В эти выходные на сцене Тверского театра драмы представили постановку, пожалуй, самого известного романа Тургенева «Отцы и дети». Главного героя нигилиста Базарова препарируют на школьных уроках литературы, как сам Базаров препарировал лягушек. И тем не менее в этом персонаже всегда остается что-то загадочное и манящее, чему симпатизируют читатели. Есть ли Базаровы в наше время и изменилась ли их роль? Корреспондент «Каравана» держал этот вопрос в уме, анализируя, чем театральная версия романа отличается от первоисточника.
Конец «территории хороших новостей»
Режиссер-постановщик Александр Павлишин попытался адаптировать тему конфликта поколений в первую очередь для молодого зрителя. Непонимание между отцами и детьми столь же естественно, как и разница между временами года.
Куда более настораживают извечные беды России: социальное неравенство, убитые дороги, пьянство, лень и тотальная коррупция. Именно в эту территорию «хороших новостей» сразу же погружается тверской театрал, заслушивая цитату Белинского, которую в эпилоге спектакля озвучивает Евгений Базаров (артист Тарас Кузьмин): «Она (Россия. – Прим. ред.) представляет собою ужасное зрелище страны, где нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей».
После такого немного шокирующего спича, составленного из выдержек переписки Белинского с Гоголем, невольно задумаешься о современных реалиях, вспомнишь и другого русского классика Салтыкова-Щедрина с его «разбудите меня через 100 лет».
Дети на велосипедах
В постановку привнесено много динамики, движения. Не случайно Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов (артист Сергей Бескакотов) катаются по сцене и зрительному залу на велосипедах. Сцена также постоянно двигается, до антракта – по часовой стрелке, после перерыва – в противоположном направлении: имение Кирсановых, губернский город, поместье Одинцовой, скромное родовое гнездо главного героя.
Конфликт Базарова с окружающей средой выражается и в цвете одежды. Главный герой угрюмый, в готическом плаще, в черной рубашке, в черных брюках, с черным рюкзаком. Как парень из преисподней, он попадает в идеальный рафинированный мир. Хотя это совсем не мир, а лишь декорация, прикрывающая деградацию и упадок. Его главные антагонисты Кирсановы предпочитают белоснежную одежду, накрахмаленные воротнички, церемонии и Шуберта на виолончели, в то время как Базаров скидывает комком свои пыльные вещи на кресло, ловит жуков, режет резиновых лягушек, тушит окурки в ажурной чашке, да еще и подсовывает табачок Аркаше.
Вместе с тем главный герой сразу примечает, что хозяйство у Николая Петровича Кирсанова (народный артист России Владимир Чернышов) в запустении, мужики пьют и бездельничают. Черное борется с белым весь спектакль: белая штора в спальне Одинцовой, белая занавеска в операционной. Базаров умирает, облачается в белое, и его неприкаянная душа колесит по родным местам на велосипеде героя (художник-постановщик Николай Юдин, художник по костюмам Ирина Подосенкова).
Жизнь на краю пропасти
Действие очень часто балансирует на краю сцены, герои стоят перед трудным выбором – свалиться в пропасть или остаться на вершине.
Эпизод, когда Базаров признается грациозной и притягательной Анне Одинцовой (артистка Дарья Плавинская) в любви, – поворотный этап в его отношениях с женщинами. Ведь до Одинцовой он воспринимает женский пол исключительно с физиологической точки зрения. А тут попалась «баба с мозгом», и Базаров как бы унижает себя, жертвует принципами ради враждебного ему романтизма. Одинцова не просто красива, она такая же хищная, как и сам Евгений. Спрыгнув в пропасть со сцены, обежав через весь зрительный зал, Базаров бросается на Анну Сергеевну с объятиями и поцелуями, но та вдруг отвергает нигилиста. Как тут не вспомнить «Собаку на сене».
Сцена дуэли главного героя и Павла Петровича Кирсанова (заслуженный артист России Андрей Журавлев) выглядела на первый взгляд карикатурной, но и тут зрителей ждал сюрприз. Пистолет был заряжен, правда, холостыми. Тем не менее зал вздрогнул. А старое поколение, наконец, признало, что молодежь не так уж безнадежна и пуста.
Добавили естественности и дети: мальчик на трехколесном велосипеде – Евгений Базаров в детстве, (первая роль сына Тараса Кузьмина – Льва) грудной малыш в доме Кирсановых – сын Николая Петровича и Фенечки (артистка Евгения Голубева). Дети внесли в постановку еще больше жизни, добавили философии. Сейчас нежные и беззащитные, завтра они разрушат устои и пойдут по стопам Базарова.
Базаров необходим России?
Тарас Кузьмин отыграл на своем уровне, но, как показалось, его Базарову не хватило радикализма и циничности. Герой привык, что весь мир лежит у его ног, он почти кичится тем, что сделал себя сам. В спектакле, так же как и в романе, ему пророчат великое будущее. Но смерть нарушила планы нигилиста: «Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает». Тургенев убил Базарова из художественной и житейской необходимости: он был лишним человеком для той России.
Базаров в спектакле Павлишина остается ученым и практиком, но вместе с тем он не так уж сильно враждебен романтизму. И его смерть воспринимается не как смысловая необходимость, а как трагедия. В премьерной постановке тверского театра Базаров выглядит не отверженным, а необходимым для России героем.
Спектакль посвящен грядущему 200-летнему юбилею Ивана Тургенева. Добавим, что тургеневский роман совсем не про экшен, но режиссеру и актерам удалось добавить драйва и сделать классику нескучной! Обязательно сходите на премьеру! Увидеть спектакль можно будет 16 декабря, 13 и 25 января.
Павел Кириллов