Страна, которой нет. Почему регионы и районы не интересуются жизнью соседей

14.11.2017, 13:31

Не перестают изумлять сообщения информационных агентств о том, как в России натаскивают будущих руководителей регионов. На прошлой неделе мы узнали, что на полигоне в подмосковной Кубинке участники тренинга «Программа развития кадрового управленческого резерва» для потенциальных кандидатов в главы регионов и на важные муниципальные должности ложились под движущиеся бэтээры.

 

Губернатор должен лечь под БТР

Напомним, до этого будущие губернаторы прыгали со скалы и соревновались на скорость в гребле на лодках-драконах, подобно древним викингам. Судя по всему, в Кремле интересный взгляд на знания и умения, которые могут пригодиться в регионах его наместникам. Они явно знают что-то, нам пока неизвестное!

Известный российский политолог Константин Калачев предположил, что новым этапом экстремального «курса молодого губернатора» станет совсем жестокий опыт. «Следующий губернаторский тренинг пройдет в районных центрах одного депрессивного региона ЦФО. Участники тренинга получат эквивалент средней по территории пенсии и задачу прожить месяц, не покидая райцентр», – пишет он. Вот эти знания, знания о том, как живет реальный народ в областях России, губернаторам бы точно пригодились. Оторваться от народа очень легко, а возвращаться неприятно, и по своей воле мало кто решится на такой отчаянный эксперимент. Так что, администрация президента, ау! Поддержите эту идею, сделайте власть ближе к людям.

 

Невидимые стены на границах

На самом деле очень печальный парадокс российской жизни – это то, что мы ничего не знаем о своих ближайших соседях. На границах между регионами как будто стены какие-то воздвигнуты. Шоссейные дороги обрываются и превращаются в грунтовки километров за семь до этой невидимой стены. Едешь, скажем, в Тверской области по берегу Селигера и кажется, что дальше Свапуще – тайга и медведи, ездят по лесным тропам тягачи с ядерными ракетами из ЗАТО Озерный, и ни одной живой души. Но переехав на новгородскую сторону, с удивлением видишь, как опять же через семь километров грунтовки жизнь восстанавливается. Вокруг такие же базы отдыха, дома состоятельных дачников…

С другой стороны Тверской области, в Конаковском районе, речка Дойбица при впадении своем в Волгу считается экологически чистой. Тогда как чуть выше по течению, в Клинском районе Московской области, в Спас-Заулке, находится мощное новое стекольное производство, и в ту же Дойбицу сливается какая-то дрянь, о чем регулярно сообщают местные экологи.

Я профессионально интересуюсь информацией о жизни в сопредельных областях и читаю все, что попадается на глаза о жизни в Подмосковье, Ярославской, Псковской, Новгородской, Смоленской, Вологодской областях. Беда в том, что попадается очень мало. Почти не осталось региональных СМИ, весело и интересно описывающих то, что происходит на их территории, а не публикующих унылые пресс-релизы (так что, дорогие читатели, дорожите нами, газетой «Караван+Я»). Столичным журналистам жизнь в регионах тоже становится интересна, только если там  произойдет что-то экстраординарное, например посадят губернатора.

Однако то, что все же удается узнать, позволяет делать обобщение. Мы не одиноки в своих бедах. Такие же этапы в политической и экономической истории проходят все регионы, плюс-минус несколько лет. И да, если эти процессы изучать, талантливо описывать и показывать по телевизору, обсуждать в ток-шоу, то региональные политики и население научатся делать выводы и извлекать уроки. Но, как известно, по телевизору предпочитают рассказывать про проблемы Украины и тяжелую жизнь в «Гейропе»…

В масштабах муниципалитетов – та же проблема. Все несчастные районы несчастливы одинаково, с местными нюансами. Но, увы, мало кто в Торжке интересуется жизнью в Вышнем Волочке, ржевитянам не очень интересна Старица, а жителям Бежецка какое-нибудь Сандово. В Твери же не интересуются никакими райцентрами, разве что территории, сопредельные родительским домам и дачам, могут затронуть внимание.

