троицкого монастыря в Псковской области. Начинала она свой монашеский путь в Свято-Екатерининском монастыре в Твери. Сестры помнят ее как очень рукодельную, добрую, активную. Такой запомнили настоятельницу творожковского монастыря и паломники.

Инокиня Анна попала в тяжелое ДТП и сгорела в заблокированной машине, когда гнала на именины владыки Евсевия. Монахиня, которая была за рулем, и другая находившаяся в машине сестра – в тяжелом состоянии в больнице. Они врезались на встречной полосе в маршрутку, там тоже есть пострадавшие.

Рассказывают, что мать Анна не хотела ехать на именины архиерея, ссылалась на дурное самочувствие. Но якобы митрополит Евсевий так разгневался, так рвал и метал, угрожая извергнуть монахиню «во тьму внешнюю», что она, когда ей позвонили и рассказали об этом, была вынуждена срочно помчаться в Псков.

Знающие люди предполагают: дело в «конвертиках». Именины для архиерея – способ собрать «подарки» со всех храмов и монастырей. Обитель в Творожкове не бедная, спонсоров имеет. И попытка настоятельницы уклониться от приезда на день ангела архиерея воспринята была как попытка уклониться от обязательной «дани». Церковная экономика – еще одна «бездна, звезд полна». Многие сравнивают ее с трубой, которая все высасывает снизу, от простых священников, служащих в приходских храмах, наверх. Впрочем, это отдельная большая тема.

Многих шокировало то, что на сайте Псковской епархии долго не сообщали о гибели матери Анны. Люди заходили туда, чтобы узнать о трагической новости – а на сайте сплошные именины Евсевия. Потом владыка приехал на отпевание несчастной инокини и сказал:

– Суета заслоняет от нас все доброе и полезное для церкви, полезное для жизни временной, земной, и для жизни вечной, небесной. И находясь у гроба матери Анны, поразмыслим и о своей жизни земной, всегда ли мы готовы перейти в вечность?

***

Воистину, кабала святош вокруг. И очень от этого горько. Мольера обвиняли в кощунстве, хотя он писал не о религии – он высмеивал лицемеров. Мы тоже сталкиваемся с тем, что нас стремятся обвинить в некоей «атаке на православие», в то время как у нас душа болит о том, во что превращают Церковь ее нерадивые служители.

 

Мария Орлова

50 0
Лента новостей
Прокрутить вверх