Путин в Твери предстал в образе короля Лира

05.12.2017, 14:47

В прошедшие выходные в Тверском ТЮЗе состоялся премьерный показ шекспировского «Короля Лира» в постановке питерского режиссера Натальи Лапиной.

В Твери сейчас какой-то театральный бум. Советую москвичам ездить в театры в Тверь, благо это всего лишь час езды на «Сапсане».

Наш театр стал политическим, как ему и надлежало быть в нынешней ситуации. Империи умирают, когда в них кончаются герои, которые обладают кодексом чести. Об этом пьесы Шекспира и вся мировая литература. В эпоху оскудения благородства акцентировать внимание на вопросах чести и совести – уже политическое высказывание.

Сам Лир напомнил мне нынешнего Путина. В героях угадываются все персонажи. «Несистемная оппозиция» угадывается в образе графа Кента.

Сценография спектакля очень точная и, я бы сказал, изысканная. Хореография, музыка, звук, декорации, костюмы – все бы украсило театры Бродвея. В роли Эдгара Глостера актер Андрей Иванов – просто фантастика! Он играет свою роль и с юмором, и с патетикой.

Директор Александр Бахарев, который решил делать проектный театр, нашел очень верное решение, не позволяющее театру закостенеть и закуклиться, как это бывает с театрами в областных центрах. Питерский режиссер Наталья Лапина, поставившая «Короля Лира», сумела раскрыть потенциал актеров.

Лучше всех, на мой взгляд, играет роль дочери короля Лира Гонерильи актриса Дарья Астафьева. Она отлично сыграла злобную гадину. В самом начале, кто помнит Шекспира, именно Гонерилья сумела произнести самую патетическую речь о том, как она любит своего отца Лира. Больше жизни, гораздо больше мужа, и вообще готова в лепешку разбиться ради папочки. В спектакле она подчеркивает патетичность своей речи тем, что даже на стул запрыгивает без башмаков от избытка чувств. Конечно, честная Корделия, которая просто любит отца обычной дочерней любовью, померкла на фоне этого фонтана лицемерия.

Визжащую, шипящую и брыкающуюся Гонерилью можно сравнить с некоторыми дамочками из соцсетей – такими же злобными. По удивительному парадоксальному стечению обстоятельств все эти злобные тетки на словах редкостные патриотки. Готовы растоптать каждого, кто недостаточно, на их вкус, патриотичен. Что не мешает им творить редкостные гнусности, куда там шекспировской Гонерилье.

Удивило, что роль самого положительного героя – графа Кента, оставшегося верным своему королю, играет женщина, причем хрупкая и миниатюрная актриса Ольга Лепоринская. Это необычно, интересно, и, думаю, режиссерская идея была в том, чтобы показать исключительность верности и благородства в этом мире.

***

Шекспир, как известно, жил в XVI веке и писал по пьесе в неделю. У серьезных исследователей есть мнение, что он использовал сюжеты из древнейшего эпоса, материалы которого ему достались из каких-то кельтских загашников.

В Твери всегда с особым почтением относились к кельтской культуре, которая лежит в основе англосаксонского мира с его кодексами чести и главенством совести. Это объяснимо. Тверская область почти совпадает с Валдайской возвышенностью, юго-запад которой заселен потомками древних кривичей, из которых происходят через несколько итераций англосаксы и древние русы (это один народ), а северо-восток заселен колонизированными ими потомками финно-угров (по линии Баларамы, старшего брата Кришны). Жители Уэльса называют себя киммерийцами – есть в Тверской области город Кимры, где живут первобытные кимряки. В общем, это давняя история, которая иногда проявляется в народном характере.

После революции столетней давности – 1917 года – все обнулилось, и сегодня народ, как неразумное дитя, вновь учится различать добро и зло. В последние минуты спектакля в зале стояла жуткая тишина. Думаю, что большинство не понимало, что происходит в их сознании. А происходила перезагрузка.

Геннадий Климов

44 0
Лента новостей
Прокрутить вверх