Накануне Нового года президент Владимир Путин обсудил с членами госсовета инвестиционную динамику в регионах, отметив 40-процентный рост инвестиций в основной капитал в Амурской, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Тульской областях, Якутии, Кабардино-Балкарии, Ямало-Ненецком округе. Традиционно высоко была оценена экономика в Татарстане, Калужской и Тюменской областях. Тверской регион, ближайший к Москве и Петербургу, не был удостоен ни одного упоминания в сводках новостей, посвященных инвестиционной привлекательности регионов.
Согласно рейтингу RAEX, опубликованному в декабре 2017 года, Тверская область – это регион с пониженным потенциалом и умеренным риском. По экономическим рискам она на 77-м месте, по управленческим – на 63-м, по экологическим – на 16-м, по социальным – на 29-м. В итоге региону присвоен ранг риска 54, на пять позиций хуже, чем в 2016 году.
По потенциалу Тверской области дали 47-е место, при этом в производственной «номинации» она на 48-м, в инфраструктурной – на 39-м, в инновационной – на 36-м.
Самый хороший показатель по туристическому потенциалу – 22-е место. А в Национальном туристическом рейтинге, по сообщению пресс-службы правительства Тверской области, регион занял 18-е место. Вероятно, здесь сказалась позиция губернатора Игоря Рудени, поставившего задачу сделать Тверь чуть ли не туристической Меккой и открывшего под занавес 2017 года императорский дворец. Но если помониторить ленту новостей и сообщения в соцсетях, то регион не представляется особо привлекательным ни для туристов, ни для бизнеса. Мы приведем в пример несколько историй, актуальных на конец 2017 – начало 2018 года.
Эко- и агротуризм: «Оставь надежду навсегда»
«Чем чревато становиться фермером в России. Кто виноват и что делать?» – текст с таким заголовком стал активно распространяться в соцсетях в конце декабря 2017 года. Он рассказывает об уникальном проекте «Переселение в поселение», который реализуется в селе Кушалино, что в 30 километрах от Твери, и о проблемах, ставящих под угрозу многолетний труд.
Группа молодых людей создала экопоселение Молодежное: ребята занимаются сельским хозяйством и продают эксклюзивные натуральные продукты на ярмарке в Твери. В поселении есть ферма, птичник, свинарник и другие объекты – все это можно посмотреть в дни открытых дверей, которые молодые переселенцы часто устраивают, проводя экскурсии для экотуристов и организуя музыкальные концерты. Проект широко освещался в СМИ, в том числе в Кушалино приезжали репортеры популярных федеральных каналов, а Полина Зимина, одна из «переселенок» и, кстати, бывшая сотрудница газеты «Караван+Я», снялась в передаче «Наедине со всеми» на Первом канале.
История ребят преподносилась как история успеха, мотивировавшая жителей России заняться сельским хозяйством. Однако перед Новым годом авторы проекта решились предать огласке серьезную проблему – очевидно, другие способы ее решения, в том числе обращение к губернатору, оказались неэффективными. Земли, которые были выделены им для развития сельского хозяйства, зарегистрированы как сельхозугодья, а значит, на них можно только пахать. Парадоксально, но постройки, необходимые для ведения хозяйства, подлежат сносу. В этом весь абсурд тверской реальности.
Несколько лет «Караван» пишет об этой проблеме на примере КФХ «Белое озеро» в Конаковском районе, где местный фермер Геннадий Садыков собирает урожай, способный прокормить все Конаково, но ему не разрешают построить овощехранилище на сельхозугодьях, и значительная часть продуктов просто пропадает. Бюрократические коллизии, как видим, не миновали и молодых ребят из Кушалина – широкая огласка в СМИ не стала оберегом и не спасла от проблемы, разъедающей сельское хозяйство в Тверской области.
Губернатор Игорь Руденя делает ставку на сельское хозяйство и туризм, а в наших примерах эти две вещи объединены. Так, в КФХ «Белое озеро» приезжали даже фермеры из Швейцарии, чтобы ознакомиться с русским опытом ведения сельского хозяйства. И конаковский проект, и кушалинский можно было бы красиво упаковать, но с нашей неповоротливой и сошедшей с ума бюрократией нет никакой уверенности в будущем.
Кошмар для бизнеса
Денис Панченко, генеральный директор «Фодеско-МАК», в «Фейсбуке» поднял тему, которая, судя по комментариям, волнует не одного предпринимателя в Тверской области. Речь идет о гнете со стороны различных проверяющих и контролирующих инстанций, цель которых не помочь организациям в выполнении всех нормативных требований, а наказать каким-нибудь немыслимым штрафом. Так, Ростехнадзор требовал с компании 200 тыс. рублей, но это требование было признано незаконным. «Мы вас пощиплем, конечно. От вас не убудет. Зря, что ли, инспектор работал, нужно окупить его работу!» – так Денис Панченко передает реакцию представителя Ростехнадзора.
В Тверской области есть также примеры, когда правоохранительные органы вмешиваются в хозяйственную деятельность предприятий, а суды занимают одну из сторон в спорах хозяйствующих субъектов. На наш взгляд, иллюстрацией к этому тезису может послужить ситуация на Краснохолмском электромеханическом заводе: в августе его территорию заняла московская фирма, в которую при содействии полиции были переведены все основные сотрудники. На бывшего руководителя завода Сергея Куницу было сфабриковано уголовное дело, Краснохолмским судом он был осужден на пять лет, но решение не вступило в законную силу и будет обжаловано. А в это время Краснохолмский завод продолжает работать под флагом другой фирмы, на радость полиции, прокурору, суду и новым хозяевам. «Караван» описывал этот судебный процесс, напоминающий театр абсурда.
Еще один яркий пример – это дело тверских энергетиков Конченкова и Потехина, которые уже четыре года находятся в СИЗО в ожидании суда из-за финансового конфликта с «МРСК Центра». Как видим, конкуренция нередко заканчивается уголовными делами, в которых у кого больше ресурса, тот и побеждает.
Неудивительно, что предприниматели не чувствуют в безопасности себя и свой бизнес. Причем это касается и тех, кто выполняет государственные контракты. На протяжении двух лет мы описывали строительство нескольких домов по программе переселения из ветхого и аварийного жилья в Осташкове. После того как в 2013 году из бюджета были триумфально выведены порядка 200 млн рублей фирмами-однодневками при участии администрации города, исправить ситуацию и завершить программу вызвалась тверская ГК «Велес». Однако местные чиновники всеми правдами и неправдами пытались воспрепятствовать строительству, вероятно намекая на откаты, а в 2017-м и вовсе пытались склонить компанию к передаче работ на субподряд снова какой-то левой фирме. В Осташкове уже сменились два главы, но дома до сих пор не сданы в эксплуатацию, хотя уже давно построены. Тот случай, когда даже статус федеральной программы не спасает от бюрократии и чиновничьего произвола.
***
Говоря об инвестиционной динамике в регионах, Владимир Путин подчеркнул, что многое зависит от местных управленческих команд. Губернатор Игорь Руденя демонстрирует заинтересованность в развитии экономики в Тверской области, о чем свидетельствует и его готовность обсуждать с предпринимателями острые проблемы, в том числе во время традиционного мероприятия «Бизнес и власть. Откровенный разговор», организуемого аппаратом уполномоченного по правам предпринимателей. Однако даже это не является гарантией безопасности бизнеса, что, конечно, сказывается на инвестиционной привлекательности региона. Очевидно, что нашей «управленческой команде», по выражению Путина, нужно изменить настройки по взаимодействию с предпринимателями для улучшения инвестиционного климата.
Дмитрий Кочетков