5 декабря исполком Международного олимпийского комитета (МОК) отстранил сборную России от участия в Олимпиаде в Пхенчхане из-за допингового скандала. При этом российские спортсмены могут поехать на Игры в статусе нейтральных «атлетов из России», однако на официальных мероприятиях не будет ни флага, ни гимна России, они будут заменены символикой и гимном МОК. Как нам реагировать на решение МОК по участию сборной России на Олимпиаде-2018 в Южной Корее?
«Лучше бы наши чиновники пересмотрели отношение к спорту»
Виталий Балычев, главный тренер Федерации гребли на байдарках и каноэ Тверской области:
– То, что высказано в адрес России по поводу допинговых нарушений, надо принять к сведению и сделать все, чтобы исключить подобное в будущем. Проблемы в нашем спорте существуют.
Что касается участия наших олимпийцев в Играх под нейтральным флагом, то, на мой взгляд, всем допущенным нужно участвовать.
Призывы к бойкоту Игр, переживания из-за отсутствия российского флага – это в основном реакция тех, кто в кресле сидит. Пользы было бы больше, если бы наши чиновники лучше защищали своих спортсменов. У нас нет спортивных юристов, мы за последние годы ни одного современного фармацевтического препарата не разработали.
Надо сделать правильные выводы из допущенных ошибок, а не кричать о других, что они плохие, а мы хорошие.
«Американцы разве допингом не грешат?»
Олег Белобров, председатель федерации легкой атлетики Тверской области (г. Старица):
– Наши спортсмены, которые готовились и на которых потрачены огромные деньги, должны поехать на зимние игры. И олимпийцев надо поддержать.
Принятое МОК решение я расцениваю как унижение России. Согласен с недавно услышанным мнением: Олимпийские игры «закончились» в 2016 году, когда на летних играх в Рио-де-Жанейро команде США по легкой атлетике, допустившей ошибку в эстафете, в нарушение всех правил дали возможность пробежать еще раз. Они пробежали и выиграли золото. Разве это справедливо?
Американец Майкл Фелпс (23-кратный олимпийский чемпион по плаванию. – Прим. авт.) настолько здоров, что на протяжении одного дня может устанавливать несколько мировых рекордов и выигрывать все заплывы, в которых участвует? Неужели он ничего не употреблял?
Или взять гимнастку американскую, Симону Байлз. По справедливости, ее бы следовало лишить олимпийского золота, поскольку она многие годы принимала, даже не отрицая этого, некий препарат (метилфенидат, или по-другому риталин. – Прим. авт.). Это что – не допинг? Но на такие вопиющие факты почему-то глаза закрывают. Зато нашим спортсменам достается по полной.
Председателю комитета по физкультуре и спорту Тверской области Андрею Решетову мы советуем собрать тверских олимпийцев, руководителей спортивных федераций и всех заинтересованных лиц, чтобы обсудить ситуацию, а затем подготовить и написать президенту Путину письмо с предложением провести альтернативные зимние соревнования, на которых наши спортсмены смогли бы показать все, на что они способны.
«Если встанем в позу – отберут чемпионат мира»
Владимир Беляев, пенсионер МВД:
– Если мы будем бойкотировать Олимпиаду, то пропустим еще два олимпийских срока. Так что из двух зол надо выбирать меньшее.
К сожалению, махинации с допинг-пробами у нас все-таки были. Григорий Родченков возглавлял Московский антидопинговый центр до 2016 года. Не понимаю, почему ему дали возможность убежать? Что, раньше нельзя было против него возбудить дело, когда видели, что он творит – продает спортсменам стимулирующие средства, меняет пробы и т.д.? Кончилось тем, что он умчался в Америку. Задержи его вовремя – и не было бы такого громкого скандала.
Сначала на допинге попались наши ходоки. Уже тогда надо было принимать экстренные меры и пресекать подобные нарушения. Ничего сделано не было. Далее наших спортсменов обвинили в применении мельдония. Потом начались истории с допингом у биатлонистов. Мы оказались запятнанными.
Конечно, в решении МОК на все 100% есть политика. Но президент МОК Томас Бах довольно-таки толково выступил на исполкоме. Мы брали на себя определенные обязательства? Брали. За два года детально изучили большое количество допинг-проб. На них были обнаружены микроцарапины. В итоге сделан вывод – были вскрытия проб.
Если мы сейчас «встанем в позу» – так у нас футбольный чемпионат мира отберут.
«Надо участвовать – все же знают, что спортсмен из России»
Павел Киселев, тренер футбольной команды СШОР-2005 (г. Тверь):
– В решении МОК больше политики, чем логики. Кто попался на допинге – тот, ясное дело, отсоревновался и пусть сидит дома. А «чистые» спортсмены, те, кто не замешан в употреблении допинга, могут ехать на Игры, но окончательное решение пусть принимает индивидуально каждый спортсмен. И тому, кто решил ехать, не надо чураться выступать даже под нейтральным флагом МОК. Все ведь все равно будут знать, что этот спортсмен из России.
