Дворец наш. В Тверской императорский путевой дворец выстроились очереди

09.01.2018, 12:36

Совпавшее с новогодними праздниками окончательное открытие Тверского императорского дворца стало большим событием для жителей Тверской области. Первые дни к кассам дворца стояла очередь в лучших традициях Лувра и Эрмитажа – хвост очереди вился вокруг площади, а счастливые эстеты делились воспоминаниями, как простояли больше часа, но все же попали в заветные залы.

Дворец-призрак

Тверской императорский дворец – название историческое. Путевым его окрестили в советские времена, дабы исключить классово чуждых императоров с карты города Калинина. Путевой дворец – это, так сказать, царский постоялый двор, где монархи останавливались по дороге из Санкт-Петербурга в Москву. Дворцы поменьше, скорее путевые дома, имеются по всей дороге на расстоянии дневного конного перехода друг от друга.

Собственно, про историю здания в городе мало что знали. Лишь к концу 1990-х начала оформляться «мифология». С подачи журналистов «Караван+Я» в Твери вспомнили про великую княгиню Екатерину Павловну Ольденбургскую, жену тверского генерал-губернатора, жившую здесь в начале XIX столетия и превратившую дворец в интеллектуальный салон. Узнали, что именно в гостях у Екатерины Павловны Карамзин работал над «Историей государства Российского». Висевший десятилетиями в картинной галерее портрет Екатерины Павловны, женщины удивительной красоты, по легенде, отказавшей в браке самому Наполеону, стал жить в городских преданиях как «портрет Белой дамы»: дескать, лунными ночами она выходит из старинной рамы и гуляет по дворцу. Тогда в закрытых залах действительно могли гулять только привидения.

 

Ремонт «имени четырех губернаторов»

Еще на памяти старожилов здесь размещались не только картинная галерея и краеведческий музей, но даже были жилые квартиры (буквально в 1960-х годах!). Краеведческий музей в 1995 году съехал в соседнее здание бывшего реального училища (на котором висела мемориальная доска, что здесь учился и начинал революционную деятельность товарищ Жданов). А двумя годами раньше началась реконструкция дворца, которая длилась целую вечность: в Твери успели вырасти два поколения, никогда не бывавших в этом историческом здании.

Сначала лет 15 дворец работал лишь наполовину. Та часть, которую освободил краеведческий музей, так и не открылась для посетителей. В ждущих ремонта залах картинной галереи было выставлено всего 4% экспонатов, имеющихся в музее. О фондах картинной галереи ходили легенды: считалось, что в Калининский музей как в один из опорных пунктов свозились реквизированные после Второй мировой войны в Германии картины, а также картины из музеев, уничтоженных войной. Кажется, о том, что есть в фондах, толком не ведали даже сотрудники. И может быть, это было к лучшему – периодически в разрушающемся здании происходили разные коммунальные катаклизмы, под которые более предприимчивые, чем те, что были в Твери, искусствоведы могли бы списать разные потери.

Окончательно музей закрылся еще при губернаторе Зеленине. Тогда шло бурное обсуждение будущей роли Тверского императорского дворца в жизни региона, писались концепции, вызывавшие возражения тверской интеллигенции… Потом все стихло на несколько лет, хотя на реконструкцию дворца были получены деньги Всемирного банка реконструкции и развития.

Четыре губернатора пиарились на будущем дворце. При Владимире Платове все начиналось. А потом были Дмитрий Зеленин, который, собственно, и раздобыл деньги на реконструкцию, Андрей Шевелев, который любил водить в реставрируемый музей своих гостей и говорил о нем «мой дворец», и Игорь Руденя, за полтора года до официального открытия решивший, что дворец должны посетить все школьники региона – к большому огорчению немногочисленных уборщиц.

                       

Мы будем приходить сюда часто

Контуры былого великолепия начали проступать года три назад. Открылся парадный фасад дворца, обращенный на Волгу. До этого на протяжении десятков лет здесь был самый темный и неухоженный угол горсада, где происходили в том числе жуткие убийства. Горожане старой закалки возмущаются, что вид на привычный, с улицы Советской, вход во дворец закрывает восстанавливающийся Спасо-Преображенский собор. Однако собор был здесь исторически. И, между прочим, уже сейчас между дворцом и строящимся собором получается уютная площадь, где в будущем смогут выступать уличные музыканты, будут продаваться картины и сувениры.

Мы были среди тех, кто посетил Тверской императорский дворец в эти праздничные дни. Скажу честно, я рассчитываю еще не раз сюда вернуться, но в более спокойное время. Я с детства люблю эти залы и неплохо помню прежнюю экспозицию, но в этот раз было, как в хорошем сне: возвращаешься в прежние места, а там все гораздо интереснее. Не буду вдаваться в искусствоведческие тонкости, рассуждать о новоделе, критиковать развеску картин… Для таких тонких подробностей есть специально обученные люди.

Музей получился оптимального размера – немаленький, где при всем желании нечего делать больше получаса, но и небольшой. В огромных анфиладах Лувра и Эрмитажа, Пушкинского музея в Москве и парижского музея д’Орсе мимо многих достойных внимания картин приходится пробегать. А тут можно посидеть, подумать, пообщаться со старыми знакомыми в пудреных париках на портретах Рокотова и Боровиковского, с купчихами кисти Дрождина…

Очень радостным сюрпризом для меня стала имеющаяся, оказывается, в Твери хорошая коллекция русской живописи первой половины ХХ века. От Репина, Нестерова, Сурикова, Саврасова и Левитана к Рериху, Самохвалову (тому, что «Девушка в футболке»), Юону, Фальку и Лентулову. Приду смотреть на них отдельно.

Еще одно открытие: Кузнецовский фаянсовый завод (нынешнее Конаково) выпускал изысканные вазы и салатницы в стиле ар-деко, а потом резко перешел на русский авангард. Коллекция фарфора и фаянса первых десятилетий ХХ века – очень остроумная и интересная, она ждет детального разглядывания, и, может быть, Валерий Солонбеков, который сейчас возрождает в Конакове этот промысел, захочет скопировать эти уникальные вещи.

Зал, посвященный древнерусскому искусству, в основном иконописи, не так богат, как можно было бы ожидать. В 1930-х годах иконы из закрытых тверских церквей жгли в печах фабрики имени Вагжанова. Но все равно уцелевшие остатки впечатляют. Есть части иконостаса Спасо-Преображенского собора, и уже по ним можно судить, каким прекрасным был главный храм тверской земли.

Я пришла смотреть не на дворец, а на картины. Но воссозданный дворцовый антураж был приятным бонусом. Забавный факт: спальня хозяйки дворца была в небольшой проходной комнате. Тогда даже императрицы и великие княгини были вынуждены терпеть, что по ночам мимо них кто-то ходит. И лишь балдахин, о наличии которого написано в пояснительных материалах при входе в комнату, наверное, спасал от нескромных взглядов.

А еще во дворце очень интересно смотреть в окна. Волгу с такого ракурса мы не видели никогда. В общем, идите, не пожалеете. Пока будет небольшой перерыв, но после 18 января Тверской императорский путевой дворец начнет работать в штатном режиме.

Мария Орлова

65 0
Лента новостей
Прокрутить вверх