Расширение поддержки льноводства обсуждалось на заседании бюджетной комиссии под руководством губернатора Игоря Рудени. Ежегодно в бюджете на 2018–2020 годы на эти цели дополнительно предусмотрено более 30 млн рублей, благодаря чему ставка субсидии на поддержку льноводов региона будет увеличена вдвое.
«Тверская область является одним из центров выращивания льна и первичной переработки льноволокна. В настоящее время в регионе формируется промышленный льняной кластер – это позволит обеспечить рост вклада региона в импортозамещение сырья для легпрома», – отметил Игорь Руденя на заседании Всероссийского форума легкой промышленности, который организовал Минпром России в ноябре 2017 года.
В 2017 году размер субсидии на поддержку льносеющих предприятий был увеличен до 6,4 тыс. рублей на один гектар. Дополнительные средства на субсидирование, которые одобрены на заседании бюджетной комиссии, позволят довести этот показатель в 2018 году не менее чем до 12 тыс. рублей на один гектар.
В Тверской области традиционной культурой является лен-долгунец. В 2017 году его посевы составили 4,4 тыс. гектаров. В настоящее время на территории региона действуют более 20 льносеющих хозяйств, 6 льнозаводов, 2 льносеменоводческие станции, научно-исследовательские институты льна и механизации льноводства. Хотя не все так просто. Реально работающих льнозаводов из шести только четыре. К примеру, еще 17 лет назад их в Тверской области было 56. На фоне неудовлетворенности на мировом рынке спроса на лен ситуация более чем странная.
Пять предприятий области производят льносырье и осуществляют его дальнейшую переработку для строительного комплекса: Новокотовский льнозавод Молоковского района, ООО «Тверская АПК» Бежецкого района, ОАО «Нерльский льнозавод» Калязинского района, Вышневолоцкий льнозавод, колхоз «Родина» Старицкого района.
Финляндия продает за пять евро метр, Россия – за полтора евро
Почему во всем мире потребление льна растет, а в России его производство сворачивается?
По словам льноводов, причина кроется в отсутствии институтов комплексного развития отрасли. Дело в том, что российский лен, выращенный в Тверской, Вологодской, Новгородской областях, как и в Белоруссии, обладает совершенно уникальными свойствами. Наше льноволокно более прочное, чем выращенное в той же Западной Европе или Китае. В России климатические условия для выращивания льна более подходящие. Но это, как ни покажется странным, и стало причиной деградации льняной отрасли. Дело в том, что переработка льна – это целый ряд переделов со сложным комплексом технологий и машин. Оказалось, что созданные на западе технологические комплексы не могут работать с более прочным российским волокном.
С другой стороны, наша индустрия, производящая комплексы технологических машин, распалась в процессе приватизации. В отсутствие системной координации и планирования отрасль стала разрушаться.
Китайские текстильщики вытеснили российских производителей тканей с традиционного рынка Европы. Ориентированные на экспорт российские льнокомбинаты встали, затормозив работу и переработчиков льна. Вступление Китая в ВТО открыло двери китайским товарам на рынок ЕС с 1 января 2005 года, а уже через пару месяцев на льнозаводах в России сложилась ситуация, которую и вообразить-то было трудно: длинное льноволокно даже на прочес стали принимать с условием, что чесаный лен льнозаводы будут пристраивать сами. Тут уж не до борьбы за справедливые цены на длинное льноволокно. Закрытие одного льнокомбината приводит к закрытию 30–40 льнозаводов. Казалось, дни льнокомбинатов в их нынешнем виде и льночесальных фабрик сочтены.
Будущее льняной отрасли РФ виделось за небольшими компаниями, тесно работающими с дизайнерами и модельерами.
Примером подобной компании может служить финская ткацкая фабрика JokipiinPellava («Екипинский лен»). В то время как российские льнокомбинаты буквально заваливали Европу льняными тканями по 1,5 евро за погонный метр, компания JokipiinPellava не только успешно продавала свою продукцию на рынке ЕС, но и экспортировала свои ткани (по 5 евро (!) за погонный метр) в Америку и даже в Японию. JokipiinPellava – традиционная финская семейная фирма, специализирующаяся на выпуске различных видов льняных тканей и на производстве аксессуаров из них.
Секрет конкурентоспособности «Екипинского льна» – в их дизайнерах-технологах (их на фабрике не меньше, чем ткачей) и в маркетинговой политике, поэтому неспроста Nordic-дизайн так широко известен. Кроме того, большую долю продукции JokipiinPellava составляют готовые текстильные изделия: халаты, полотенца и коврики для саун, салфетки, скатерти и т.п.
В России, надо отметить, уже существуют компании, доля основных затрат в которых приходится на дизайнеров тканей и маркетинг. И они весьма успешно конкурируют на разных рынках в секторе готовых крашеных тканей, в том числе и в ЕС.
На льняную одежду во всем мире растет спрос. В силу ее особой экологичности она считается одеждой аристократов. Но сейчас вследствие роста благосостояния все больше людей могут себе позволить носить лен.
Однако вопрос эффективности работы льнозаводов вряд ли останется решенным.