Между тем интересоваться местной политикой – важно и нужно. Это способ сохранить здравомыслие в потоке информации о Сирии, Украине, Трампе и о прочих не зависящих от нас вещах. Хотя бы потому, что именно на эту политику у нас есть хотя бы иллюзорные рычаги влияния. И чем дальше мы ею не интересуемся, тем больше мы эти рычаги упускаем из рук.

 

На ручном управлении губернатора

Наглядный пример – Тверь. Сейчас идет конкурсная процедура по назначению главы города (напомню тем, кто в танке: теперь мы мэров не будем избирать даже из числа депутатов гордумы, депутатам отведена почетная миссия проголосовать за спущенную свыше кандидатуру). Практически никто не сомневается, что главой Твери станет Алексей Огоньков, нынешний глава администрации города. А городская администрация окончательно превратится в подотдел областной администрации.

Сейчас идет речь о том, что в городской администрации будет выведено из ее структуры большое количество чиновников. Из них создадут восемь муниципальных учреждений, сотрудники которых не будут пользоваться привилегиями городских чиновников, в том числе положенным им пенсионным обеспечением. Зарплата в этих муниципальных учреждениях будет совсем небольшая – 15 тысяч рублей. В принципе, это здравое решение, армию дармоедов надо сокращать (хотя первыми разбегутся, конечно, те, кто способен работать). Но под эту лавочку чиновники пытаются нивелировать статус Тверской городской думы. Аппарат думы тоже радикально сокращается: ТГД готова сократить его на 30%, но администрация хочет большего. Может получиться так, что, как предрекает депутат от КПРФ Сергей Шишков, «за каждой бумажкой депутатам придется ходить на поклон в городскую администрацию».

В общем, городская администрация становится подотделом областной, а дума – ее подотделом. Депутаты, вместо того чтобы контролировать чиновников и создавать необходимое политическое равновесие, потеряют свой авторитет. А чиновники без контроля начнут, так сказать, саморазвращаться.

Предполагается, что контроль будет осуществлять область. То есть сам губернатор Игорь Руденя. Однако не много ли это для одного человека – лично контролировать ситуацию в Твери, Нелидове, Западной Двине, Торжке, Торопце и в других местах? Может быть, надо все же делегировать полномочия?

А так будет получаться, как в Нелидове. Там глава Валерий Расов, которому Игорь Руденя велел уйти в отставку еще летом, отсиделся два месяца на больничном, дождался, когда депутат Госдумы Владимир Васильев, разоблачивший его злоупотребления, уедет исполнять обязанности главы Дагестана, и ровно на следующий день после отъезда Васильева как ни в чем не бывало вышел на работу.

Или вот еще показательная история из того же географического «куста». Владимир Пашедко, работавший заместителем главы администрации Твери, был уволен, как рассказывают, по распоряжению губернатора. Причиной называется срыв программы по благоустройству дворов. И теперь этого Пашедко направляют главой в Западную Двину. Напомним, Западную Двину долгое время возглавлял бывший начальник Пашедко, предыдущий тверской сити-менеджер Юрий Тимофеев. И именно ему там принадлежит вся коммунальная инфраструктура. Зная нравы в наших чиновничьих кругах, можно предположить, что Пашедко при снятии Тимофеева мог испортить с ним отношения. И каково ему будет работать в Западной Двине?

 

Осташков: можно изменить ситуацию

Нет красивее в Восточной Европе места, чем озерный край Селигер, да и близко он от больших городов (ровно посередине между Москвой и Санкт-Петербургом). Самый большой город в этих местах Осташков. Если лет 10–15 назад мы постоянно писали об огромных перспективах Осташковского района, которые неминуемо откроются в связи с возможностями удаленной работы (ну кто захочет жить в Москве с ее отвратительной экологией и пробками, когда можно жить на Селигере?), то в последние годы наш энтузиазм поутих.

