Жители деревни Игнатово сообщают о разработке карьера и о добыче песка с нарушением границ санитарно-защитной зоны. Письмо на имя губернатора было отправлено еще 14 ноября, но ответа до сих пор не последовало. Вместе с тем карьер в Игнатове не первое и далеко не последнее спорное месторождение песка. Строительство трассы М-11 и реконструкция М-10 конвертировало песчаные залежи в золотые Клондайки: карьеры растут как грибы после дождя, а последствия от столь рьяной добычи песка могут повлиять на жизнь многих сельских жителей и на экологический баланс локальных территорий.
За четыре недели интенсивных работ месторождение из небольшого раскопа превратилось в гигантский котлован. Тяжелые самосвалы постепенно разбивают дорогу от Андрейкова до Игнатова, превращая ее в экстремальную раллийную трассу с бугристой наледью желтого цвета. Как только к месторождению песка привезли вагончики и начала работать тяжелая техника, местные жители почуяли неладное и забили во все колокола: полиция, следственный комитет, природоохранная прокуратура, Росприроднадзор, Роспотребнадзор, МЧС и толпы журналистов. Шумиха сделала свое дело, о карьере узнали за пределами области.
Однако остановить песчаный промысел игнатовцы пока не могут. За это время срублено около 20 гектаров строевого леса, вывезены тысячи кубометров песка. По мнению местных, надзорные ведомства играют в бюрократический футбол, тянут время или попросту покрывают разработчиков карьера и арендаторов лесных земель, не видя в происходящем никаких нарушений.
Деревня на краю обрыва
Несмотря на то что представители ГУП «Торжокское ДРСУ» публично демонстрировали лицензию на разведку и добычу песка, деятельность организации вызывает ряд вполне обоснованных претензий.
– При определении границ и точек геологического отвода месторождения не учитывались существующие с 2010 года границы деревни Игнатово. Если взглянуть на публичную кадастровую карту, то границы отвода под карьер накладываются на земли населенного пункта, земли лесного фонда и земли сельхозназначения, – рассказывает житель деревни Игнатово Александр Воловодов. – Выдавая лицензию разработчику, Минприроды Тверской области не учло положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Из-за этого границы санитарно-защитных зон вокруг карьера нарушены, он фактически находится в деревне, в двух шагах от заборов. Местность идет под горку, и глубина карьера около 30 метров, весной из-за эрозии почвы вся эта гора сползет вместе с деревьями и заборами, а колодцы опустеют. Они уверяют, что здесь на горе будет два озера… В это можно поверить, если из земли чудесным образом начнут бить гейзеры!
– В соответствии с пунктом 7.1.3 защитные зоны по карьерам нерудных материалов относятся ко второму классу, а это значит, что расстояние должно было составлять 500 метров! – продолжает Александр Воловодов. – Разработчики уверяли СМИ и жителей, что по СанПиН песчаный карьер вовсе не карьер, а, скажем, промышленный объект по производству бетона четвертого класса! Только согласно этой трактовке санитарные границы должны составлять 100 метров от границ выделенного земельного участка. В присутствии представителей Росприроднадзора, Роспотребнадзора, УБЭП мы взяли рулетку и отмерили от забора до края кратера – 74,5 метра! Удивительно, но даже в лицензии Торжокского ДРСУ, выложенной в интернете, значится 500 метров! Как можно не заметить такие очевидные нестыковки? Опять же, как была получена лицензия на разработку и добычу песка, на основе каких нормативных документов? Где проект участка недр, где его экспертиза, где государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения?
Черные копатели: повторение истории?
История появления карьера в деревне Игнатово имеет нелегальные корни. В 2008 и 2013 годах отсюда пытались добывать песок черные копатели, жители также обращались во все инстанции, и в итоге Тверской межрайонный природоохранный прокурор Мурат Айкереков признал добычу незаконной!
Торжество справедливости, скажете вы, однако прокурорская проверка длилась так долго, что копатели успели вовремя смыться. Надзорные ведомства развели руками, мол, не можем установить личности черных копателей, хотя жители заваливали полицию, прокуратуру, лесничество фотографиями номеров машин. Складывается ощущение, что проверка черных копателей в 2013 году проводилась в товарищеском режиме. Но факт признания карьера незаконным со стороны природоохранной прокуратуры был!
В 2016 году правительство Тверской области вдруг официально легализовало бандитский карьер постановлением N№ 276-пп как участок недр местного значения. Строящимся трассам песок нужен был еще вчера, поэтому в Тверской области засуетились, чтобы не опростоволоситься перед федералами.
– Жители Игнатова боролись с нелегальным карьером чуть ли не с 2008 года. В 2013 году карьер признали незаконным, мы выдохнули. Но не тут-то было! Меньше чем за месяц они уничтожили особо защитные леса, изменили рельеф местности, наверняка поменяется уровень грунтовых вод. В деревне около 700 домов, людям не хочется выкапывать вторую скважину на своих участках. Вывезены тысячи кубометров песка, а ведь лицензия рассчитана до мая 2018 года. Мы обращались во все инстанции, писали губернатору, чтобы разработку карьера прекратили до выяснения всех обстоятельств. Но власти игнорируют жителей, и это накануне выборов президента! – негодует Ольга Романова, староста деревни Игнатово.
Подведение итогов Года экологии
Для строительства одних дорог мы разрушаем другие, а на месте добычи природных ресурсов остаются изуродованные безжизненные пространства. Месторождение в Игнатове вызвало интерес еще и потому, что, кроме песка, здесь можно было заработать на лесе. К слову сказать, местных жителей едва не задержали полицейские якобы за незаконный митинг в первые дни. Природоохранная прокуратура, следственный комитет, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, УБЭП направили письменные обращения с требованием разобраться в Минприроды Тверской области. Неужели надзорные органы перевели стрелки и залегли на дно?
Подобных карьеров в Тверской области десятки, если не сотни. Только ГУП «Торжокское ДРСУ» разрабатывает четыре карьера! Например, в деревне Новое Семеновское работы уже завершены, карьер брошен, ни о какой рекультивации и о восстановлении дороги нет и речи. В связи с этим возникают опасения, что месторождение в Игнатове также кинут. Все эти рассуждения о Годе экологии на деле оказываются банальным популизмом. Природные ресурсы – прекрасный способ быстрого заработка. Разбазариваются не только леса, песчаные месторождения, прибрежные зоны, но и целые острова! «Караван» следит за развитием событий.
Павел Кириллов