В Западной Европе в общем обороте льноволокна длинное волокно составляет 70%, у нас только 30%. Из-за этого только Тверская область ежегодно теряет 300 миллионов рублей, а из-за низкого качества длинного льноволокна теряет еще 160 миллионов рублей. При этом рынок растет, спрос растет, но Китай продает в Европе 100 млн квадратных метров льняных тканей, Польша – 21 миллион, а Россия всего 15 миллионов. Причина в устаревших технологиях переработки. При этом западные технологии сложно перенести на наше сырье. Нужны собственные машины.
Не только одежда, но и драйвер новой промышленности
Последнее время о льне заговорили как о важном стратегическом сырье для высокотехнологичного машиностроения. Речь идет о производстве угленов. Углеродные волокна – это органические материалы, подвергшиеся термическому воздействию при температурах 1000–3000 °C и содержащие 92–99,99% углерода. Оказалось, что при производстве угленов из льноволокна можно получить материал с совершенно уникальными свойствами: речь идет об умных программируемых материалах. Сейчас разработки в этом направлении ведутся в секретных лабораториях всех стран.
В Тверской области существуют все условия для создания совершенно уникального льняного кластера. Углены являются важнейшим сырьем для композитов. Композиты – драйверы новой индустриализации. Уже сейчас из этих легких материалов делают самолеты, суда, даже танки. С 2008 года завод «Тверьстеклопластик» входит в группу компаний «Рускомпозит». Еще в 2013 году на базе ОАО «Тверьстеклопластик» в Твери был создан первый индустриальный парк «Композит Сити», объединяющий на своей территории несколько производственных и перерабатывающих предприятий химической отрасли.
В Твери уже существует научная инфраструктура химических волокон: акционерное общество «Научно-исследовательский институт синтетического волокна с экспериментальным заводом» (АО «ВНИИСВ»), в Торжке и Твери еще действуют научные центры льна.
Поэтому перспективы этой отрасли все же огромны.
В связи с этим интересен проект возрождения Молоковского льнозавода в Тверской области, разработанный предпринимателем Владимиром Ильиным. Он в свое время работал на вискозном производстве на площадке «Химволокна», и, возможно, его компетенции позволили ему рискнуть развернуть свой частный бизнес в сфере переработки льна. На это трудное дело сегодня не каждый решится.
Несколько лет назад Ильин был основным региональным экспортером льна в Китай, но сегодня он разработал бизнес-проект Молоковского льнозавода. Проект предусматривает создание показательного льноперерабатывающего комплекса, который в будущем можно будет клонировать в качестве типового.
Бизнес-планом предусматривается установка линии, произведенной на заводе имени Г.К. Королева в Иванове, по переработке льнотресты производительностью 1 000 кг в час. В комплекс входят восемь различных машин общей стоимостью около 40 млн рублей. Предусматривается еще и строительство ангара 24х83 метра с двухскатной крышей, модернизация и существующего производства – выход на производительность 42 тонны льнотресты и 15 тонн волокна в сутки.
Владимир Ильин планирует освоить еще и 2 000 гектаров посевных площадей для гарантированного обеспечения завода сырьем.
Все это позволит оживить огромную территорию. Это имеет важнейший социальный эффект в условиях депопуляции – систематического уменьшения абсолютной численности населения Тверской области. Как ни парадоксально, фактор убитости территории тоже является средством оживления экономики.
У Владимира Ильина по расчетам получается, что за время реализации проекта объем проданной продукции будет порядка 940 миллионов рублей. Однако даже при рентабельности 70% (что очень оптимистично) объем прибыли не позволит вовремя рассчитаться с кредитами. Поэтому он надеется на помощь областного правительства и федеральные программы, которые сейчас разрабатывает Минсельхоз РФ. Будем следить за ситуацией.
Лен для туризма
Правительство Тверской области, после того как губернатором стал Игорь Руденя, пытается найти драйверы, которые бы позволили остановить процессы деградации и повернуть в сторону экономического и культурного развития. Кроме льна, сейчас серьезно рассматривается туризм. При этом два этих направления можно объединить и получить взаимную выгоду.
В Тверской области сохранились очаги древнейшей культуры, связанной с возделыванием льна и с производством из него одежды. Помните знаменитых Ален-прях из русских сказок? Это про нас. В некоторых маленьких деревенских музеях у нас сохранились образцы удивительно красивой одежды из виссона – тонкого льна. Он скорее похож на шелк, этакий северный шелк, перчатки из него умещаются в яичной скорлупе.
Помните в Ветхом Завете (Торе) сказано: «Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона…» (Исх. 26:1).
Недавно я был в Ватиканском музее, там хранятся мумии фараонов и жрецов, привезенные из Египта. Оказывается, эти фараоны были одеты в льняную одежду. При этом ни в Месопотамии, ни в Древнем Египте нет приемлемых условий для выращивания льна. Да и не находят его нигде, кроме как на мумиях фараонов. Судя по всему, этот лен завозили с севера, с Валдая, спуская караваны судов вниз по Днепру. Таким образом, при грамотном подходе лен мог бы стать важным фактором развития туризма. Сами по себе льнозаводы могут быть объектами туристических потоков.
И возвращаясь к небольшим компаниям, тесно работающим с дизайнерами и модельерами. В Тверской области сохранились народные костюмы древних вепсов и кривичей, в узорах которых улавливаются истоки первобытных культур Тибета, Индии, Скандинавии… Разве это не источник вдохновения? Посмотрите на иллюстрации к статье.
Геннадий Климов