Сегодня в общественном пространстве России столкнулись две противоположные тенденции. С одной стороны, мир стремительно меняется – наступают новые технологии, в том числе в общении между людьми и государством. С другой стороны, многие наши сограждане готовы ринуться в дремучую архаизацию, закрыться от внешнего мира. Состоявшийся 25 ноября в Москве Общероссийский гражданский форум был посвящен изучению состояния нашего общества.
Эксперты и население: мнения разошлись
В этом году форум проходил в пятый раз, и число участников было рекордным – наглядное свидетельство того, что все хотят знать, что происходит в гражданском обществе. Кстати, зарегистрировалось самое большое за историю ОГФ количество чиновников, вице-губернаторов, федеральных министров, их замов, мэров городов. Чиновники не приехали только из Тверской области – им, как обычно, ничего не интересно.
В начале форума был приведен любопытный опрос Левада-центра. Социологи опросили экспертов – зарегистрировавшихся на форум участников, а также население о самых важных, на их взгляд, вопросах. Оказалось, что представление о должном устройстве жизни у экспертов и населения сильно расходятся. Слишком разные приоритеты. Эксперты хотят выборы и независимость судов, а население – повышение уровня медицины и пенсии побольше. Еще население почему-то волнует боеспособность армии, которая не заботит экспертов совсем. В свою очередь, населению совершенно не интересно, есть ли у руководства страны стратегия развития. А для экспертов это важнейший вопрос.
Люди скоро станут бессмертными, но Россия к этому не готова
Этот колоссальный разрыв между образом будущего мыслящего класса и населения тревожен. Как заметил журналист Александр Архангельский, модератор пленарной сессии, посвященной как раз образу будущего: «В московском метро пущен поезд «Россия, устремленная в будущее» по Кольцевой линии».
Алексей Кудрин, руководитель комитета гражданских инициатив и основной вдохновитель форума, прокомментировал это так:
– Стратегии и программы у нас воспринимаются населением как что-то нереальное. Хотя без плана невозможно строить будущее. Главный вызов – это то, что третий год в стране падает уровень жизни, это порождает рост бедности и неравенства. При том что и до кризиса неравенство и уровень бедности в стране были очень высокими.
Второй вызов – это технологическое отставание. Мир вошел в новую технологическую революцию. Через 10 лет беспилотные автомобили на улицах станут обычным явлением. 13% существующих сейчас профессий перестанет существовать. Мало того, будет решена проблема бессмертия. Но российская экономика не готова к этим изменениям. Наша страна, которая первая полетела в космос и создала атомную бомбу, теперь утрачивает свои позиции даже в этих отраслях. Велики риски международной изоляции из-за того, что мы так легко провоцируемся на внешние вызовы. А обмен знаниями, людьми и технологиями между странами будет только усиливаться.
Александр Галицкий, один из создателей российской IT-индустрии, венчурный предприниматель, считает, что мир движется от экономики товаров к экономике сервисов. В Индии уже сейчас роботы заменяют людей в кол-центрах, работают вместо программистов.
– Технологические прорывы опережают восприятие общества. Раньше передовые технологии были военными, но сегодня даже для того, чтобы получить консультации по военным вопросам, собирают гражданских специалистов.
«Если прокуратура будет ходить за каждым рублем инвестиций, никто не будет брать риски»
К сожалению, согласно исследованиям Высшей школы экономики, сегодня в России на 1000 человек только 4 предпринимателя. В США этот показатель – 71 предприниматель на 1000 человек. Если учитывать, что предпринимателей в сфере технологий 10% от общего количества занимающихся бизнесом, перспективы очень нерадостные.
– Если прокуратура будет ходить за каждым рублем инвестиций, вряд ли найдутся желающие брать на себя риски.
По мнению Галицкого, спасение России могло бы быть в новом принципе законодательства: не запретительном, а опережающем.
Андрей Себрант, один из руководителей «Яндекса», тоже считает губительным желание все зарегулировать даже до начала развития. Наглядный пример произошел в нашей стране с телемедициной. Еще один пример – суета вокруг блокчейна.
– Куча людей хочет, чтобы им сказали, по какой инструкции действовать. Но именно людей, работающих по алгоритму, машины заменят прежде всего. Сегодня стремиться работать четко по инструкции – путь к безработице.
Алексей Кудрин рассказал, что недавно посетил университет в Финляндии, где обучение построено на новых принципах. Объединена экономика, технологии и дизайн. На такой междисциплинарной основе выпускник выходит из вуза «продюсером будущего». В России пока отдают детей учиться на чиновников – профессии, которая входит в те 13%, что скоро отомрут. Уже сейчас есть успешные примеры сокращения их числа: например, в Тюмени сократили чиновников на 30%, и стало гораздо лучше.
