Юрий Цеберганов: Нужно жесткое политическое решение, чтобы справиться с коррупцией

19.12.2017, 11:58

Сегодняшний наш собеседник Юрий Цеберганов – человек, долгие годы определявший многое в нашей губернии. Да и не только в нашей. Его жизнь плотно связана со Смоленской, Орловской, Читинской областями, где Цеберганова помнят и уважают. Сегодня  Юрий Владимирович Цеберганов – заместитель председателя Законодательного собрания Тверской области, член фракции «Единая Россия». До этого он был в нашем регионе главным федеральным инспектором, позже – заместителем губернатора. 

«Кухня» законодательного собрания

– Юрий Владимирович, вы уже второй созыв работаете в составе Законодательного собрания Тверской области, а до этого весьма заинтересованно наблюдали за деятельностью ЗС, равно как и за другими органами власти: сначала девять лет как главный федеральный инспектор, потом как заместитель губернатора. Этот созыв депутатов отличается от предыдущих, и если отличается, то чем?

– Да, отличается, пришло много новых депутатов, часть депутатов Тверской городской думы избрались в состав ЗС, они внесли новую волну в работу, постарались привнести то хорошее, что там было. Это Лилия Корниенко, Екатерина Глебова, Сергей Козлов, Антон Секержицкий. Новые депутаты от ЛДПР – Владимир Барастов, Дмитрий Аушев. Смотрите, какое большое обновление. У нас присутствуют все фракции – и КПРФ, и ЛДПР, и «Справедливая Россия». Нельзя не отметить, что существенный вклад в повышение эффективности работы собрания внес его новый председатель С.А. Голубев. 

– Раньше в Законодательном собрании было больше споров, потому что была большая фракция КПРФ, у них было больше амбиций. А сейчас как происходит процесс голосования, более консолидированно?

– Ну, я должен сказать, что амбиции фракции КПРФ не уменьшились от сокращения количества, и в большей мере они выдерживают ту линию, которую им определяет их партия. Например, категорически голосуют против принятия бюджета региона на следующий год, даже там, где они согласны с тем, что этот бюджет более обновленный, более продвинутый, имеет социальную направленность, необходимую сегодня. У них есть указание партии голосовать против – они голосуют против, ничего личного.

– А ваша фракция, фракция «Единой России», как вы оцениваете ее работу?  Ведь не секрет, что есть депутаты, которые активно работают, а есть те, которые избрались, и их не видно и не слышно.

– Это везде так – начиная от Государственной думы и заканчивая муниципальными собраниями депутатов. Все зависит от людей. Наша фракция стала работать по-другому с приходом Виктора Вениаминовича Константинова. Несмотря на то что он чрезвычайно занят,  в неделю, бывает, по три раза летает в командировки (ржевская «Электромеханика», которую он возглавляет, работает с Уфой, Казанью, Самарой, выполняет государственный заказ, который нельзя сорвать ни в коем случае), Константинов, как человек инициативный, ищет новые подходы, новые направления деятельности фракции. Собирает фракции «Единой России» из муниципальных образований, разъясняет им работу фракции ЗС и просит их подключаться к решению стоящих перед областью задач.

– Взаимодействие по «неформальной вертикали» с муниципалитетами и местными депутатами, стало быть, налажено?

– У нас с ними полное взаимопонимание. Они поддерживают наши инициативы. Другое дело, что сами они в законотворческой деятельности принимают участие не то что пассивное, но недостаточно активное. Мало законодательных инициатив с мест, когда мы можем взять и на основе этих инициатив разработать тот или иной закон.

– Может быть, они побаиваются, что областные депутаты «задавят их авторитетом»?

– Конечно нет. Дело в том, что практически все депутаты в муниципальных образованиях работают на общественных началах, у всех есть свои участки ответственности, и, думаю, просто не хватает времени и сил.

– А областные законодательные акты проходят какую-то общественную обкатку, экспертизу?

– У нас есть экспертный совет, который также возглавляет Виктор Вениаминович Константинов. Там собраны люди с большим опытом и законотворческой деятельности, и работы в исполнительных органах власти как в Тверской области, так и выше. В основном законопроекты представляет губернатор, и там все достаточно сильно продумано и обосновано.  На них дает свое заключение управление юстиции, прокуратура.

 

Должен быть отчет за каждую копейку

– Накануне нашей беседы с вами прошла большая пресс-конференция президента Владимира Путина, на которой я присутствовала. Хочу вам, как силовику с огромным опытом, переадресовать вопрос, который ему задали, про уголовное преследование бизнеса. Как развивать экономику в таких условиях, когда правоохранительные органы только и смотрят, как посадить предпринимателя? Владимир Владимирович, отвечая на вопрос, вспомнил,  что ему рассказал руководитель ФСБ Александр Бортников: полгода назад по той жалобе, которая  поступала к президенту, посадили всех сотрудников определенной структуры. Набрали новых – и все сразу же повторилось. Есть ли возможность справиться с этой ситуацией?

– Уверен, есть возможность справиться со всеми проблемами. Должно быть жесткое политическое решение. Это не  прихоть силовых структур кого-то посадить. Если нашли, за что посадить, значит, человек преступил закон. Когда мы говорим о бюджетных деньгах, должен быть отчет за каждую копейку – куда она пошла.  У нас ведь предприниматели, когда приходят в органы исполнительной власти, уже закладывают тот откат, который они должны дать. С них не просят, они сами начинают предлагать. А потом обижаются. Эту систему надо переломить, а люди не хотят!

