С 2 по 8 января в Тверской филармонии покажут музыкальный спектакль по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка. Приглашение в полет». Чтобы узнать о современной версии старинной сказки, «Караван+Я» встретился со сценаристом Виктором Бабковским. Встреча проходила в творческой гостиной ТвГУ, где Виктор Николаевич также занимается творчеством, а точнее подготовкой свежих кадров. И пока студенты настраивали гитары, репетировали какие-то сценки и бойко перешептывались, сценарист с удовольствием отвечал на вопросы.
Попса в стенах филармонии?
– Виктор Николаевич, в чем основная идея вашего спектакля и почему вы остановились именно на Андерсене?
– Я не случайно назвал свою версию сказки «Дюймовочка. Приглашение в полет». Дело в том, что полет – это всегда романтика, преодоление трудностей. Как известно, Андерсен – философ, и мне всегда «Дюймовочка» нравилась. Это так интересно: ласточка оказывается в подземелье, и вместе с главной героиней они находят в себе силы, чтобы взлететь. Вот и дети ночью во сне летают, а днем, как я заметил, слишком погружены в виртуальную реальность. Вообще, дети обладают очень сильной живой энергией. Лет до 12–13 в них играет сама природа, она заложена в них.
– Взрослым тоже будет интересна сказка?
– Да, спектакль я бы назвал скорее семейным, нежели детским. К родителям тоже был посыл. Например, когда крот уходит, его сюжет уже разрушен, он говорит: «Пойду домой, в делах зароюсь». Это же так похоже на современного человека.
– Как вам работалось над спектаклем? Легко ли нашли общий язык с композитором, режиссером и со всеми остальными?
– Сергей Левин, наш композитор, большой молодец. Он написал очень точную музыку, которая нам необыкновенно подошла. Для него самого это был новый опыт. Ему пришлось работать в разной стилизации – фламенко, танго, попса. Я также писал тексты песенных мотивов – мне попались довольно жанровые персонажи – с характером, с юмором. А лирическую линию, девичью, более тонкую и эмоциональную, писала Татьяна Левина – это партия ласточки и самой Дюймовочки. Режиссер Андрей Коновалов вместе с Джоном Шенгелией сделали небывалую пластическую версию, чтобы детям было еще интереснее.
Игра на сцене или игра в телефоне?
– Какая реакция была у первых зрителей, которые смогли оценить спектакль?
– Когда была первая сдача, пришли дети и родители. Вторые фокусировали внимание ребятни на сцену. Очень хорошая была публика. В следующий раз привезли на больших автобусах школьников с 1-го по 4-й класс вместе с учителями. Мне трудно было понять, как они воспринимают происходящее, потому что одновременно с представлением они фотографировали, ели сладкое, переговаривались. Конечно, в такой обстановке ребенку сложно оценить произведение и сделать какие-то выводы. Но после спектакля я спрашивал, кому что понравилось. Девочкам, конечно же, больше всех приглянулись Дюймовочка и принц. Оно неудивительно, потому что артисты были необыкновенно хороши, особенно в финале. Было что-то в духе «Титаника». Мальчишкам понравилась жаба, кто-то пришел в восторг от ангелов. Среди детей стоял первоклашка в костюме с галстуком и так строго смотрел на меня. Я говорю: «А тебе, мальчик, понравилось что-нибудь?» – «Нет, этот концерт мне не понравился. Он слишком детский», – ответил мне паренек из 1-го «А».
А вообще, конечно, пусть дети обязательно приходят с родителями. Массовость не есть хорошо, потому что нет контакта, необходимого между взрослым и школьником. У учителя слишком большая нагрузка – за всеми не уследишь, каждому не объяснишь. Родителям проще направить внимание на происходящее на сцене, то есть ребенок будет увлечен игрой актеров, а не приложениями в телефоне.
– Это, наверное, и есть проблема многих современных детей.
– Да. Как будто мы готовимся к перелету на Марс, а происходящее на Земле, сама природа нас уже не интересует. Поэтому вместе с Сережей Левиным и Андреем Коноваловым мы попытались сделать так, чтобы дети оттолкнулись от всех этих гаджетов и обратили внимание на то, что происходит прямо тут, рядом с ними.
Крот-бизнесмен и жаба-мещанка
– Чем отличается ваша версия сказки «Дюймовочка» от оригинала?
– «Дюймовочка. Приглашение в полет» больше адаптирована для современного зрителя. Мой спектакль будет ближе, так как тут присутствуют современные житейские мотивы. Например, строчка, где жаба говорит: «Я вам скажу, ребята, для жабы небо мелковато», некоторым покажется близкой. Жаба – это мещанка, живет в своем мире. Другой персонаж, крот – это, если по-нашему, богач, бизнесмен, который ничего не видит вокруг. Мышка все время мечется между двух огней. Кстати, мало кто знает, что страна, куда летели персонажи, Греция.
– И правда, я не знала. А что в спектакле новогоднего?
– Во-первых, ребят встретят Дед Мороз и Снегурочка. Они и пригласят зрителей с собой в полет. Также во время самого представления звездопад легко переходит в снегопад. Ну и Новый год сам по себе – сказочный праздник. Все в ожидании чуда.
– Виктор Николаевич, спасибо вам за интервью. С наступающим Новым годом!
– Спасибо! Я также поздравляю вас и ваших читателей. И пусть в наступающем году к вам подходят только те, кто вам подходит.
От марша до возвышенной музыки
Комментирует композитор Сергей Левин:
– Это была моя первая работа в таком жанре. Ноты всех песен создавались для расширенного состава оркестра, такого, которого у нас в филармонии просто нет. У нас, например, нет духового инструмента, флейты, кларнета и т.д.
В общем, часть музыки была записана изначально на сцене нашим камерным оркестром «Российская камерата», а часть потом дописывалась студийно. По сути, у нас в итоге звучит симфонический оркестр, и при этом он живой. Отчасти мы как музыканты тоже принимали участие в спектакле – нужно было помочь с записью некоторых эпизодов. Мне нравится результат, я доволен своим дебютом.
Когда сценарист показал нам сценарий, мы удивились. В эпизоде с жабой была ремарка: «поют песню», а в скобках приписка: «обычная попса». Да и вообще, все, что касалось жанровых персонажей (мышки, жабы, жука, крота), содержало много комизма, в частности в музыке. Там звучали и марш, и танго, и попсовая песня в стиле Стаса Михайлова. Но это не компьютером сыграно, а живым оркестром. Это необходимо было для того, чтобы показать всю приземленность, «болотность». А вот весь материал, принадлежащий Дюймовочке и ласточке, напротив, небесный, возвышенный и светлый.
Дашун Самарина