Прошелся в новогодние каникулы по Твери. Как-то весело стало после того, как город стал освещаться светодиодами. А еще несколько лет назад зимой в этом городе везде была тьма. В Тверь прогресс пришел, наверное, уже после того, как светодиоды завоевали весь мир. Между тем именно в Твери, в домашней лаборатории, они были придуманы в 1921 году Олегом Лосевым.
Светодиоды родом из Твери
Изобретатель светодиодов родился в Твери в 1903 году. Лосев был сыном конторского служащего Верхневолжского завода (в настоящее время Тверской вагоностроительный завод), бывшего штабс-капитана царской армии, дворянина. Чудом остался жив во время сталинских репрессий, умер от голода во время блокады Ленинграда в 1942 году. Некоторые авторы считают, что в смерти Лосева виноваты руководство индустриального института и лично А.Ф. Иоффе, распределявшие пайки. Вероятно, Лосев не считался перспективным физиком, и ему пайки не доставались.
Однако открытия Лосева попали на Запад. В зарубежной литературе научная деятельность Лосева подробно рассмотрена в книге Игона Лобнера Subhistories of the Light Emitting Diode. Книга была издана в 1976 году. На составленном Лобнером «дереве развития электронных устройств» Лосев является родоначальником трех типов полупроводниковых приборов (ZnO усилитель, ZnO генератор и светодиоды на основе SiC). И вот через 90 лет изобретение вернулось на родину, в Тверь. А в честь изобретателя, преобразившего нашу жизнь, добавившего в нее света, в родном городе назван маленький скверик перед конструктивистским домом для специалистов, на углу Советской улицы и Татарского переулка.
Самая странная церковь города
1 января мы зашли в Успенскую церковь Отроча монастыря у впадения реки Тверцы в Волгу. Это самая странная церковь города. Много раз заходил сюда и никогда не видел ни прихожан, ни священников. Почему в храм в самом центре Твери не заходят люди, непонятно. Но именно здесь произошли самые главные, на мой взгляд, моменты русской истории. В Отроче монастыре был убит опричниками царя последний митрополит всея Руси Филипп Московский. Кстати, 5 января отмечалось 449 лет со дня этого события. Митрополит Филипп пытался сохранить нравственность власти и древнейшее лествичное право русской демократии, которое было нарушено 5 декабря 1318 года после убийства в Орде законного князя Михаила Тверского благодаря интригам князя Юрия Московского.
Семьсот лет назад был разрушен естественный ход русской истории. После этого Русью правили самозванцы, которые во времена Ивана III и Ивана IV узурпировали власть. Нашел я в церкви в самом темном углу икону последнего православного митрополита Филиппа, противодействующего беззаконию узурпатора власти. На улице в Твери перед храмом на речном вокзале ему поставлен памятник, но он без надписи, и дорожка к памятнику засыпана грязью. Тень грозного царя до сих пор вызывает у русских людей животный страх.
Есть в Успенской церкви и икона Максима Грека. Собственно, я к нему и приходил посоветоваться. Мы анонсировали наши исследования пирамиды Хеопса (большую часть которых выполнил исследователь из Твери Александр Антипов), с помощью которых открылись великие тайны прошлого. Это очень серьезно, поскольку позволяет пересмотреть все ныне принятые в мировых научных кругах гипотезы. Антропология становится математикой. Пора ли обнародовать новые сведения?
Загадка Максима Грека
Средневековый ученый-исследователь Максим Грек был в заточении в Отроче монастыре несколько десятилетий. В 1453 году пал Константинополь. Последняя жена Ивана III христианка Софья Палеолог, племянница последнего императора Византии Константина XI, прибыла на Русь в 1472 году и привезла с собой либерию – значительную часть библиотеки Византии. Сама же византийская библиотека хранила значительную часть книг Александрийской библиотеки, которая состояла из древнейших книг, собранных во время своих восточных походов Александром Македонским. Часть книг христианам удалось спасти во время мусульманского разорения Александрии. Именно для перевода древней либерии на русский язык из Греции был выписан ученый монах Максим Грек, который большую часть времени был в заточении в Твери. Вместе с ним в Тверь могли попасть фантастические культурные ценности – знания всего древнего человечества.
