Торжок – город, потенциал которого очень велик. И очень обидно наблюдать, как из года в год эта жемчужина Тверской области упускает очередные возможности перехода на новый уровень развития.
Жемчужина в пыли
Торжок – город очень красивый, сохранивший свои архитектурные и исторические достопримечательности. Многие его памятники пощадила Великая Отечественная война. Немцы прилагали все усилия, но так и не смогли войти в город. Торжок опять встал на пути у захватчиков, как это было неоднократно со времен татаро-монгольских нашествий. Советская власть тоже почему-то оставила в Торжке почти все храмы эпохи классицизма. Так и стоит город, сформированный гением русского Леонардо – местного уроженца князя Львова, с великолепными храмами архитектора Росси, планами застройки по указам Великой Екатерины, улочками, по которым прогуливался Пушкин и многие его известные современники. И даже Анна Петровна Керн, которой посвящены пушкинские строки «Я помню чудное мгновенье…», нашла себе покой под Торжком.
Город привести бы в порядок, и по части туристической привлекательности Торжок заткнул бы за пояс Суздаль – ведь сюда легко добраться, сотни тысяч возможных туристов проезжают мимо города каждый день по автодороге Москва – Санкт-Петербург.
Местных жителей, может быть, развитие туризма пока не вдохновляет, хотя там, где хорошо туристам, всегда хорошо тем, кто живет здесь постоянно. Но Торжок – это еще и город развитой экономики, известных на всю страну предприятий. ОАО «Торжокский завод полиграфических красок», ОАО «Торжокский вагоностроительный завод» (сейчас находятся в стадии ликвидации), но на первом месте всегда звучало ОАО «Пожтехника». За последние 25 лет это предприятие создало для России практически всю линейку пожарной техники, ставшей прототипом для воспроизводства другими российскими (и не только российскими) компаниями.
Глава за главой
Еще в начале 2000-х казалось, что вот-вот – и Торжок прорвется к светлому будущему. Очень много для планомерного развития города сделал Юрий Черноволенко, руководитель города еще той, старой, закалки. Напомним, он возглавлял Торжок во время его наибольшего промышленного расцвета: с 1975 по 1991 год, а потом снова принял бразды правления и провел Торжок через время наибольших проблем – с 1996 по 2001 год. Это действительно человек-эпоха, дай Бог ему здоровья!
Черноволенко сменила Нина Пушкина. Сейчас о Пушкиной вспоминают в Торжке с ностальгией: с ее именем связывают период относительного благополучия в городском самоуправлении, а также реализацию новых амбициозных инвестиционных проектов, определивших новое лицо экономики Торжка. При Пушкиной в Торжке начинались такие современные предприятия, как завод «СТОД» – предприятие современной деревообработки группы компаний «Таллион-Терра», производство моторных масел компании «Шелл»… Кстати, и с Юрием Черноволенко, в то время возглавившим совет ветеранов, они работали плотно, шел постоянный обмен опытом. Как раз наступила пора обновлять материально-техническую базу учебных заведений, местного здравоохранения. Тогда удалось добиться открытия в Торжке отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста. Была отреставрирована и возвращена верующим Ильинская церковь, возобновлено строительство бассейна. Да что там – первые маршрутки в городе в это время появились! Построены три новые котельные, благоустроен парк в районе завода «Марс», открыт памятник князю Львову… Перечислять можно долго.
Нина Пушкина одновременно была и мэром города, и депутатом Законодательного собрания Тверской области, работала в комитете по бюджету и налогам. Это позволило ей интегрироваться в областной истеблишмент, наладить конструктивные рабочие отношения и с председателем ЗС Марком Хасаиновым, и с его предшественником на этом посту ректором ТвГТУ Вячеславом Мироновым, и с тогдашним мэром Твери Александром Белоусовым.
После Пушкиной Торжок возглавил Евгений Игнатов, боевой генерал-вертолетчик, участник военных действий в Афганистане. Поступательное развитие продолжалось – может быть, не теми темпами, но Торжок избегал мелкотемья и, наоборот, быстро подчистил некоторые пушкинские «неточности». Началось переселение из ветхого и аварийного жилья, была запущена программа капремонта многоквартирных домов, достроен бассейн. Игнатову совместно с руководством области, областным парламентом, депутатами ЗС от Торжка и Торжокского района Поповым Николаем Ивановичем и Строканем Анатолием Николаевичем удалось добиться финансирования из федерального бюджета реконструкции Торжокского путепровода, при нем начались проектные и строительные работы. За счет упомянутых выше предприятий были разработаны проекты реконструкции и ремонта городских дорог, на которые впоследствии, уже при главе Анатолии Рубайло, по областным программам было выделено финансирование и произведены работы.
Страна вошла в новый кризис, и Игнатову приходилось решать множество непростых вопросов, связанных с электро- и теплоснабжением города, с дефицитом бюджета и ростом безработицы. Мы, бывало, критиковали работу Евгения Ивановича, но признаем, что он делал много и старался пользоваться поддержкой всех, кому небезразличен Торжок – от упомянутых уже депутатов ЗС до руководства Министерства обороны, МЧС. В это время в Торжке неоднократно побывали видные руководители федерального уровня, включая председателя Центробанка Владимира Игнатьева, министра МЧС Сергея Шойгу и других. В результате (в том числе благодаря этим визитам) в Торжке появился 500-квартирный дом для военных и многое другое. В это время здесь проводилось много массовых мероприятий: выездные заседания Законодательного собрания, круглые столы на самые разные темы (от краеведения до развития машиностроения), концерты звезд российской эстрады в честь знаковых для города событий. На главной площади Торжка на музыкальные фейерверки, организованные городом совместно с «Пожтехникой», собиралось до 20 тысяч жителей. На эти праздники пропаганды «Единой России» и власти в целом приезжали депутаты Государственной думы и Федерального собрания, руководители области.