Местные начальники разворовывают городскую казну уже много лет. Должности мэров городов и глав районов много лет банально покупались в региональном Министерстве по делам территориальных образований Тверской области. Конечно, развитием никто после этого не занимался. Деньги отбивали с прибылью. В Осташкове пропадали миллионы, выделенные Москвой на переселение из аварийного жилья.

Сейчас появилась надежда. Новый губернатор Игорь Руденя долго не мог изменить стиль работы доставшегося ему в наследство Министерства по делам территориальных образований Тверской области, но, кажется, дело сдвинулось в лучшую сторону.

В Осташкове объединили район и город, создав городской округ, и выбрали вменяемый состав депутатов новой местной думы. Возглавил ее Михаил Волков – генеральный директор завода «Звезда», находящегося на острове Городомля. Это предприятие делает гироскопы, которые применяются в ракетах и самолетах, кораблях и подводных лодках… Его заместителем по думе стал тоже очень толковый руководитель  Виктор Козлов – из менеджмента Осташковского кожевенного завода, одного из крупнейших налогоплательщиков региона. Только за счет двух таких предприятий Осташков мог бы процветать при умном управлении.

Третьим замом стала активистка Осташковского народного фронта (неформального объединения неравнодушных жителей) Людмила Сиделева. Кроме этого в Осташковском городском округе полностью сменился  состав руководителей силовых ведомств. Михаил Лебедев исполняет обязанности главного местного полицейского, Андрей Лебедев – прокурора, Ольга Дубровская возглавила местный СК. Все условия, чтобы начать преображать район, созданы.

Возможно, надо похвалить регионального министра Андрея Зайцева? Хотя необходим еще один правильный шаг. В декабре должен быть назначен новый глава администрации. И тут нельзя ошибиться.

Должны совпасть несколько условий: претендент должен быть «живой», а не «тухлый», как большинство наших чиновников. Он должен хотеть изменить здесь жизнь, а для этого надо понимать, как она устроена. И он не должен быть связан с криминальными товарищами, развалившими город.

Говорят, что губернатора Игоря Руденю его окружение уговаривает направить в Осташков заместителя губернатора по внутренней политике Алексея Титова. Конечно, он очень слабый заместитель. Но зачем нужно было предпринимать такие усилия, чтобы опять ввергнуть Осташков в трясину деградации?

По нашему мнению, надо возвращать во власть Андрея Галахова. На него много наговаривали местные жулики, которые сначала кормились вокруг Галахова, а потом его предали. Впрочем, это обычная история в наших местах, и свидетельству таких людей – грош цена. Андрея Галахова мы знаем, он точно не вор и действительно хочет перемен на своей родине, в Осташковском районе.

 

Торжок: год без главы

Конкурс на место главы города Торжка – отдельная большая тема. Фактически в городе нет легитимного градоначальника уже год. У Анатолия Рубайло истекли полномочия, а утвердится в местной думе у него не получается, то депутаты не голосуют, то он сам голосование срывает. Тем не менее Рубайло сидит в кабинете, подписывает документы.

Торжок застрял в парадигме десятилетней давности. В областном правительстве нет адекватного представления о том, кто в реальности является политической силой в этом городе. Там мешается старая колода – Рубайло, Нина Пушкина… Тогда как в городе есть новые современно мыслящие люди со знаниями и с большим опытом, новоторы, вернувшиеся из Москвы. Это Валерий и Татьяна Соколовы с их гуманитарными проектами по созданию настоящих городских сообществ, это Марина Белова.

Кстати, такая ситуация практически везде. Из окон областного правительства не видно новых людей, новых идей. И в этом большая проблема руководителей всех уровней. 

Мария Орлова

21 0
Лента новостей
Прокрутить вверх