В этом году Тверской ТЮЗ проводит уже третью режиссерскую лабораторию «ТЮЗ.lab». На этот раз формат изменился, принимались заявки не только от выпускников-дипломников, но и от опытных режиссеров. «Караван+Я» побывал на пресс-конференции театра, чтобы узнать подробности.
«Победитель может быть не один»
Александр Бахарев, директор ТЮЗа:
– Это уже третья лаборатория, которую мы проводим. Формат оказался очень интересным для нас, особенно с точки зрения появления новых имен. В этот раз мы решили не ограничиваться только выпускниками, поэтому открыли лабораторию для всех желающих. На наше удивление, заявок поступило очень много – 93 от 70 режиссеров. Было очень много интересных работ, поэтому отобрали сразу шесть заявок. С 23 по 29 октября режиссеры вместе с актерами работали над эскизами спектаклей. 29 октября итоговый день лаборатории – показ эскизов. Потом будет выбран победитель, который сможет поставить свой спектакль на сцене нашего театра. Мы не исключаем, что их будет несколько.
Курирует лабораторию Наталия Лапина, художественный руководитель Санкт-Петербургского Городского театра, неоднократный номинант и лауреат престижных театральных премий, в этом году она удостоилась Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит». Принимать решение будут Наталия Сергеевна и Ирина Алпатова, кандидат искусствоведения, ведущий театральный критик России, автор множества театральных изданий, руководитель театрального курса в ГИТИСе, член жюри и экспертных советов премии «Золотая Маска», фестиваля «Новосибирский транзит» и др. Также высказать свое мнение смогут и сами зрители, проголосовав за понравившиеся эскизы.
«Лаборатория стала международной»
Анна Брусова, куратор «ТЮЗ.lab»:
– Эта лаборатория отличается от предыдущих. Неслучайно, что мы выбрали сразу шесть заявок. Естественно, репетиционных площадок в театре не хватает, часть репетиций проходят в Доме народного творчества и в зале отделения Союза театральных деятелей. Вся труппа занята, актеров не хватило, поэтому участвуют и студенты Тверского колледжа культуры имени Н.А. Львова. Вообще, для нас это своеобразное «приключение», ведь театр еще и продолжает жить своей обычной жизнью, идут спектакли, но актеры успевают еще и репетировать.
Также в этом году лаборатория приобрела статус международной: участвуют режиссер из Белоруссии и режиссер из Лондона. Все режиссеры «ТЮЗ.lab» в 2017 году опытные.
«Это хороший опыт для меня и для театра»
Роман Каганович, режиссер из Санкт-Петербурга (эскиз к спектаклю «Вдох-выдох»):
– Рад, что подобные лаборатории проводятся в России, хотя их и немного. Во всяком случае, их меньше, чем безработных режиссеров. Я не ощущаю, что это конкурс. Есть желание двигать сознание людей вперед. Я не оцениваю свои шансы, так как ни в чем не уверен, это просто классный опыт для меня, для актеров, для театра. Сложная работа – за четыре дня подготовить эскиз, когда в театре еще и идут спектакли.
«В процессе открылось много неожиданных вещей»
Наталья Слащева, режиссер из Минска (эскиз к спектаклю «Кентервильское приведение»):
– Я отправляла две заявки на лабораторию. Одна была основана на биографии Эйнштейна. У меня изначально было огромное желание поставить именно Эйнштейна, но сейчас меня уже захватила работа над «Кентервильским приведением». Не важно, выиграет мой эскиз или нет, для меня важен полученный от работы с материалом опыт. Мне нравятся актеры, которые мне достались, я давно не работала с разновозрастной группой. Та тема, которая у нас получается, не совсем ожидаема от «Кентервильского приведения», как мне кажется. Много неожиданных вещей открылось, например, оказалось, что один из актеров в моей группе играл в баскетбол, мы просто не могли это не использовать.
«Сложно угадать желания тверского зрителя»
Артем Устинов, режиссер из Самары (эскиз к спектаклю «Ганди молчал по субботам»):
– Всегда интересно приезжать в незнакомые места, смотреть, как здесь работают люди. Я сам человек провинциальный, поэтому понимаю, что здесь есть свой зритель, который на что-то ходит, на что-то нет. Угадать желание зрителя сложно, ведь я его совсем не знаю. На лаборатории есть хорошая возможность проверить себя и свой материал. Артисты – совершенно чужие люди, с которыми быстро нужно найти контакт.
«Совсем не чувствую конкуренции»
Виталий Любский, режиссер из Санкт-Петербурга (эскиз к спектаклю «Кабаре Чуковский»):
– Я совсем не чувствую конкуренции. Мы живем в Твери рядом, часто обсуждаем какие-то вопросы, делимся мнениями. Так что это скорее соревнование с самим собой, со временем, со своими возможностями и недостатками. Материал, с которым я работал, на первый взгляд детский, это «Муха-Цокотуха». Но там есть темы, которые меня волнуют, и, я надеюсь, у меня получилось сделать этот материал интересным и для взрослых.
«Впервые работаю с русскоговорящими актерами»
Вероника Вигг, режиссер из Лондона (эскиз к спектаклю «Мыши. Волшебство»):
– Я здесь впервые оказалась в комнате с русскоговорящими актерами. Это совсем другая температура работы. Я сама стала делать вещи, которые никогда раньше не делала, например, начала трогать актеров. Потом я поняла, что мне нравится работать со взрослыми актерами – это совсем другая траектория движения. Оценить свои шансы сложно. Не всегда ты сразу можешь оценить свой спектакль, не говоря об эскизе. Иногда проходит год, а ты вдруг понимаешь, что здесь нужно было сделать совсем по-другому.
«Я хочу поставить спектакль для своей дочки»
Василий Герасимов, режиссер из Москвы (эскиз «Детские страшилки»):
– Я тоже не чувствую соревнования. Все шло очень спокойно, даже времени хватало, не было суеты, хотя это не всегда бывает, даже когда у тебя много времени и весь театр работает на тебя. Я ставлю эскиз к спектаклю, который обещал своей дочке. На лабораторию я попал, можно сказать, случайно, о сборе заявок мне рассказала знакомая, Кристина Данилина, она работала художником-постановщиком на спектакле «Большая меховая папа». Перед подачей спросил у дочки, что бы она хотела увидеть, в ответ услышал – страшилки. Я быстро написал материал и отправил. Очень хочу все это поставить в этом театре. Мне понравилась работа в Тверском ТЮЗе, понравились актеры, коллектив, студийность театра, мне понравился сам город. Когда я сюда только собирался, представлял себе свою постановку совсем по-другому.
Зрительские голоса за лучший эскиз распределились следующим образом:
1. «Кабаре Чуковский» – 23 голоса
2. «Детские страшилки» – 12 голосов
3. «Кентервильское приведение» – 15 голосов
4. «Мыши. Волшебство» – 20 голосов
5. «Ганди молчал по субботам» – 31 голос
6. «Вдох-выдох» – 27 голосов
Теперь осталось дождаться решения экспертной комиссии.
Екатерина Смирнова ,фото предоставлены учениками Школы ФотоМастерства Павла Осадчика