Петр Пожидаев, замдиректора КСШОР N№ 1 им. В. Капитонова:
– Это плохо, что не допустили к участию Россию и что наши спортсмены, решившие выступать под нейтральным флагом, будут подниматься на пьедестал без своего гимна. Но в любом случае я бы хотел, чтобы наши спортсмены участвовали в Олимпиаде.
«Права спортсменов нужно защищать»
Александр Корзин, экс-глава г. Твери:
– В машине услышал мнение нашего знаменитого хоккеиста Ильи Ковальчука о том, что всем «чистым» российским спортсменам надо обязательно выступать на Олимпиаде. Я с ним согласен!
Решение МОК вызывает много вопросов. У нас есть серьезные структуры, занимающиеся спортом. Надо спортивным функционерам поставить четкую задачу. Следует нанять кучу юристов и разбираться с этими господами из ВАДА (Всемирного антидопингового агентства) и МОК.
С помощью юристов надо снять всякий поклеп со всех невиновных в употреблении допинга спортсменов. И «чистым» спортсменам разрешить выступать на всех соревнованиях. Надо постоянно доказывать, что Россия сильна не только в политическом и военном отношении, но и в спортивном.
«Если ехать, то только за победой»
Юрий Краснов, экс-заместитель губернатора Тверской области:
– Я сам себе задавал неоднократно этот вопрос. Первое мнение было такое: раз страна не участвует – не участвует никто из ее спортсменов. Такая Олимпиада нам не нужна. Я бы даже трансляции не стал вести. Вот был бы серьезный финансовый удар! Раз так с нами поступают, раз Олимпиаду превращают в арену политических битв, надо отказаться от трансляции Игр.
Но вот я представил себя на месте тех, кто готовился четыре года к этому спортивному событию. И совершенно по-другому взглянул на ситуацию.
Конечно, каждому потенциальному олимпийцу надо критически подойти к оценке своих возможностей. Если иметь в виду командные игры, например хоккей, и играть так, как «Спартак» в матче Лиги чемпионов с «Ливерпулем» (0:7), то с таким настроем и такой «подготовкой» на Олимпиаду лучше не ехать.
«Бойкот никому не выгоден»
Богдан Пищальников, посол ГТО в Тверской области, участник Олимпийских игр в Пекине и в Лондоне, многократный чемпион России в метании диска:
– Можно, конечно, объявить бойкот Играм, но кому от этого будет легче и выгоднее – спортсменам, чиновникам, болельщикам?.. Спортсменам, которые готовились всю жизнь к главному для себя соревнованию, это явно не на руку. Участие в Олимпиаде для них – событие незаурядное, для кого-то оно вообще бывает только раз в жизни.
Пусть наши спортсмены едут на Игры и выступают хоть под нейтральным, хоть под каким иным флагом! Спортсмен живет Олимпиадой, он на следующие Игры может просто не попасть (получить травму, заболеть, не пройти отбор, квалификацию и т.д.), поэтому надо обязательно пользоваться имеющейся возможностью и ехать на Игры.
Кто из тверских спортсменов может поехать на Игры-2018?
В числе потенциальных кандидатов на поездку на зимние Олимпийские игры в южнокорейский Пхенчхан значатся и тверские спортсмены.
Всего их девять. Больше половины, а именно пятеро, представляют хоккей. Это два защитника – Денис Денисов («Металлург», Магнитогорск) и Александр Кутузов («Локомотив», Ярославль) и три нападающих – Илья Ковальчук (СКА, Санкт-Петербург), Роман Любимов (ЦСКА, Москва) и Денис Кокарев («Металлург», Магнитогорск). Кто из них попадет в окончательный список нашей олимпийской команды, решит тренерский штаб.
Среди кандидатов на поездку на Игры-2018 есть две представительницы прекрасного пола. Это лыжницы: воспитанница ДЮСШ «Тверь» Наталья Непряева и воспитанница КСДЮСШОР №1 Ирина Северина (обе ныне выступают параллельным зачетом за Тверскую и Московскую области).
И, наконец, есть шансы поехать на Игры-2018 у фристайлиста Петра Медулича, победителя этапов Кубка мира и шорт-трекиста Даниила Ейбога, призера международных соревнований и этапа Кубка России.
Впрочем, кто именно из них поедет на Олимпиаду, станет известно позже, поскольку все зависит от целого ряда факторов: решения международных спортивных федераций, спортивной формы и состояния здоровья кандидатов в преддверии Игр и решения нашего тренерского штаба.
Как бы то ни было, болеем за наших!
Александр Арсенов