Казалось бы, привычные слова сегодня обретают для нас новые смысловые значения, как следствие, в нашем воображении возникают неожиданные ассоциации, которые, в свою очередь, формируют отношение к предметам или явлениям.
Возьмем, к примеру, слово «мода» и производные от него: модные тренды, модные тусовки, модный имидж, модные профессии и модные увлечения. Сегодня путешествовать по Индии или Исландии модно, а по Крыму или Верхней Волге не очень. В чем же дело?
Модным место становится благодаря убедительной идеологии, таинственной легенде, выверенной стратегии и инновационной программе, наполненной креативными проектами. Примеры перед нами. С каждым годом «моднеют» Камчатка, Карелия, Алтай и Подмосковье, а вот Крым, Селигер и даже Золотое кольцо все больше разочаровывают туристов. Отдельные примеры еще более впечатлительны: в Ивановской области Плес с населением менее двух тысяч человек в год посещают полмиллиона туристов, а восьмитысячную Старицу в Тверской области – на порядок меньше, и понятно почему. Плес – территория творчества и комфорта, там все дышит Левитаном. Бульвары над Волгой удачно дополняют четырнадцать ресторанчиков с вкуснейшей едой и семь туристических центров.
Или Ясная Поляна, двести двадцать две тысячи посетителей, больше имение Льва Толстого не может принять по техническим причинам. И тут же пушкинское Берново с таким же удивительным парком и усадьбой – это место можно порекомендовать лишь любителям уединения.
Китайская мудрость гласит: «Если хочешь, чтобы люди шли за тобой, иди за ними». Сегодня путешественник просвещен и капризен, его нужно слушать, понимать и ублажать. Он хочет быть модным, посещать модные места, потреблять модные услуги, у него свои представления о моде, которые могут сильно отличаться от сложившихся традиций нашей туриндустрии.
Как же все это настроить? Для начала все нужно расставить по местам. Сначала профессиональные маркетологи-практики совместно с фантазерами-предпринимателями формируют идеологию и стратегию освоения туристического пространства, потом гиды, рестораторы и оте-льеры наполняют это существующей или обновленной инфраструктурой сервиса. После этого власть должна сформировать инвесторам предложения, «от которых нельзя отказаться». Далее СМИ начинают раскручивать такие программы. Как ни странно, в старые добрые времена, когда слово «маркетинг» было мало кому известно, идеология (читай: мода) туристических мест была четко сформулирована: Селигер – романтика, Завидово – богема, Коктебель – творчество, Сочи – престиж, Кисловодск – здоровье.
Ну и в заключение, пожалуй, самое важное. В подавляющем большинстве своем внутренним туризмом занимаются люди, модно одетые, говорящие на модном языке и отдыхающие в модных местах за рубежом. При этом своим соотечественникам они с восторгом рассказывают о прелестях путешествий по родной стране и пытаются продать как можно дороже туры, устаревшие еще 20 лет назад.
И до тех пор, пока так, а не наоборот, ничего хорошего не будет.
Андрей Майстров