Химинститут – крупный, но вместе с тем стабильно деградирующий поселок на окраине Твери. Строился он еще во времена СССР как спутник химического предприятия ВНИИСВ.
Город Калинин (позднее Тверь) потерял статус химической столицы, впрочем, в 1990-х и в начале 2000-х зачахла вся отечественная полимерная и волоконная промышленность. Крупнейший синтетический кластер «Химволокно» был разделен на несколько предприятий, обанкрочен, разграблен и полностью заброшен. ВНИИСВ, несмотря на научно-исследовательский потенциал и целый ряд инновационных разработок, съежился до микроскопических размеров и, судя по всему, доживает свой некогда славный век.
С развалом производств поселок Химинститута утратил свое первичное предназначение, свою миссию. И превратился из жилого массива для работников химической индустрии в поселок для всех. Потеряв родовой статус, «Хим» все больше и больше стал похож на грязного и голодного беспризорника. Заросшие парки и скверы, переполненные помойки, абсолютное отсутствие тротуаров, развороченные дворы, в том числе и «благодаря» федеральной программе «Формирование комфортной городской среды», агрессивные бродячие собаки. Но самая главная беда поселка – заброшенные здания бывшего детского сада № 95 и бывшей средней школы № 37.
Декорации для фильма о зомби
Детский сад N№ 95 расположен в самом сердце поселка, он плотно зажат жилыми домами и зданием поликлиники. Площадь двухэтажного строения порядка 1000 квадратных метров, в нем легко спрятаться и что-нибудь спрятать. Детский сад с выбитыми окнами, разрисованными стенами и загаженными интерьерами – любимое место «закладчиков» и наркоманов, а также бомжей.
Кроме того, руины детского сада как магнитом притягивают детей, ведь тут можно поиграть в прятки, побегать по крыше, покурить, выпить пивка, а можно, высунувшись из черного оконного проема, крикнуть прохожим крепким матерным словцом. Сама же территория садика около 8000 квадратных метров представляет собой заброшенный сквер с поваленными деревьями, горами бутылок, целлофановых пакетов, истлевшей одежды и другого хлама. Вся эта «красота» выходит парадными воротами на ДК «Синтетик». Прекрасные постапокалиптические декорации для экранизации романов Дмитрия Глуховского из серии «Метро» или для ремейка «Сталкера». А темный сквер со старыми чахлыми деревьями хорошо смотрелся бы в каком-нибудь триллере.
В таком плачевном состоянии здание пребывает по меньшей мере семь лет. Садик приобретен летом 2017 года неким Артуром Адамяном и затем отдан в ипотеку Алле Никулиной. Стоит сказать, что бывший соцобъект утратил свою муниципальную принадлежность еще до Адамяна.
Проследим всю хронологию: учреждение закрылось в конце 1990-х – начале 2000-х, здание сдавалось в аренду, в нем работали швейный цех, парикмахерская, рыбный магазин, отдел промтоваров, кафе. Но в 2006 году департамент по управлению имуществом администрации города Твери на основании решения городской думы продал здание бывшего детского садика ЗАО «Компания объединенных инвестиций «Магелан» за 9,3 млн рублей. Арендаторов попросили покинуть помещения, ведь «Магелан» планировал построить на территории бывшего детсада элитную многоэтажку, но протест жителей и экономический кризис помешали строительству. Детский садик снова переходил из рук в руки. До Артура Адамяна им владел обанкротившийся рязанский банк «Ринвестбанк».
Притон и детская площадка
Жители ругают временщиков, продавших социальный объект, и предъявляют претензии к нынешней городской администрации. На имя Алексея Огонькова написали петицию и передали ее через депутата гордумы Сергея Делакова, возглавлявшего в прошлом созыве комитет по градостроительству, архитектуре, транспорту и связи. Просили, в общем-то, самое малое – хотя бы организовать охрану и закрыть свободный доступ к заброшенной постройке, но результат нулевой. Конечно, здание и земля теперь в частной собственности, но это не значит, что чиновники могут умыть руки.
Председатель совета многоквартирного дома № 4 Галина Малькова уверена, что руины детского сада представляют реальную опасность для жителей:
– Здание несколько раз горело, из него постоянно слышатся дикие крики и вопли, были случаи изнасилования девочек. Не так давно из здания выбежал мальчишка с окровавленной рукой. Видимо, порезался осколками бутылок. Полиция наведывается сюда регулярно. А что толку? Все двери открыты, завтра в садик залезут снова. Кроме жильцов близлежащих домов, во всевозможные инстанции жаловались и сотрудники поликлиники. Да вы все видите сами, здесь просто страшно ходить!
По словам местных, заброшенный детский садик – гнойный нарыв на теле поселка. А между тем очередь в детские сады в Химинституте приличная. Идеальным вариантом стало бы восстановление образовательного учреждения, но жители не против открытия магазина, парикмахерской, кафе, лишь бы под окнами не слонялись бомжи и наркоманы.
Конечно, есть и более радикальные предложения:
– Снести детский садик и построить спортивную площадку с турниками. Большинство детей, слоняющихся возле этого гадюшника, не ходят в спортивные секции в «Синтетике», у их родителей нет лишних денег, – рассказывает председатель совета многоквартирного дома N№ 5 Вера Маслова.
Чиновники, бизнесмены, трупы и наркоманы
Пожалуй, больше всего удивляет в этой истории, как муниципальное имущество, социально значимый объект так запросто продали? И сколько заработали чиновники, организовавшие сделку? Однако детский сад №95 не единственное полуразрушенное здание в поселке. Аналогичная судьба постигла и бывшую среднюю школу № 37. Внушительное трехэтажное здание с выбитыми стеклами и два заброшенных спортивных корта, заросших травой.
В начале 1990-х школу перепрофилировали в начальную, но затем закрыли и сдали в аренду, новый хозяин хотел открыть кардиоцентр и даже организовал закладку камня с шампанским, журналистами и официальными лицами. Дальше камня строительство кардиоцентра не сдвинулось, здание обветшало. В итоге муниципалитет выставил школу на торги. Сейчас ей владеет некий Камруззаман Сайед.
Кроме обычных историй с наркоманами, бомжами и любопытными детьми, в старой школе произошло кое-что пострашнее: пару лет назад на первом этаже был найден труп молодой женщины.
В ноябре 2016-го на встречу с жителями в поселок Химинститута приехал прокурор московского района Юрий Орлов. Прокурор узнал обо всех проблемах поселка, в том числе и о мрачных скелетах из силикатного кирпича. Буквально через месяц старую школу огородили забором и заделали оконные проемы первого этажа железными листами. На этом все!
Детский сад остался без прокурорской протекции, да и забор вокруг школы, по сути, не решает проблему: заброшенные здания стоят и пугают своими безжизненными фигурами прохожих, а городские чиновники продолжают заниматься отписками.
Павел Кириллов