Какой бы президент ни пришел к власти в России, ему придется столкнуться с нарастающим шквалом проблем. Это экономическое и научное отставание, деградация культуры и образования. И, конечно, отсутствие в стране адекватной церкви.
Неконкурентное сознание
Все очевиднее, что требуется глобальная трансформация доминирующей Русской православной церкви. Зачем вообще нужны религии и церкви? В них хранятся коды, которые лежат в основе всех явлений культуры, через которые формируются общие моральные правила социального поведения, общие для социума парадигмы, позволяющие людям понимать друг друга и взаимодействовать. Без этого общего интеллектуального пространства общество распадается. Религии, по сути, являются кодами сознания. Если сознание народа неконкурентное (как в компьютере, когда операционная система устаревает и накапливает вирусы), то и социум тоже становится экономически и культурно неконкурентным. Происходит или разложение общества, или социальная катастрофа.
Такую социальную катастрофу мы наблюдали в России в 1917 году, когда низы стали уничтожать верхи. Гражданская война в России так и не отрефлексирована, и через сто лет она еще продолжается, хотя и в более скрытой форме. Причина революции в России была в царском синодальном православии, которое далеко уклонилось от истинного христианства.
Этапы христианизации Руси
Напомню, что христианство на Руси появилось практически одновременно с самим понятием Русь, в ходе славянской колонизации. Славянские переселенцы с запада двигались на восток вместе с христианскими пилигримами. Процесс ускорился после 1015 года, когда на Верхней Волге пилигримы построили первый странноприимный дом (Торжок), прообраз христианского ордена госпитальеров, позже активно действующего в крестовых походах на Иерусалим. Но случилось это достаточно поздно, аж через 1000 лет после того, как христианство уже распространялось в Европе.
Второй этап становления русской церкви начался в эпоху Ивана III. В сентябре 1485 года московские войска начали осаду Твери, цитадели христианства, вотчины последнего законного великого князя Рюриковича – святого князя Михаила Тверского.
Основными событиями, характеризующими церковные дела во время правления Ивана III, можно назвать появление трех церковно-политических течений, по-разному относившихся к существовавшей на тот момент практике церковной жизни. Однако вскоре протестантское крыло православия, стремящееся вернуть единство науки и религии, повернуться лицом к народному образованию, было разгромлено. Наиболее образованные христиане в царствование Ивана III были сожжены живьем в деревянных клетках по приказанию московского царя.
Пришедшие к церковной власти иосифляне назвали уничтоженных православных священников и христианских подвижников поклонниками «ереси жидовствующих».
Была разгромлена и вторая христианская партия – православных заволжских старцев – нестяжателей, которые исповедовали тайное учение Иисуса Христа, исихазм. Его еще называют учением о Фаворском свете в память о том, что Иисус передал его на горе Фавор трем апостолам. Заметьте, не всем двенадцати, а только трем.
Православие – самая сложная религия
Протестантизм – это упрощенное христианство, которое легко могут освоить широкие народные круги. Кто знает Библию, тот помнит, что Иисус Христос, посетив Иерусалимский храм, выгнал из него торговцев, отругал попов-фарисеев, но уже на выходе у дверей храма кратко пересказал свое учение встретившимся ему простым эллинам. Когда меня спрашивают, чем отличается протестантство от католицизма и православия, то я говорю: лидер протестантской революции Мартин Лютер всего лишь вернул обществу то учение, что было передано Христом через эллинов для простого народа. Поэтому каждый может найти дорогу к Богу по силам.
Католики несут ношу тяжелее: знания, полученные двенадцатью апостолами.
Православные люди теоретически должны нести совсем тяжелую ношу трех избранных апостолов, получивших знание на горе Фавор. Но многим ли людям, считающим себя православными, такая ноша под силу?
Поэтому и стоят у нас в церквях «подсвечниками» начальники, ничего не понимающие в происходящем на службе. Поэтому все православие часто сводится у нас к шаманству и соблюдению выдуманных деревенскими старушками обрядов. Может быть, россиянам все же дать возможность стать хотя бы слегка образованными христианами? Глупо сразу принимать в высшую православную школу – может, сначала им надо пройти курс обучения в начальных классах протестантских кружков?
Причины расколов
Новый раскол Русской православной церкви произошел в 1666 году. К этому времени в России так и не появилось системы религиозно-церковного просвещения и образования. Во время правления Алексея Михайловича патриарх Никон проводил политику, явно угрожавшую нарождавшемуся русскому самодержавию. Вследствие неудачно проведенных церковных реформ патриарха Никона произошел старообрядческий раскол: значительная часть Церкви – прежде всего простой народ – не приняла решения Московских соборов 1654, 1655, 1656, 1666 и 1667 годов и отвергала предписанные ими преобразования (которые Никон начал, чтобы убрать противоречия между русским православием и обычаями, принятыми в церквях других патриархий – Константинопольской, Антиохийской, Александрийской и так далее).
По всей России горели скиты, набитые живыми людьми, не желавшими отказываться от обрядов старой веры. Московские стрельцы убили три тысячи старообрядцев, несколько лет оборонявших Соловецкий монастырь на острове в Белом море.
В 1688 году состоялось присоединение Киевской митрополии Константинопольского патриархата к Московскому патриархату. В российский епископат вошли некоторые по-западному образованные малороссийские православные представители духовенства, часть которых сыграла ключевую роль в церковных преобразованиях Петра I.
Петр I видел глухое недовольство духовенства теми преобразованиями, которые были начаты для модернизации России, ибо они разрушали старый московский строй и обычаи, которым те были так привержены. К тому же духовенство Петр обязал «наравне с другими сословиями» подчиняться общим государственным законам. Блюститель патриаршего престола теперь был всецело во власти государя.