Тогда же, при Евгении Игнатове, начались реставрационные работы в путевом дворце, была разработана концепция преобразования района Красная Горка, Ильинской площади в рекреационную зону. Увы, все эти проекты не были осуществлены.
Период угасания
Новый глава Торжка Анатолий Рубайло избрал другую тактику управления городом. Если до него местная власть и лидеры бизнеса работали в одном направлении и всегда могли найти общий язык по поводу основных направлений развития, то Рубайло сделал ставку на мелкий, зачастую серый, бизнес. Одно из самых «выдающихся достижений» этого периода – банкротство ведущего предприятия города – Торжокского вагоностроительного завода, которому в этом году как раз исполнилось бы 100 лет. Сейчас предприятие, некогда известное во всем Советском Союзе и выпускавшее важную продукцию – вагоны не только электричек, но и специального назначения для МО, – тихо разворовывается. С его территории вывозятся для сдачи в металлолом станки. Городское предприятие «Электросети» за бесценок продано куда-то налево…
Сам нынешний руководитель города всегда был далек от реальной экономики, пришел на должность из наркополицейских. Он только и отчитывался фактически за чужие достижения, которые были приняты и даже профинансированы при прежнем руководстве города, быстро растерял заложенное Пушкиной и Игнатовым. Банкротства городских предприятий стали при Рубайло обычным явлением, а в общественные структуры попадают люди с криминальным прошлым. Анекдотом стало избрание с подачи Рубайло в Законодательное собрание Тверской области сына одного «авторитетного» местного предпринимателя, некоего Максима Пилюшкина. Если раньше в областном парламенте за интересы Торжка бились упомянутые выше «политические тяжеловесы», то сейчас значимый в регионе город на областном уровне представлен Максимом Пилюшкиным, но тот молчит как рыба об лед.
Непонятно, за что будет отчитываться следующий глава, если нынешним ничего не создается, а только разрушается. За загубленную экологию? Разрушается не только материальное. Вместо лозунгов единения и веры в будущее, ранее звучавших на площади, сейчас городом правят другие чувства – страх и безысходность.
Для Рубайло было принципиально отстранить от местной политики руководителей, избравших его самого. И началась настоящая охота на ведьм. Черноволенко, Черноусов, Добродумов, Мухина, Волковская, Ивановская и многие десятки других руководителей, которых фактически выживают из города…
А прошлогодние праймериз перед выборами в ЗС, на которых никому не известный Пилюшкин «победил» всех кандидатов, были частью развернутого главой Торжка противостояния с «Пожтехникой». Заводу, выпускающему уникальную продукцию, создаются административные препоны, в результате только за последние два года ущерб составил около миллиарда рублей! Предприятие второй год подряд теряет активы, равные годовому бюджету города!
Парадоксы предвзятого отношения
Парадокс в том, что первым назвало имя отставного сотрудника Госнаркоконтроля Анатолия Рубайло как кандидата на пост главы Торжка (тогда еще избиравшегося на прямых выборах всеми горожанами) само руководство «Пожтехники». Правда, уже во время выборов все поняли, что названа не та кандидатура: Рубайло еле избрали всем миром, да и люди быстро составили свое мнение об этом человеке. Но процесс был уже запущен. Сменились региональная власть и руководство министерства по работе с территориями. Информация о конфликте руководителя завода и главы города была искажена, переврана предвзятыми людьми и в таком виде транслирована наверх – губернатору и в Москву.
Селивоненко, Черноволенко, Пушкина – бывшие главы – уходили на выборные должности с «Пожтехники», она стояла у истоков торжокской «Единой России», а тут ее руководители были охарактеризованы как «политически неблагонадежные». Это было бы смешно, но, увы, сейчас такие вещи отражаются на получении государственного заказа. Страдает предприятие, страдают сотрудники, рабочие, страдает город.
Но еще больший парадокс в том, что полномочия Анатолия Рубайло истекли еще год назад, в декабре 2016-го! Однако он до сих пор сидит в кабинете главы Торжка и подписывает документы – неизвестно, в каком статусе. Анатолий Рубайло, как мы об этом подробно писали, не раз пытался переизбраться (благо выборы теперь не всенародные, а посредством специальной конкурсной комиссии, которая выносит отобранные ею кандидатуры на суд местных депутатов). Один раз, самый первый, он сам что-то слишком неловко смухлевал. Затем дважды уже депутаты прокатили г-на Рубайло.
Казалось бы, в областном правительстве должны были понять, что Торжок не хочет этого человека в руководстве города! Но нет, чиновники из министерства по работе с территориями, видимо, имеют перед Рубайло какие-то обязательства.
Сейчас Торжокская городская дума вновь вернулась к проведению конкурса на должность главы города. Заново запущена процедура конкурса: регистрация кандидатов, отбор двух финалистов. К 20 декабря город должен получить законного главу, чью кандидатуру одобрят депутаты местной думы.
Мы уже неоднократно писали, что в отношении торжокской местной политики необходимо выйти из замкнутого круга. Второй год обвинять во всех грехах предприятия города, их руководителей, не замечая ничтожества самого главы как человека и как должностного лица, представляющего власть? В городе есть много людей, которые хотят быть выше этого, есть новые идеи. Они не хотят вечно трястись и молиться на человека, который этого недостоин. Отдельные областные чиновники уперлись в кандидатуру Рубайло, потому что не желают даже изучить ситуацию, сложившуюся сегодня в Торжке. Хотя из создавшегося политико-экономического тупика есть выход – посмотреть по сторонам и избрать нового главу.
Геннадий Климов