Тверь глазами незрячего. Насколько доступна в Тверской области «Доступная среда»?

31.10.2017, 14:02

15 октября прошел Международный день белой трости, 13 ноября отметят Международный день слепых. Обе даты напоминают о том, что у всех людей, независимо от их состояния здоровья, возможности быть полноценными членами общества никак не должны быть ограничены.

А как обстоят дела с организацией «Доступной среды» в Твери? Легко ли гражданам передвигаться по улице? Развивается ли инклюзивное образование? С этими и другими вопросами «Караван+Я» обратился к Владимиру Полякову, учителю географии в специализированной школе №3.

Владимир ослеп в пять лет. По его словам, человеку, потерявшему зрение, однозначно легче, чем незрячему с рождения:

– Он уже видел людей, природу, машины, самолеты. Я сам помню многие образы. Мне повезло. Но это не означает, что незрячий с рождения потерян для общества. Просто ему сложнее понять этот мир и объяснить вещи, которые нельзя потрогать. Но в целом и эта проблема решаема.

 

Интернет хорош, но школу не заменит

– Когда мне исполнилось семь, встал вопрос об образовании. На тот момент в Тверской области не было ни одного обучающего учреждения для инвалидов по зрению (Владимир родом из города Бологое. – Прим. авт.). Из ближайшего – в Подмосковье был интернат для слепых и слабовидящих, куда брали только по прописке. Вопрос завис. И муниципальные служащие просто сделали вид, что меня нет. Парадокс, но учебники со шрифтом Брайля (специальный точечный шрифт для незрячих. – Прим. авт.) в то время найти было не так сложно. В Твери уже была открыта библиотека им. Суворова. И отец сам занялся моим образованием. Мы прошли все основные предметы по учебникам, которые смогли найти. Но, конечно, полностью заменить школу он не смог.

В 16 лет я узнал о нашем специализированном учебном заведении. Тогда оно располагалось в трехкомнатной квартире общежития для слепых, рядом с которым было и предприятие для незрячих. В 16 лет меня приняли в шестой класс.

Сейчас образование для незрячих людей в России стало доступнее. Теперь такого ребенка обязаны взять в школу по прописке. С другой стороны, встает вопрос, как они будут учиться?! Для этого нужно, чтобы сама школа и учителя были заинтересованы в обучении такого ребенка. Сегодня наша школа является ресурсным центром, куда приезжают педагоги из области за консультацией и повышением квалификации. Мы показываем и рассказываем, какие существуют методики и как должен проходить урок с незрячими детьми.

Благодаря компьютеру и интернету стала доступна любая информация. Есть специальные программы, преобразующие текст на мониторе в аудиосообщения. Очень удобно.

Однако в развитии инклюзивного образования, о котором активно говорят на всех углах, есть одна большая проблема – отсутствие учебников по Брайлю. И дело здесь не в спонсорах и нехватке средств, а в полном хаосе в образовательном процессе. Учебники по Брайлю и крупно-шрифтовые учебники для слабовидящих печатают два разных издательства! Эти книги не согласуются между собой! Мы потратили миллион рублей на учебники, которые не подходят друг другу, а у нас в классах одновременно учатся незрячие и слабовидящие дети. Но разбираться в этом хаосе частные типографии не хотят. Пока я нашел единственное решение проблемы – лично печатаю учебники по Брайлю на школьном принтере.

 

Работодатель лучше возьмет зрячего…

– При отсутствии должного образования для незрячих, с работой в СССР проблем не было:  трудоустройство инвалидов убыточно во всем мире, но в советский период были крупные госзаказы. В Тверской области существовали три предприятия для слепых – в Торжке, Вышнем Волочке и Кимрах. К примеру, в Волочке на тот момент незрячие делали клеммы для оборудования в три смены. А сейчас там работают «полтора землекопа» и получают зарплату 5 000 рублей. В эпоху рыночной экономики инвалиды не нужны: не те времена, скорости и масштабы. Поэтому, если честно, после школы нам особо некуда идти. Лично мне крупно повезло с работой.

– Много говорят о проектах колл-центров…

– Да, есть такой вариант. К примеру, в Москве был похожий проект, на который выделили баснословные деньги. Незрячие работали и радовались, получая зарплату по 13 000 рублей. Туда съехались люди со всех окрестных мест. Однако спустя год центр лопнул как мыльный пузырь. Предприятие не смогло себя окупать, и проект закрыли. Вывод один – компания только с незрячими сотрудниками сама себя не окупит. А вот смешанный коллектив, я думаю, имеет место быть. Но встает вопрос с работодателем. Зачем это ему? Бизнес нужно заинтересовать. А незрячий специалист ему невыгоден. Предприниматель понимает: возьмешь незрячего – проблем не оберешься. У инвалидов же особые права по работе, времени, месту. В суд еще подаст.

