В здании правительства Московской области в Красногорске 8–9 ноября 2017 года состоялся IV Международный агропромышленный молочный форум. Ключевым событием форума стало пленарное заседание «Молочная отрасль: современные вызовы и пути развития». Министр сельского хозяйства Российской Федерации Александр Ткачев в приветственном слове отметил, что в настоящее время молочный бизнес является стратегически выгодным направлением, а государственная поддержка отрасли позволяет сократить срок окупаемости молочной фермы до 7–8 лет и это приемлемо. Губернатор Московской области Андрей Воробьев выразил уверенность, что форум будет способствовать определению дальнейших путей развития молочной промышленности.
На пленарном заседании, проходившем в форме дискуссии, которую модерировала ведущая телеканала «Россия 24» Екатерина Грачева, генеральный директор торговой сети «Перекресток» Владимир Сорокин, отвечая на вопрос о невозможности купить в супермаркете Подмосковья молочные продукты близлежащих молочных заводов и ферм, сказал, что ассортимент молочных продуктов на прилавках адаптируется под каждый конкретный регион. При этом сегодня российские покупатели делают выбор в пользу базовых молочных продуктов.
Противоположное мнение было высказано на дебатах «Что мы пьем и можно ли это экспортировать?» и была озвучена статистика о значительном снижении потребления питьевого молока. У детей и молодых матерей не сформирована культура потребления молока. И программа «Школьное молоко», которая ранее охватывала 46 регионов, сейчас сворачивается из-за отсутствия финансирования. В то же время известные зарубежные компании, присутствующие на российском рынке, активно внедряют свои продукты, которые лишь содержат молоко в своем составе, и эти продукты вытесняют полезные для здоровья молоко, кефир, творог.
Заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Константин Савенков остановился на качестве молочной продукции, которая попадает на прилавки из-за рубежа.
– География поставок сильно изменилась за последние три года. Потребитель может увидеть в магазинах молочные продукты не только из Белоруссии, но и из таких стран, как Парагвай и Коста-Рика. Вся продукция проходит лабораторные исследования и соответствует нормативным требованиям, – рассказал Константин Савенков.
Среди иностранных гостей-инвесторов, выступивших на форуме, были президент группы компаний «ЭкоНива» Штефан Дюрр, директор по международной торговле Министерства сельского хозяйства Израиля Гилад Элираз, управляющий директор Israeli Dairy School Офиер Лангер, директор по международному сотрудничеству Сельскохозяйственной палаты региона Овернь-Рона-Альпы (Франция) Эммануэль Мингассон.
Активно обсуждалось на форуме создание сырного кластера в Московской области, который начнет выпуск продукции в конце 2018 года в Дмитровском районе на территории 17 га. Был представлен макет кластера, дающий представление о расположении участков, предлагаемых инвесторам. В ходе общения с прессой губернатор Московской области Андрей Воробьев подчеркнул, что территория подготовлена: в наличии все коммуникации, дорога. Инвесторы из Италии, Испании и других стран заинтересованы в сотрудничестве. В рамках кластера возможно также создание производства специальных молочных продуктов для спортсменов, которые по сей день завозятся из-за рубежа, в частности из США и Швейцарии. С рядом инвесторов уже подписаны соглашения. Интерес большой, потому что при такой государственной поддержке очевидна быстрая окупаемость затрат. В составе кластера есть управляющая компания, которая модерирует сотрудничество участников кластера.
Заместитель председателя правительства Московской области, министр инвестиций и инноваций Денис Буцаев уверен, что целевой план руководства региона – введение каждого клочка земли в сельхозоборот – будет выполнен.
В Московской области ежегодно вводится в оборот 60 тысяч га ранее неиспользуемых земель сельхозназначения. Сейчас в регионе производится около 50 тысяч тонн сыра, и это третье место в России, но Подмосковье стремится стать лидером по этому показателю. На период проведения форума в холле у входа в зал пленарного заседания расположилась зона дегустации, где можно было попробовать молочную продукцию подмосковных производителей. Было представлено множество сортов сыра, а также йогурты, ряженка, творожные сырки, криомороженое и другие продукты высокого качества. Среди компаний, познакомивших участников форума со своим ассортиментом, ООО «РусМолоко», сыроварня De famille, ООО «Альдини», ТД «Рузское молоко», Мамонтовская сыроварня, ООО «Куршавальская сыроварня» и другие.
Журнал «Бизнес-территория» принял участие в работе молочного форума и расскажет более подробно о предприятиях отрасли и об их продукции в №4(59) за 2017 год, который выйдет в декабре.
Мария Парамонова