Эта фраза, конечно, носит ироничный характер. Однако в настоящее время она в наибольшей степени характеризует отношение к общественному транспорту. Сегодня в Твери три обсуждаемых темы – горячая вода, жара и работа автобусов. И только погодные условия не зависят от действий чиновников. Остальное — вопрос времени и правильных решений. К сожалению, решений никаких не принимается, а время уходит.
Никто не может нормально объяснить, как так получается, что город с полумиллионным населением ежегодно в разгар зноя оказывается без горячего водоснабжения. Плюс никто не понимает, откуда берутся долги за ГВС, ведь мы исправно оплачиваем коммунальные услуги. Так же как никто не понимает, зачем нужно было менять расписание дачных маршрутов, перекраивать транспортную инфраструктуру в разгар посадки урожая, в то самое время, когда люди берут отпуска или проводят выходные за городом, на своих дачных участках? Хотя вот чиновникам всегда всё понятно. С экранов телевизоров они объясняют, что «общественный транспорт должен ходить удобно». Правда, непонятно опять же, как они определяют удобство, если сами общественным транспортом не пользуются и, что важнее, не прислушиваются к мнению тех, кто ежедневно прибегает к услугам общественного транспорта?
БЮРОКРАТИЯ ВЫБОРА
Сегодня автотранспортным предприятиям и предпринимателям для того, чтобы осуществлять транспортное обслуживание населения, необходимо участвовать в конкурсах. Через процедуру тендера как частные, так и муниципальные перевозчики завоевывают своё место под солнцем в конкурентной борьбе. Идея конкурсов понятна, однако, как можно догадаться, даже тут у нас вышло все «как всегда».
В апреле этого года были объявлены конкурсы более чем на сто муниципальных и межмуниципальных маршрутов, в том числе и коммерческие. Конкурсы были признаны несостоявшимися. Департамент транспорта и связи Тверской области, организовавший конкурс, не воспринял массовый протест перевозчиков – никто из них не подал заявку на участие. Тем не менее департаментом было решено те же самые маршруты выставить на конкурс ещё раз, причём на тех же самых кабальных условиях, единственное, была добавлена графа о субсидировании. Расчёт департамента прост: рынок перевозок один, и его участникам ничего другого не останется, кроме как выйти на конкурсы. Конкурсы прошли с нарушениями, в протокол занесены сведения, которые противоречат реальным событиям, но тем не менее признаны состоявшимися. И с 1 июля транспортная схема пригорода (Калининский район) была перекроена.
ДАЧНЫЙ РОПОТ
С 1 июля началась неразбериха: откуда ехать в Александровку, Березки — то ли с «Южного», то ли с Центрального рынка, то ли с Речного? Люди обрывали телефоны всех ведомств, пытаясь узнать расписание автобусов и конечные остановки. А департамент транспорта и связи Тверской области вывесил новое расписание на своем сайте только через 10 дней после изменений. А до этого люди, судя по всему, должны были догадываться о том, как теперь будет ходить транспорт. И до сих пор, если позвонить в отдел транспорта департамента, то можно и не узнать расписание. Чиновники просто дают сотовый номер телефона перевозчика на спрашиваемом маршруте и предлагают людям самостоятельно всё выяснять.
Расчёт с дачными маршрутами у департамента, как и с конкурсами, тоже незатейливый: сезон отпусков, полдепартамента успешно в нём пребывает, тишину в кулуарах власти также оправдывает изменение политического пейзажа, формирование новой команды, поэтому отвечать на требования жителей никто не собирается. Через месяц дачные маршруты перестанут быть популярными, и всё забудется, – именно на это и делается ставка.
В общем и целом перевозчики, имеющие новый подвижной состав, большое количество автобусов, что, собственно, может обеспечить бесперебойную работу на маршруте, остались за бортом. А те, у кого старые транспортные средства, как на 601-м маршруте (Тверь — Эммаус), например, выиграли конкурс и получают за свою работу деньги из бюджета.
БЮДЖЕТНАЯ БЕЗЗАЩИТНОСТЬ
К слову, о бюджетных деньгах. Ежемесячно каждый перевозчик подаёт документы о проделанной транспортной работе. Эти документы проверяет специалист департамента и утверждает начальник отдела транспорта департамента Александр Советкин, затем документы перенаправляются в департамент социальной защиты населения, где соответственно работе перевозчиков происходит начисление бюджетной субсидии. Если поднять статистику за последние полгода, то можно заметить, что такие муниципальные предприятия, как «Городской электрический транспорт» или ПАТП-1, существенно потеряли в дотациях, а вот у мелких перевозчиков, у которых небольшой подвижной состав и за последние полгода ни на одну единицу он не увеличился, наоборот, – рост бюджетных вливаний. По чуть-чуть, увеличивая сумму начислений в два раза каждый месяц, они получают из бюджета средства за работу, которую фактически не выполняют. Уже никого не удивить тем, что предоставить подтверждающую информацию о своей транспортной работе такие перевозчики не смогут — не раз путевые листы, как раз-таки подтверждающие количество рейсов и перевезённых пассажиров, неожиданно сгорали в пожарах, были сворованы, вылетали в окно автобуса и так далее.
Или, например, как так получилось, что на маршрут №124 (Боровлево1 — «Заволжский») пришёл перевозчик, имевший на тот момент одну машину, которой нужно осуществлять 20 (!) рейсов в день, и по условиям контракта должен иметь в наличии не менее 4 (четырех) единиц автобусов. Выполняя работу одним автобусом (у этого перевозчика только одна лицензионная карточка), он получает деньги за четыре автобуса и за большее, чем он в состоянии обеспечить, количество рейсов. Кроме того, удивительно следующее: конкурс на 124-й маршрут был объявлен в середине апреля этого года, перевозчик выиграл его в мае, стал обслуживать в июне, а средства из бюджета получает с 1 апреля!
Самое интересное, что никто не даёт официальную правовую оценку происходящему. Молчит прокуратура и, самое главное — Управление госавтодорнадзора, которое самым первым должно было проверить все перечисленные факты.
В общем и целом выходит так, что пока чиновники сами не станут пользоваться общественным транспортом, или пока перевозками не заинтересуются правоохранительные органы, его работа всегда будет на грани фола.
Ирина МИРОНОВА