Действовал Петр насильственными методами. Для поднятия уровня народной нравственности были изданы указы, «чтобы в городах и уездах всякого чина мужского и женского пола люди у отцов своих духовных исповедовались ежегодно», причем за уклонение от исповеди взимался штраф. Всех просящих милостыню было приказано вести в монастырский приказ, а людям всякого чина запрещалось подавать милостыню бродячим нищим.
В 1721 году Петр подписал манифест об учреждении святейшего правительствующего синода. Его регламент указывал на исторические примеры того, к чему приводило властолюбие духовенства в Византии и в других государствах. Новое учреждение, по мысли Петра, должно было немедленно взяться за исправление пороков в церковной жизни.
Петр хотел, чтобы духовенство занималось просвещением и религиозно-нравственным влиянием на народ. Вводилась обязательность обучения для сыновей священнослужителей. Епархиальные духовные училища должны были содержаться на средства архиерейских домов и доходов с монастырских земель. Курс обучения был восемь классов, с преподаванием в первом классе латинской грамматики, географии и истории, во втором – арифметики и геометрии, в третьем – логики с диалектикой, в четвертом – риторики и пиитики, в пятом – физики и метафизики, в шестом классе – политики, в седьмом и восьмом – богословия. Языки – латинский, греческий, еврейский, церковнославянский – должны были изучаться во всех классах.
Реформы Петра дали возможность России ускорить экономическое и культурное развитие. Но вскоре после его смерти чиновничество и священноначалие спустили почти все начинания Петра на тормозах. Церковь стала придатком государства и средством подавления народной инициативы.
Сталин как создатель РПЦ
Император Николай II в 1905 году издал именной высочайший Указ об укреплении начал веротерпимости, где впервые в российской истории законодательно утверждались права на свободу вероисповедания. Кроме того, было легализовано старообрядчество и отменены запреты и ограничения для других христианских конфессий. А с 20 января 1918 года религия считается в России личным делом каждого, что было провозглашено декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР.
После октября 1917 года православная церковь подверглась страшному разорению. Многие священники были казнены, церкви разрушены. Официальной «религией» стал атеизм.
В начале ХХ века в России возникла попытка обновления церкви на базе течения «Живая церковь». Обновленцы стали владеть многими православными церквями, выступая против патриарха Тихона, заявляя о полной поддержке нового большевистского режима и проводимых им преобразований. Однако в 1943 году история обновленцев закончилась. Когда Красная армия после Сталинграда стала освобождать оккупированные территории, то выяснилось, что там немецкое командование везде поощряло открытие православных храмов. Перед Сталиным встал вопрос, а как с ними поступать? Его решение было создать единую православную церковь на основе «тихоновцев». Сталин поддержал Патриаршую церковь, и уже с конца 1943 года под нажимом властей происходил массовый переход епископата, духовенства и приходов обновленцев в Московский патриархат. Тем более что перед этим митрополит Сергий Страгородский, который был местоблюстителем патриаршего престола после кончины патриарха Тихона, сформулировал так называемую доктрину «сергианства» – полного подчинения Русской православной церкви безбожному государству.
Так что создателем нынешней РПЦ следует считать Иосифа Сталина.
Однако при Хрущеве РПЦ вновь подверглась гонениям. Возрождение ее началось после краха СССР, с наступлением перестройки. После избрания патриархом Кирилла все заметнее стала стратегия интеграции РПЦ с государственными институтами.
Трудности перевода и сверки часов
Сейчас уже понятно, что РПЦ должна пройти процесс системной модернизации, иначе ни у нее, ни у страны не будет будущего. Она должна стать терпимой к другим христианским конфессиям. Возможно, решением проблем было бы по примеру католиков «разделиться» на христианские ордена, чтобы разные малозначимые нюансы понимания обряда не разрушали само тело церкви. Еще Иисус Христос говорил: «В доме Отца Моего обителей много».
Я считаю, что скорейшим образом надо бы решить вопрос перехода церкви на новое время. Это рудимент, который консервирует непонятно что. Смысла в том, чтобы придерживаться неточного юлианского календаря (принятого в Римской империи при Юлии Цезаре), нет никакого. Большинство православных церквей мира уже перешли на новый стиль. Мало того, в 1923 году попытку перевести Россию на новый стиль сделал патриарх Тихон, но эта попытка в те сложные годы не удалась. Вот и получается, что мы отмечаем Рождество после Нового года, через две недели после всего мира и через две недели после дня зимнего солнцестояния, к которому был приурочен праздник Рождества.
Кроме прочего, конечно, нужна ревизия русского перевода Евангелия на соответствие слову Христа и апостолов. Там в синодальный период много чего накопилось нелепого. Вот пример, как российские церковные начальники исправили слова Христа в свою пользу.
Синодальный перевод Священного Писания с церковнославянского языка предлагает нам следующую редакцию: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога: существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13,1).
В «Полном церковнославянском словаре» прот. Г. Дьяченко (М.: «Отчий Дом», 2000 г., стр. 359) слово «несть» переводится двояко: как «нет» или «не есть». Но смысл фразы «Несть бо власть, аще не от Бога» в русском переводе меняется на диаметрально противоположный в зависимости от того, какой перевод слова «несть» применяется:
1) ибо «НЕТ власти не от Бога» – современный чиновничий (синодальный) перевод;
2) ибо «НЕ ЕСТЬ власть, если не от Бога» – христианский вариант перевода.
При этом применение первого варианта нарушает грамматический и логический строй апостольских поучений…
Получается, нами правит лукавый? РПЦ на самом деле необходима интеллектуальная ревизия.
Геннадий Климов