Тверская государственная медицинская академия – высшее учебное заведение, которое смело можно назвать визитной карточкой Твери. В ТГМА приезжают учиться из других регионов страны. Почти четверть всех студентов академии составляют иностранные граждане. Ежегодно из стен Тверской медакадемии выходит около 700 дипломированных врачей. В вузе ведётся большая научная работа. В этом году клиника ТГМА была внесена в Национальный реестр «Ведущие учреждения здравоохранения России – 2011». Тверская стоматологическая школа считается одной из лучших в России. Стоматологи клиники ТГМА были признаны «Лучшими стоматологами-2011».
О новых тенденциях и перспективах развития медакадемии мы беседуем с ректором ТГМА, доктором медицинских наук, профессором Михаилом Калинкиным.
— Михаил Николаевич, как вы относитесь к тому, что одним из брендов Твери предлагается сделать стоматологию?
— Наша медакадемия возникла в 1936 году на базе Ленинградского стоматологического института, сюда был привезён передовой опыт тех лет в области стоматологии, на этой базе была создана стоматологическая школа, которая пользуется большим авторитетом до сих пор. Наш стоматологический факультет известен не только по всей стране, но и за рубежом. Многие наши выпускники работают за границей. В академии ведётся большая научная работа. Есть определённые планы в отношении инновационного развития стоматологии в целом.
— Клиника ТГМА внесена в Национальный реестр «Ведущие учреждения здравоохранения России – 2011». Но это не только лечебная, но и научная база академии. Расскажите, пожалуйста, о научной работе, которая ведётся в клинике.
— Клиника создавалась для осуществления научной, образовательной, лечебно-диагностической и профилактической деятельности. Одна из её задач – оказание качественной медицинской помощи населению, соответствующей стандартам доказательной медицины. Кроме того, на её базе мы совершенствуем образовательный процесс: там располагается фармацевтический факультет, находится кафедра врача общей практики, кафедра доказательной медицины. Клиника оснащена самым современным оборудованием, на котором мы учим работать специалистов на последипломном этапе подготовки. Ведётся на её базе и активная научная работа. Совсем недавно была открыта лаборатория геномных технологий, работающая с генетическим материалом. Есть молекулярно-биохимическая и бактериологическая лаборатории.
Сейчас перед клиникой и в целом перед вузом стоит новая и очень сложная задача – ускоренное инновационное развитие медакадемии, являющееся вкладом в ускоренное инновационное развитие всей страны. Это важная задача, которую ставит президент, правительство, да и сама жизнь. Поэтому мы стараемся уделять больше внимания инновационным разработкам. Сейчас у нас это одно из приоритетных направлений. Мы используем клинику для поиска точек инновационного роста, одной из которых в настоящий момент является офтольмологическое направление. Возглавляет его молодой учёный Сергей Торопыгин, недавно защитивший докторскую диссертацию. Он прошёл стажировку в немецком университете Земли Саар (Германия), куда попал по Гумбольдтовскому гранту. Сергей Торопыгин занимается суперсовременными разработками в области ультрамикроскопических операций на глазу, адаптируя их к нашим условиям. Наша цель, чтобы подобные операции были доступны как можно большему числу людей.
Кроме того, в клинике проводится большая исследовательская работа. Мы ищем людей, страдающих тяжёлой патологией – первичной гиперхолестеринемией (или врождённой склонностью к атеросклерозу). Этим людям надо как можно раньше начать лечение.
Мы стараемся участвовать в большом количестве конкурсов, грантов, участвовать в целевых программах. Тесно контактируем с областной и городской администрацией. Но во главе угла всей нашей деятельности, конечно, оказание качественной медицинской помощи нашему населению.
— Как я понимаю, главная стратегическая задача академии – инновационное развитие. Можно более подробно рассказать об инновационных разработках и их внедрении?
— Инновация – это продукт, созданный на основе новых знаний, внедрённый в процесс или производство. Каждая разработка должна патентоваться. Идёт внедрение через патентную работу и через совершенствование методик помощи. Например, профессор Виталий Румянцев, стоматолог, нашёл очень хороший метод лечения воспалительных процессов зубочелюстного аппарата, основанный на нанотехнологиях. Эта технология уже начинает использоваться в нашей клинке. Однако в любом случае доказательство разработок идёт через аппарат доказательной медицины. И это процесс небыстрый, может занять не один год.
