Всегда хорошо, когда есть тот, кто тебя защитит. Особенно в наше время, когда даже от соседа не знаешь чего ожидать. Да и шумные компании во дворе на лавочке по вечерам – а порой и по ночам – для Твери не редкость. Это очень тревожит жителей, чьи дворы попали в «список лучших мест отдыха» для нетрезвой молодежи. А в период холодов громкие ребята вообще перекочевывают в подъезды, и граждане имеют дело не только с шумом за дверью и бессонницей, но и с едкими запахами: подвыпившие компании не стесняются курить в помещениях и порой справляют нужду в темном подъездном закутке…
– А нам хорошо, – хвастается Любовь Михайловна, живущая в доме 16 по улице Коробкова. – Мы нашим ребятам звоним, они тут же приезжают и гонят вон всю эту шушеру.
– Что за ребята такие? – удивляюсь.
– Да из «Дружины Афанасий», – поясняет старушка.
Конечно, про этих ребят я слышала. То они на кроссе нации следят за порядком, то на закрытии мотосезона, то на очередном митинге, то на праздновании дня города… Вдобавок ко всему дворы и подъезды охраняют. Чтобы выяснить, что это за современные богатыри такие, я напросилась на рейд дружинников.
Дома проверяют от и до
За рулем кроссовера с эмблемой «Дружина Афанасий» и телефонным номером 787-787 – крепкий дружинник Константин. Рядом его не менее спортивный напарник Увайс. Стоит мне только сесть в автомобиль и закрыть дверь, как машина бодро трогается. Ребятам нельзя терять ни секунды – необходимо удостовериться в порядке на территориях, находящихся под опекой «Дружины Афанасий». Бороться с курением и пьянством в общественных местах, успокаивать дерущихся и неадекватных – это будни дружинника.
– Дома, с которыми заключены договоры, в основном проблемные, – продолжил Увайс уже в лифте. – Вопрос безопасности жильцов, да и простых прохожих, там стоит остро. Вообще, любой дом может заключить договор через общее собрание, а наши специалисты помогут, если надо. Местные жители, с которыми мы уже сотрудничаем, как правило, выражают нам благодарность и знают нас в лицо.
Будто в подтверждение на девятом этаже открывается дверь, и бдительная старушка тепло здоровается с дружинниками:
– Здравствуйте, ребята. Тихо у нас, тихо.
Кивнув, парни все же обходят этажи, заглядывая во все общие балконы, за каждый мусоропровод. Прочесав дом, мы садимся в машину и направляемся к следующему объекту по списку.
«На площадке порядок, мы уже поработали»
По дороге видим, что на детской площадке распивают пиво двое молодых людей. Пока я выбираюсь из машины, дружинники успевают представиться нарушителям и проводят беседу. Меня удивляет вежливость ребят, с которой они общаются с нарушителями общественного порядка:
– Вы же не из этого дома? Раньше вас тут не видели. Ребят, ну идите вы в кафе какое-нибудь или в гости.
Молодые нарушители закивали головами, отправляя бутылки с пивом в мусорный бак и лепеча: «Да, вы правы, извините. Мы в первый раз так». «Спасибо», – добавили они в конце.
– В основном нарушители понимают нас с полуслова, – продолжает просвещать меня в «дружинном» деле Увайс. – Редко кто идет на конфликт. Хотя и такое случается. Например, несколько дней назад нам позвонили в четыре утра и попросили приехать на улицу Склизкова, 101, сказали, там драка. Зачинщиком оказался мужчина лет сорока. Увидев меня и Костю, он переключился на нас и попытался доказать на кулаках, что самый крутой. Разговаривать с ним смысла не было. Как и положено, скрутили, надели наручники, доставили в отдел полиции.
Вообще, в «Дружине Афанасий» физически слабых парней нет. Набирают ребят спортивных, крепких, чтобы отпор дать могли. Да и тренируют их по полной: тренажерный зал, боевые искусства. А одно из требований при устройстве на работу – умение корректно и тактично общаться с людьми, грамотно излагать свои мысли. Ребята должны быть юридически подготовлены и знать свои права. Этому учат на занятиях по правовой подготовке. Удивительно, что руководит бравыми дружинниками женщина (!), депутат Тверской городской думы Елена Ивановна Гончарова.
Во время нашего разговора у дружинников звонит телефон. Женский голос сообщает, что около 78-го дома на улице Можайского двое молодых людей на детской площадке распивают пиво. Дружинники успокаивают: «На площадке порядок, мы уже поработали».
Телохранитель для каждого
– Был у нас случай, – рассказывает Константин, пока мы едем к очередному объекту, – мужчина нанял нас, чтобы мы защищали его от собственного сына. Тот неадекватный иногда бывает, выпьет – и на отца с кулаками или с чем попало.
Как рассказали ребята, их можно нанять для охраны не только дворов, магазинов и кафе, но и для себя лично. Такие случаи есть.
– А помнишь этого дурного, который бывшую свою терроризировал? – обращается Увайс к Константину, а потом, посмотрев на меня, поясняет: – Была у нас одна клиентка. Женщина лет пятидесяти. Ей бывший (младше ее, кстати, лет на двадцать) проходу не давал. То у подъезда дежурил, то спал на лестнице. Бывало, и нужду справлял прямо на дверь в квартиру. Долго мы с ним боролись. Приезжали, забирали, отвозили в полицию. Там несколько суток проведет – и опять за свое. Потом он реальный срок за свою сумасшедшую любовь получил. Ну а женщина та в нас больше не нуждается.
***
– Любовь Михайловна, – обратилась я к старушке из 16-го дома на улице Коробкова, – а в полицию-то почему не звоните? Почему в «Дружину» сразу?
– А чего им звонить-то, когда свои ребята есть? Да и полицейские тоже без дела не сидят, что их из-за каждой мелочи беспокоить? Мне подруга Нина Александровна дружинников посоветовала. Она сама в Химинституте живет, а это ведь, знаете ли, самый опасный район в Твери! Ну, так они 46-м домом собрались и наняли ребят. Теперь, говорит, спокойно стало. Тихо. Вот и я своим предложила – поддержали. Теперь тоже спокойно живем.
Дружинники имеют право на задержание
Павел Волков, юрист:
– «Дружина Афанасий» – это частная охранная организация, соответственно, имеется лицензия МВД государственного образца. Вопреки мнению некоторых лиц, дружинники имеют полное право на задержание правонарушителей, то есть они могут не только поговорить, но и применить силу. При активном сопротивлении ребята могут использовать дубинку, наручники, перцовый баллончик и прочие спецсредства. Затем по специальному акту правонарушитель передается в руки сотрудника полиции.
Дашун Самарина