Могу рассказать случай из своей практики. Однажды ко мне после посещения руководства региона пришли два бизнесмена, которые сообщили, что они хотели инвестировать 60 млн евро. А им в ответ: «30 процентов». Я предложил им сразу же написать заявление, но они отказались, заявив, что так с ними никто работать не будет. Я спросил: «А что, все берут?» – «Да, все». Так зачем мы даем? Просит – значит, он уже нечестный человек, ему не место во власти.  А если бы мы приняли эти инвестиции, предприниматели построили бы завод – появились рабочие места, налоги в областной и местный бюджеты. И, как показывает сегодняшняя действительность,  такое продолжает происходить сегодня и повсеместно. Повторю, нужна жесткая политическая воля, которая обеспечит нам, чтобы таких фактов не было. Это будет сохранение огромных бюджетных сумм.

 

«Игорю Рудене в Москве не отказывают»

– Вы работаете с четвертым губернатором Тверской области. Игорь Руденя вас слушает?

– Сейчас у меня нет такого плотного контакта с губернатором, но по ряду вопросов он прислушивается. Я член комиссии по борьбе с коррупцией, член комиссии по помилованию, член ряда координационных советов. И когда он спрашивает  мнение, я не боюсь ему сказать, что я думаю, и это не вызывает у него отторжения.

– А деятельность какого губернатора вам кажется наиболее конструктивной?

– Коль уж поставили весы, конечно, немалую долю на весы региона нагрузил Дмитрий Зеленин. При нем экономика области росла достаточно быстрыми темпами.  Но  Игорь Михайлович Руденя сейчас кратно увеличил скорость. Наглядный пример – прошедший в Твери силами московского ГБУ «Автомобильные дороги» глобальный дорожный ремонт. Кто даст Тверской области просто так полмиллиарда на обновление дорожного покрытия? Тут только плюс, что именно московские дорожники осваивали деньги – наши тверские дорожники такой объем работ и такого качества за столь короткий срок выполнить не могли бы.

Когда недавно я был в Смоленске, во время встречи с руководством областной думы меня подробно расспрашивали об этом – до них дошел слух. Правда, говорят, что вам денег из Москвы подкинули? Да нам не подкинули, к нам приехали и сделали! На 530 миллионов! Списано три миллиарда газовых долгов. Сейчас решаются вопросы по энергетике, будут заходить новые инвесторы. А когда больше территории области будет газифицировано, то инвесторов придет еще больше.

А здравоохранение? Мы получили 3 миллиарда на строительство областной детской больницы, при софинансировании 1 млрд 200 млн из областного бюджета. Ведь можно было ограничиться ремонтом – выгорела-то больница не сильно. Однако вместо ремонта исторического плохо приспособленного к нуждам нынешней медицины здания решено строить новый современный больничный городок. А здание на берегу Волги со временем станет отличным отелем, и губернатор ищет инвесторов.  360 млн из федеральных денег выделено на поликлинику в Южном. Президент Путин на пресс-конференции рассказывал о программе строительства яслей-сада. 30 млрд на эти цели дали на всю страну, и миллиард из них получила Тверская область. Мы уже 10 дней назад об этом знали – губернатор тогда подписал соглашение. И это все не учтено в нашем бюджете. Без дофинансирования, просто миллиард федеральных денег. Сейчас будет строиться новая школа, самая современная, с бассейном  – тоже за миллиард рублей. Федеральные деньги уже есть. И даже если мы прибавим деньги, которые «выбил» в Москве губернатор,  к своим 54 млрд бюджета, его сумма зашкалит за 60 млрд.

Игорю Рудене в Москве не отказывают, это большое дело. Я рассуждаю так: губернатор поставлен для улучшения жизни населения. И от него,  как на площади Омония в Афинах или на Советской площади в Твери, расходятся лучи, по которым он должен действовать: образование, здравоохранение, социалка, сельское хозяйство, памятники культуры. Надо идти по всем этим направлениям.

Если нет пробивных замов, надо ходить по столичным кабинетам самому. Одно дело, когда на прием к министру пришел замгубернатора. А совсем другое – сам губернатор!

***

– Юрий Владимирович, 20 декабря 2017 года – ваш профессиональный праздник, День чекиста, вы вышли в отставку генералом  ФСБ. В этом году органам государственной безопасности исполняется 100 лет…

– Из этих ста лет 35 лет, день в день, я отдал службе в органах. Мое удостоверение «Почетного сотрудника КГБ» подписал председатель КГБ СССР Юрий Владимирович Андропов. На тот момент я был самым молодым сотрудником, получившим это звание – обычно его давали только тем, кто прослужил в госбезопасности не менее двадцати лет и отличился по службе. Это была награда за проведение ряда операций по резидентурам стран главного противника, причем о последней операции Андропову докладывали каждый час, до пяти утра. Операцию провели 31 августа 1979 года, а 4 сентября я получил почетного сотрудника. Удостоверение храню как дорогую реликвию.

– От всей души поздравляем вас!

– Спасибо.

Беседовала Мария ОРЛОВА

150 0
Лента новостей
Прокрутить вверх