Летом этого года у меня вышла в свет долгожданная книга рассказов, которую я собирал без малого 10 лет. На радостях решил послать экземпляры нового издания своим коллегам-журналистам в Москву. Казалось бы, чего тут особенного, рядовое событие. Однако, как оказалось, сегодня воспользоваться услугами российской почты не так-то и просто…
Для начала надо было купить специальный пластиковый конверт, чтобы тяжеловатая по весу бандероль с книгами добралась до адресата в целости. После работы зашел в отделение почты рядом с домом. Ужаснулся – народу столько, будто внезапно началась война, и всем срочно и именно сегодня потребовалось отослать почтовую весточку родственникам. Выбил талон в электронную очередь, но уже скоро понял, что в зале работает всего один оператор и все тридцать с лишним человек, несмотря на чеки в руках, проходят через него. Люди возмущались, вызывали начальника отделения, требовали открыть еще хотя бы одно окно из пяти нефункционирующих. В ответ – жесткий отказ, якобы из-за сильной занятости сотрудников и неисправности аппаратуры.
На следующий день я снова посетил почтовое отделение и увидел аналогичную картину, только народу было еще больше – пожилые земляки получали пенсию. К счастью, среди толпы жаждущих и страждущих увидел соседку, которая любезно согласилась купить для меня драгоценный конверт.
Вечером я подписал книги и оформил корреспонденцию. Осталось доплатить за перегруз, наклеить марки и, собственно, передать бандероль для отправки. Решил, что пойду на почту в субботу – как-никак выходной день, люди по дачам разъедутся, да и пенсию уже к тому времени все должны получить. Субботний день мало чего изменил в работе почтового отделения: казалось, что все те же люди отсюда и не уходили, так же как и не приходили на свои рабочие места новые операторы. Выход из ситуации напросился сам собой – нужно ехать на главпочтамт в надежде на то, что там ситуация иная.
Увы, ожидания мои и на этот раз не оправдались. Огромный холл переполнен людьми, как на вокзале в час отправления поезда. Посетителей принимают в четырех окнах, хотя всего их объявлено двадцать. Все та же электронная очередь с бумажными талонами и номерками, плюс к этому говорящее табло, как в Сбербанке. Ничего не поделать, пришлось присоединиться к народу, не ехать же в Москву, в конце концов, чтобы письмо передать.
Пока сидел в очереди с интересом наблюдал, зачем люди в выходной день просиживают такие гигантские очереди. Неужели все они пришли сюда, чтобы отправить письмо или получить посылку? Оказалось, нет. Диву даешься, какие услуги сегодня оказывает российская почта! Оплата коммунальных услуг, денежные переводы, оплата госуслуг, огромный спектр дополнительной торговли: здесь можно купить буквально все – от туалетной бумаги и детских подгузников до зубных щеток и крема для обуви! Я уже не говорю о ежемесячной выдаче пенсий, собирающей настоящие аншлаги в залах ожидания. Осталось только для полноты картины организовать маникюрный кабинет и массажный салон…
Ох как правы те, кто говорит, что русский народ непобедим из-за его потрясающей парадоксальности! Извините, но я не понимаю, почему именно на почте нужно оплачивать счета за газ, воду и медные трубы, когда на каждом шагу открыты отделения банков и в круглосуточном режиме работают терминалы и банкоматы? Мне кажется, что все забыли, что мы давно живем в другом времени, где существует интернет, пластиковые карты и безналичные формы оплаты даже по телефону. Только вот почтовую бандероль пока с помощью интернета и гаджета, увы, не отправить, и, как мне кажется, именно для этого и должна существовать и исправно работать в первую очередь почта.
Неужели нельзя по-иному организовать механизм обслуживания клиентов, четко профилировать рабочие зоны, отделить, наконец, истинные почтовые услуги от всех остальных? Если, скажем, выделить из двадцати имеющихся отдельные два-три окна только для тех, кто пришел отправить или получить корреспонденцию, а все остальные загрузить под квитанции, пенсии, переводы и второстепенные покупки, то и очередей, наверное, таких не будет, и люди будут приходить на почтамт с гораздо большим удовольствием…
В итоге мне пришлось отсидеть в очереди 45 минут. Это просто, чтобы оплатить отправку обыкновенного письма. Когда моя очередь подошла, последовал странный вопрос оператора: «Вы сами наклеите марки, или мне это сделать?». Я, конечно, удивился вопросу, но попросил все же провести эту несложную процедуру не очень дружелюбно настроенную сотрудницу. Она тут же взяла клей-карандаш, помазала две марки и пришпандорила их к конверту. В итоге – отдельный чек на 4,5 рубля с формулировкой: «За наклеивание марок». Поверьте, мне честно не жалко этих несчастных 5 рублей, но если мы при таком «суперсервисе» еще и за наклеивание марок дополнительно платить будем, то тогда я вообще ничего не понимаю! В таком случае руководству почтовой службы осталось только ввести посекундную оплату за общение с операторами и фиксированную мзду за вход и, что логичнее, за выход из здания почтамта. Но такие инновации, как мне кажется, уже не за горами…
Максим Страхов, член Союза российских писателей. Фото автора