Гуманитарная катастрофа, которую не видно. Как помочь тяжелобольным и их близким?

28.11.2017, 12:39

Наше общество стареет. Разговор о конце жизни и о его достойном сопровождении становится все важнее. Хотя для многих этот финал по-прежнему табуированная тема, о которой они даже думать боятся. Наверное, поэтому Тверская область чуть ли не единственный регион, где нет стационарного хосписа.

Стена равнодушия

Хосписное движение в России было делом энтузиастов, но такие люди, как покойная Елизавета Глинка, Нюта Федермессер и многие другие, смогли донести важность проблемы до начальственных ушей. И в крупных городах России обеспеченность людей возможностью паллиативного лечения (когда вылечиться уже невозможно, но можно поддержать достойное качество жизни без боли и унижения) достаточно высока. До мировых образцов еще не дотягивает, но уже что-то. В Твери пока не удалось пробить стену равнодушия.

– Отсутствие в Тверской области хосписа – это гуманитарная катастрофа. Мы закладываем бомбу в свое собственное будущее, – говорит о. Александр Шабанов, директор Тверского хосписа «Анастасия», существующего пока в виде выездной службы и просветительской миссии и при поддержке неравнодушных граждан.

На прошлой неделе Тверской хоспис «Анастасия» провел конференцию «Психологическая помощь людям пожилого возраста, тяжелобольным и их родственникам в домашних условиях. Профилактика эмоционального выгорания». Министерство социальной защиты населения Тверской области выступило партнером конференции и воспользовалось случаем научить важным вещам своих сотрудников.

О таких вещах раньше не говорили. И хотя с уходом за тяжелобольными родственниками сталкивались многие, они всегда чувствовали, что предоставлены самим себе. «Грузить» посторонних своими проблемами не получалось, те, кого они пока не коснулись, просто боятся об этом слушать. В самолетах, демонстрируя спасательное оборудование, нам говорят: «Если вы путешествуете с ребенком, наденьте кислородную маску сначала на себя, потом на него».

Человек, утративший моральные и физические силы в уходе за больным, не в силах справляться с этим уходом. Тем более в наших условиях, когда нищенские пенсии не позволяют нанять сиделку, приобрести необходимые современные средства. Работа с родственниками тяжелобольных не менее важна, чем с самими больными. Это, можно сказать, тоже психотравма.

Запад начал решать эту проблему уже давно и добился серьезных успехов. Приведу пример из жизни. У моей подруги отец, сам бывший врач, уехал в Германию, и там с ним случился тяжелый инсульт. Вот уже год он лежит в государственной клинике, где ему обеспечено все: высокотехнологичная кровать, позволяющая избежать пролежней и принимать любое положение тела, вся необходимая и тоже высокотехнологичная медпомощь, правильное питание, и даже на свежий воздух его каждый день выво-зят. Подруга, небедная женщина, летает к отцу каждый месяц. Поначалу она пыталась заплатить персоналу больницы, чтобы за отцом ухаживали лучше. В больнице ее отругали: мол, понимаем, что вы из России, у вас так принято, но это нарушение закона, не смейте больше так делать!

Если родственники таких больных желают забрать их домой, в Германии им положена от государства бесплатная сиделка и очень приличная ежемесячная компенсация. У нас я знаю очень много историй, когда дочь-пенсионерка ухаживает за парализованной матерью одна, и хорошо, если государство хотя бы памперсы им выдает. Жизнь таких людей – и кошмар, и подвиг. Часто в таких случаях дочь уходит вслед за матерью, у нее просто заканчиваются жизненные ресурсы.

 

Как спастись от выгорания?

Андрей Захарчук, врач-гериатр из Санкт-Петербурга, член Общества православных врачей Санкт-Петербурга имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа и выдающегося хирурга, рассказал о практических аспектах своей работы. По его словам, сейчас в Санкт-Петербурге 23% населения уже нуждаются в помощи врачей-гериатров (специальных врачей, работающих со стариками), а будет еще больше. Общество стареет, увеличивается продолжительность жизни.

С возрастом человек утрачивает гибкость, стремление к новому. Главное, что ему нужно – безопасная среда. Заостряются личностные черты: мелочность, эмоциональная несдержанность или, наоборот, мудрость и доброта. Для пожилого человека актуализируются события прошлого, именно в них он черпает себе поддержку. Настоящее неинтересно, будущее страшно. К сожалению, все эти тенденции свойственны не только отдельным людям. Общество, в котором преобладают такие старческие настроения, тоже скатывается в эту крайность и бесконечно проживает события 75-летней давности, вместо того чтобы сконцентрироваться на настоящем и задуматься о том, что предстоит.

Алена Шиманская, арт-терапевт и психолог, ученица легендарного врача-психиатра Андрея Гнездилова, рассказала о профилактике эмоционального выгорания у ухаживающих за тяжелыми больными. Симптомы этой болезни есть почти у всех, кому привелось оказаться в такой ситуации. Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»), повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам сразу после пробуждения (симптом хронической усталости); ощущение, что оказывать помощь становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять действия для ее оказания все труднее и труднее; чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); чувство гиперответственности и постоянный страх, что «не получится» или «не справлюсь»; невыполнение важных, приоритетных задач, «застревание» на мелких деталях; дистанцирование от нуждающегося в помощи. Методики, которые предлагает Алена Шиманская, очень хорошо работают против этих симптомов. Если узнали себя, не поленитесь, почитайте в интернете ее статьи.

Сам отец Александр Шабанов рассказал о том, как оказывать духовную помощь инкурабельным больным и их близким. Ему приходится сталкиваться не только с православными. «Не бывает атеистов в окопах под огнем», есть агностики, есть протестанты, мусульмане, представители других религий. Беда в том, что люди часто пытаются схватиться за соломинку и прибегают к помощи самых разных шарлатанов и оккультных сил. Это касается больных и их родственников, и тут тоже нужна серьезная помощь.

Разговор, состоявшийся на конференции, увы, касается каждого. Как сказала в прошлую субботу на гражданском форуме Нюта Федермессер, в ближайшее время четверть населения России будет нуждаться в долговременном уходе. Работающие будут вынуждены бросать работу и ухаживать за своими стариками. И без государства (см. пример Германии) эту проблему не решить.

Мария Орлова

45 0
Лента новостей
Прокрутить вверх