Инновационные разработки начали применять и в обучении. Мы модернизировали процесс дистанционного обучения, сделали его интерактивным. Представьте, прибыл человек на повышение квалификации из района в Тверь, пробыл здесь месяц, сделал несколько раз операции. Можно сказать, что он научился? Нет. Он возвращается в район, делает операцию, но ему необходимо посоветоваться. И вот благодаря нововведению операция идёт под контролем специалиста, находящегося в Твери. Таким образом нивелируется эффект отсутствия. Это важно, потому что люди, работающие в районах, имеют прекрасную возможность постоянно общаться со специалистами, не выезжая в Тверь. Уже есть первые успехи в этом направлении. Мы проводили телемост Бостон – Москва – Тверь – Торжокская ЦРБ. Представляете, мы врачей Торжокской ЦРБ привлекаем к таким глобальным медицинским проектам! Эта методика отработана, и не за горами то время, когда вся Тверская область будет связана такой сетью, и врачи будут общаться друг с другом в режиме он-лайн.
— Реализуются ли на базе медакадемии международные проекты?
— Очень много. Тверская медицинская академия награждена орденом Дружбы народов за активную международную деятельность. Один из самых крупных проектов реализуется совместно с университетом Земли Саар (Германия). Мы сотрудничаем с ними с 1992 года, у нас подписан договор на длительный срок. В рамках договора было создано два российско-германских центра: эндоскопической хирургии и офтальмологический. Сейчас планируется создание совместного центра по молекулярной медицине. В рамках сотрудничества идёт обмен специалистами: наши выезжают в Германию, немецкие приезжают к нам.
Также у нас есть контакты с Иерусалимским университетом в области общественного здоровья и высшего сестринского образования. С фирмой «Байкон» из Гарварда (Бостон) в области импланталогии. Кроме того, мы активно сотрудничаем с университетами стран СНГ.
— На ваш взгляд, могут ли наши российские учёные конкурировать со своими коллегами за рубежом?
— У нас очень много учёных, в том числе и в ТГМА, которые занимаются серьёзной наукой и печатаются в зарубежных журналах. А вообще термин «конкуренция» в науке мне не нравится. Наука – это особый творческий мир. Мы же не можем сказать: выдерживает ли Модильяни конкуренцию с Клодом Моне или Лев Толстой с Достоевским. Поэтому здесь лучше говорить о развитии научных идей. Притом наука сейчас стала глобальной. Хотим мы этого или нет. Учёные ездят в разные страны мира, общаются по Интернету, обмениваются мнениями. И кто знает, может, успех, которого добился учёный в Оклахоме, является результатом осмысления идей российского учёного.
— Сейчас идёт реформа высшего образования. Как она отразится на вашем вузе?
— Идёт совершенствование системы финансирования, оптимизация средств, то есть финансирование по показателям. Мы перешли на новую систему оплаты труда, переходим на новый государственный стандарт третьего поколения, где больший упор будет делаться на практическую подготовку. Переход на двух-уровневую систему обучения нас не коснётся, поскольку врача надо учить очень долго – не меньше шести лет. Поэтому даже те, кто активно поддерживает двухуровневую систему, согласны, что эта система применима не ко всем.
— Сейчас остро стоит вопрос нехватки медицинских работников, особенно на селе. В годы Советского Союза проблема решалась благодаря системе обязательного распределения выпускников. Существует ли сегодня что-то подобное?
— В таком виде, как было в советские годы, не существует. Есть целевое поступление, когда студент поступает в вуз по направлению от какого-либо медицинского учреждения. Его посылают с согласования областной администрации, местной власти, и он берёт обязательства после обучения вернуться в это медицинское учреждение и отработать там определённое время. Кроме того, выпускники сами стремятся (и мы помогаем им в этом), найти работу в регионе.
Елена ПАВЛОВА