– Получается, незрячему человеку сегодня не устроиться?

– Инвалиды по зрению могли бы работать во многих сферах. Нехватка рабочих мест – проблема государственного уровня. То, что я нашел хорошую работу, большая удача и заслуга нашего директора. При этом незрячих специалистов есть где обучать. Так, в Кисловодске с советских времен обучают незрячих массажистов. Но опять встает вопрос, куда идти дальше. У меня с десяток знакомых массажистов. Думаете, все устроены? Нет. Работодатель лучше возьмет зрячего – с него можно больше спросить. А в государственных поликлиниках опять-таки платят 5000 рублей. Поэтому все мои знакомые перешли на домашнюю практику. Но все равно это нестабильный заработок.

 

Неправильные тротуары, нечищеный снег, некультурные водители

– Есть ли прогресс с внедрением федеральной программы «Доступная среда»?

– В сфере трудоустройства особо ничего не изменилось. А что касается мобильности незрячих, есть позитивные изменения. Я скажу так: людям, которые уже умеют самостоятельно передвигаться по городу, теперь стало проще, а остальные просто так на улицу не выйдут.

Доступная среда – это не только направляющие тактильные плитки, звуковые светофоры и т.д. Самое главное здесь – это наличие индивидуальных способностей человека. В нашей школе тоже есть такой предмет, но это больше азы: в пределах школьного участка, двора и близлежащих троп. В свою очередь, методика подразумевает под собой освоение всего города, его основных объектов: больницы, вокзал, культурные заведения, библиотеки.

С 18 лет для членов ВОС (Всероссийская организация слепых) существует реабилитационный центр в Волоколамске. Там как раз и проходит полный курс реабилитации. Я сам учился там лет в 20 и после этого осваивал город.

– Насколько адаптирована среда для инвалидов по зрению в Твери?

– Основная проблема как была, так и осталась. Даже отсутствие звуковых светофоров или направляющих тактильных плит не так важно, как отсутствие правильно организованных тротуаров. К примеру, в Волоколамске любой тротуар оснащен бордюрным камнем. Идешь с тростью вдоль краешка по бордюру спокойно, без проблем. У нас же, даже если где и есть бордюрный камень, умудряются поставить машины. По сути, это проблема культуры поведения.

Незрячие в Твери в основном проживают компактно, в одном районе на Спортивном переулке. Там специальная библиотека и УПП для незрячих. Как раз самая распространенная проблема – дойти до библиотеки. Людям приходится идти окольными путями, потому что основной тротуар заставлен машинами.

Еще одна проблема – передвигаться в зимнее время. У каждого незрячего есть свои маршруты, по которым он ходит и знает ориентиры: выбоинки и холмики. Но зимой тротуары чистятся безобразно. Все заносится снегом, и ориентироваться в знакомом пространстве приходится заново.

– А что вы можете сказать о доступности повседневных объектов пользования? К примеру, продуктовые магазины?

– Поход в магазин сегодня для нас – это большая проблема. Если раньше ты мог сам прийти в магазин и спросить товар у продавца. Сегодня магазины работают по принципу «набери сам». Более того, продукты на прилавках постоянно меняют свое местоположение. Этот маркетинговый ход только нам мешает. Должен быть специальный консультант, который помог бы собрать продукты. Так, в «Леруа» попробуй что-нибудь спроси, ни одного живого человека. Спасают только оставшиеся единичные магазинчики с прилавком.

***

Мы надеемся, что замечания Владимира по поводу доступности среды будут услышаны. Или чиновники страдают другим неизлечимым недугом – нравственной глухотой?

 

Эксперимент: прогулка незрячего

Вместе с Владимиром мы провели эксперимент по освоению пространства с тростью от школы до дома. Трость, или щуп, должна быть по солнечное сплетение, это словно продолжение руки. Незрячий человек водит ей по поверхности как маятник вправо и влево, проверяя безопасность пространства. «Нащупав» справа от себя бордюрный камень, он идет вдоль него по краю. Поэтому очень важно, чтобы тротуар был не только оснащен бордюром, но и не заставлен машинами. Действительно, если закрыть глаза, то при приближении к препятствию можно «услышать» отражающийся шумовой эффект.

– У меня есть знакомый в Москве, – рассказывает по дороге Владимир. – С помощью трости он отлично перемещается в метро. Доходит до края платформы, цепляется за край тростью и идет вдоль. Зрячие, когда видят эту картину, сразу пугаются и пытаются его оттащить. Но так он как раз чувствует себя уверенно.

Для обозначения пересечения с проезжей частью для незрячего достаточно сделать обычное понижение и повышение пешеходного пути. Такой перепад высот помогает ему ориентироваться.

Анастасия Осташкова

35 0
Лента новостей
Прокрутить вверх