Таким образом, Максимом Греком (и теми, кто за ним стоял) была осуществлена первая попытка объединить в одно знание культуру Востока и культуру Запада. Похоже, новый узурпатор царской власти Иван Грозный охотился за библиотекой, но так ее и не смог обнаружить. Не исключено, что какую-то роль в этом деле играли потомки Ярослава Мудрого, рыцарских орденов госпитальеров и тамплиеров.
Мост между культурами Запада и Востока
Есть достаточно оснований полагать, что либерия была объединена с библиотекой Ярослава Мудрого, где хранились древнейшие книги Севера Европы. Дочери князя Ярослава Мудрого были королевами Франции, Венгрии и Норвегии. Его сын Изяслав (Дмитрий) женился на сестре польского короля Казимира I – Гертруде. Всеволод (Андрей) женился на греческой царевне. Так что у него была возможность собирать древние книги. Единственное историческое упоминание о библиотеке князя Ярослава Мудрого относится к 1037 году и содержится в «Повести временных лет»: «Ярослав же любим бо книгам, и многы списав положи в церкви святой Софьи, юже созда сам».
Все исследователи искали эту библиотеку Ярослава в Киеве, но мало кто знает, что на Руси первая православная церковь (София) была построена раньше Киева в Торжке на реке Тверце (в 1037 году в Киеве Софии точно еще не было). Первый храм был заложен в Торжке и освящен в 1038 году пилигримами Ефремом и Аркадием Новоторами. «Повесть временных лет» говорит, что в 1037 году в Киеве произошла только закладка Софийского собора, и строился он не один год. Между тем странноприимный христианский госпиталь в Торжке существовал с 1015 года, а из житийной литературы следует, что монастырь и каменная церковь в 1038 году здесь уже существовали. Изначально христианские пилигримы Ефрем Новотор и Аркадий Новотор основали обитель на возвышенности у реки, а к 1038 году был построен новый храм, получивший название Борисоглебского в честь Бориса и Глеба и давший название всему монастырю.
Есть много сведений, которые позволяют предположить, что в это же время христианские пилигримы создают в устье Тверцы на Волге укрепленный детинец, где княжеские отроки защищают от язычников вход в реку Тверцу, защищая первую христианскую цитадель. На этом месте возник город Тверь и Отроч монастырь, названный в честь тех первых княжеских отроков.
Тогда понятно, почему Максима Грека держали в Твери, в Отроче монастыре. Он связан прямой речной дорогой по Тверце с Торжком, который был в свое время опорной базой в восточной политике великого князя Ярослава Мудрого. Так что сокровища древней культуры, возможно, скоро найдутся.
Икону Максима Грека можно найти в самом темном углу Успенского храма. Здесь даже нет подсвечника, но свечку я все же поставил – напротив, у большой иконы Успения Богородицы. И спросил у преподобного разрешения на обнародование полученных новых исследований пирамиды Хеопса, лучи из которой указывают на север, в сторону России.
Исследования продолжаются
Эти исследования начались с того, что несколько месяцев назад известный врач из Твери Каринэ Конюхова познакомила меня с Александром Антиповым. Он владелец небольшой компании, которая занимается производством ювелирных изделий и геральдических знаков. Параллельно Александр Николаевич вел исследования пирамиды Хеопса. Возможно, из-за его профессиональных качеств, требующих уникального пространственного воображения и точности, ему удалось построить компьютерную модель великой пирамиды из комплекса Гизы – крупнейшей из всех египетских пирамид. Причем с точностью до нескольких миллиметров. Эту пирамиду сами древние египтяне называли «Горизонтом Хуфу», интересно почему? Александр Антипов сделал несколько открытий, которые скоро изменят все представления мировых египтологов. Я не буду вам раскрывать все тайны до публикации результатов, чтобы сохранить научный приоритет. Мы готовим статью для американского журнала Science.
Следите за нашими публикациями.
Геннадий Климов