Вызов Николе Тесле. Над какими изобретениями работают дети в тверской школе № 17

09.01.2018, 14:16

Всероссийский фестиваль NAUKA 0+, который проходил еще в ноябре 2017 года, собрал огромное количество талантливых детей, которые старались теоретические знания применить на практике. Вспоминая события прошлого года, корреспондент газеты «Караван+Я» решил навестить некоторых участников фестиваля, учеников 17-й школы, которые регулярно занимаются в кабинете практической физики.

Зарядное устройство для космических кораблей

На крыльце школы меня встретил Анатолий Митрофанов, опытный педагог, которым, по признанию коллег, гордится все учебное заведение. Проводив меня в класс, преподаватель познакомил со своими учениками. Правда,

Диму Артюшкина, который на фестивале представлял макет транспорта и дорог будущего, я узнала сразу. Увидев мой интерес к очередной разработке, школьник без запинки начал рассказывать:

– Перед вами автоматическое зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов. Как вы, наверное, знаете, аккумуляторы используются в нашей жизни повсеместно – в космосе, в воздушном пространстве Земли, на вагонах, в машинах, мотоциклах. В общем, на воде, под водой, в воздухе и где только можно. И мы сейчас разрабатываем простые и надежные зарядные устройства. Также у нас есть зарядное устройство для будущих космических кораблей. Оно может заряжать аккумулятор с емкостью тысяча ампер!

Как рассказал Дима, у него всегда был интерес к электронике, много читал тематической литературы, поэтому, когда два года назад он случайно узнал, что в его школе есть такой серьезный кружок, не раздумывая пошел на занятия. Родители теперь не нарадуются. Особенно мама, которая не упускает возможности отдать ребенку на ремонт сломанный пульт, порванную кошкой гирлянду и т.п.

 

Усовершенствованный генератор

Всего в группе у Анатолия Митрофанова порядка 30 учеников. Конечно, в основном это мальчишки, но есть и представительницы слабого пола. А за последний год резко увеличилось количество учеников. Видать, растет у ребят интерес к практической физике.

Как рассказывает Анатолий Иванович, он всю жизнь работал на Сергея Королева (который разработал 131 изобретение), а сейчас передает свой опыт детям, развивая в них творческое мышление, а не просто преподает сухую теорию. Без нее, конечно, тоже никуда. Но это, по словам преподавателя, принесет гораздо больше пользы и останется в памяти ребят навсегда, если свои знания они смогут применить на практике.

– Тут они занимаются разработкой устройства будущего, – пояснил Анатолий Митрофанов. – Такого в интернете не найдешь. Взять, например, известный генератор Теслы – мы его сумели усовершенствовать, устранили некоторые недостатки. Для того чтобы начать у нас заниматься, не нужно обладать какими-то особыми талантами. Важно, чтобы ребенку самому было интересно превращать идеи в реальность. Потом ведь есть возможность продемонстрировать свои умения на публике. Правда, тут имеются свои проблемы. Дело в том, что в региональном жюри все преподаватели физики, то есть теоретики, воспринимающие вещи иначе, чем мы, практики. Когда, например, ребенок рассказал про какого-то зарубежного физика и его достижения, это жюри оценивает высоко, а мы своими собственными изобретениями занимаем четвертое место. Зато потом едем на всероссийские соревнования, где успешно побеждаем. В Ярославле, где мы недавно вышли на уверенную победу, в жюри были представители научного института, люди из конструкторского бюро, с завода.

В России вообще очень много ценных теоретических разработок, но впоследствии они идут за рубеж. Например, наши тверские инженеры изобрели светодиоды. А что в итоге? У нас нет ни одного завода, все делается за границей, а мы потом оттуда покупаем уже готовый продукт.  Поэтому для блага будущего страны ребят надо со школьной скамьи приучать к творческому процессу.

 

Электромагнитная дорога будущего

По словам Анатолия Митрофанова, сейчас большая проблема образования в том, что из школьников и студентов готовят теоретиков. Весь мир восторгается нашими теоретическими исследованиями, выпускает продукцию на основании наших технологий и продает нам. Если бы в процессе обу-чения ребята привыкали непосредственно к производству, то позитивного результата ждать бы не пришлось.

– А это, – Анатолий Иванович указывает мне на очередное изобретение, – электромагнитная дорога будущего, по сути, она представляет собой воздушное метро. Транспорт, который по нему движется, сможет развивать скорость 500 километров в час – практически за час можно доехать из Санкт-Петербурга в Москву! Ну а что вы удивляетесь?! Вполне реальная конструкция. Эту схему мы придумали сами, такого нигде нет. Видите? На ней есть подъемы, повороты. Подобные дороги есть за рубежом, но они очень опасны. Представляете, что будет, если напряжение пропадет? Транспортное средство может рухнуть прямо на рельсы. Подобная авария была в Германии, когда 40 человек погибли. А наша конструкция абсолютно безопасна. Случись что, все движение просто плавно остановится. Еще один плюс, что дорога не такая дорогостоящая, как в других странах, где используют магнитную подушку. Чтобы вагон поднять вверх, необходимо огромное количество энергии. У нас такой проблемы нет.

Удивительно, но идеи для своих разработок ребята зачастую придумывают сами. Преподаватель только наставляет детей, рассказывает про существующие проблемы, а ученики сами думают, как можно какую-либо конструкцию улучшить. Поэтому на занятиях практической физики учат самому главному – творчески мыслить. А как происходит в обычной школе на занятиях? Ребенок прочитал и ответил. Да, развил память, получил некоторые знания, но эти знания еще необходимо закрепить.

 

Робототехника и 3D-моделирование

Помимо кабинета практической физики в 17-й школе есть кабинет робототехники и 3D-принтера. Преподаватели «винят» во всем директора Елену Кучину, которая видит в обучении не только теорию, но и практику, которая даст ребятам шаг в будущее.

Понаблюдав, как проходят занятия по практической физике, я решила поговорить с директором.

– Нам повезло с командой, Анатолий Иванович давно у нас работает, преподавал еще, когда я в школе училась. Мы безумно ему рады, нелегко найти настолько творческого человека с огромным потенциалом. Также у него отлично получается, невзирая на уважаемый возраст, найти подход к подрастающему поколению. Похожей деятельностью у нас занимается педагог дополнительного образования Радий Скребцов, обучающий детей фундаментальной инженерии. Также есть преподаватели робототехники и 3D-технологий.

В 2013 году вышла концепция развития математического образования, мы активно в этом тренде  двигались, а потом сделали вывод, что нужно сделать акцент именно на инженерном образовании, так как у нас в стране большая нехватка этих специалистов. Нам интересно, чтобы дети изучали физику не формально (читали параграф и знали формулы), но и знали, как эта наука применяется на практике. Кроме того, мы в тренде и в направлениях, которые сейчас очень актуальны, – робототехника и 3D-моделирование. За лето вместе с нашими спонсорами с  Тверского вагоностроительного завода мы подготовили кабинет робототехники, где сейчас занимаются ребята. Для детей мы проводим занятия разного уровня по заявкам. Наши двери всегда открыты и для учеников из других школ. Так, недавно я встречалась с представителем Дома творчества из Лихославля, где тоже активно продвигаются подобные идеи. Кроме того, мы открыты и для учителей – делимся опытом и готовы сами учиться у кого-то. 

Дашун Самарина

174 0
Лента новостей
Прокрутить вверх