«Хотение в средневековье» как желание все упростить
Вообще, о том, как учиться и переучиваться, на форуме говорили больше всего. По словам Андрея Себранта, сегодня феерический потенциал онлайн-образования: в интернете есть курсы, есть прямой доступ к преподавателям. Например, заниматься иностранными языками с их непосредственными носителями можно даже в самой глухой деревне. Вопрос в мотивации. Кто-то хочет в средневековье, а кто-то запускает спутники в космос.
Как напомнил ведущий Александр Архангельский, министр культуры Мединский утверждает, что человека от питекантропа отличает только идеология, а целый институт имени несчастного академика Лихачева изучает, что есть русская традиция.
Тенденцию к архаизации, которая сейчас захватила большую часть российского общества, попытался проанализировать известный режиссер Константин Богомолов.
– Личность порождает личности, сложный человек – сложных людей, варвар – варваров. Архаизация – это слабость, страх перед сложностью, стремление задушить эту сложность, вместо того чтобы поставить ее на службу своим интересам. Минкультуры пилит сук, на котором сидит, упрощение всегда приводит к разрушению.
По словам Андрея Себранта, нынешнее «хотение в средневековье», скорее всего, «реакция на прививку», слишком бурная выработка обществом антител к стремительно надвигающемуся новому миру.
Все про всех станет известно всем
О новой прозрачности очень убедительно рассказала известный политолог Екатерина Шульман.
По ее словам, сегодня граждане стремятся знать больше о государстве, а государство – о гражданах, и эта информация копится и концентрируется. Мы наблюдаем, как в Китае внедряется система социального рейтингования граждан. Своего рода «сетевая карма» влияет на доступность для жителей Китая услуг, кредитов и так далее. Такого рода системы тестируются не только в Китае.
Как утверждает Екатерина Шульман, приватность уходит в прошлое. Взрослые и пожилые люди не будут чувствовать себя уютно в этом мире, где про всех известно все (у нас больше всего беспокоятся о защищенности информации о себе те, кто, в общем-то, мало кому интересны). А новое поколение быстро войдет в новую прозрачность, которая однозначно будет снижать в обществе уровень агрессии. Возвращается понятие репутации, мир становится большой глобальной деревней. И тут принципиально важно, какими гражданскими и политическими правами вы обладаете. Вы либо живете в авторитарном государстве, либо в демократическом. Инструмент прозрачности может быть обращен на вас или против вас.
Редактор проекта «Сноб» Станислав Кучер добавил, что теперь один выход – становиться хорошими людьми. «Сначала будет трудно, но те, кто выживет, преобразятся», – пошутил он.
Общество упирается в государство
Выступление Шульман состоялось в рамках сессии под руководством министра Открытого правительства Михаила Абызова. И вообще-то, речь шла об открытости или закрытости органов власти. На эту тему очень актуально для нашей Тверской области выступила знаменитая Нюта Федермессер, президент благотворительного фонда помощи хосписам «Вера». Она рассказала историю своего взаимодействия с органами власти, из которых самым непробиваемым является федеральный Минздрав (у тверского хосписа взаимодействие с региональным минздравом тоже не получается).
– Среди руководителей общественных организаций нет людей, которые хотели бы тратить время на совещания. Хотелось бы не знать и дальше о чиновничьих играх. Минздрав закрыт, не нацелен на взаимодействие.
Есть и другие проблемы у российской благотворительности. Например, по новому законодательству помощь из-за рубежа грозит для НКО статусом «иностранного агента».
Сергей Лапенков, основатель движения «Бессмертный полк», рассказал, на наш взгляд, чудовищную историю о том, как власть сотворила с народной памятью то же, что и со всеми остальными российскими ресурсами. Инициатива томских журналистов была перехвачена, из чисто народного проекта, где не было никаких бюджетных и прочих вливаний, сделали формальную организацию с записями в трудовых книжках и зарплатами «Бессмертный полк России».
О том, что означают эти противоречивые тенденции – «новая прозрачность» и стремление власти взять все под контроль, закрыть доступ к информации, – мы более подробно поговорили с Екатериной Шульман в перерыве между заседаниями. Читайте интервью в следующем номере «Караван+Я».
***
Форум гражданского общества был разнообразен. Это то, что увидели и услышали мы. А еще там состоялась дискуссия Кудрина и мэра Москвы Собянина о будущем Москвы и множество других интересных разговоров. Жаль только, что отечественный телезритель вместо этих по-настоящему интересных ток-шоу смотрит бесконечный спор малоприятных людей про Украину и Сирию.
Мария Орлова