В среду, 10 января, Тверь в очередной раз посетил Владимир Путин. Когда в новогодние выходные прошел первый слух о его приезде, высказывались предположения, что посетит он императорский дворец, осмотрит развалившийся речной вокзал и сгоревшую областную детскую больницу… Но Владимир Владимирович, уже во второй или в третий раз, отправился на Тверской вагоностроительный завод.
Нимб в небе и асфальт на снегу
Приезду Путина предшествовал странный поступок то ли региональных и городских властей, то ли руководства завода. На только что выпавший январский снежок ночью положили асфальт. Так была обработана дорога, ведущая от Санкт-Петербургского шоссе к проходной предприятия. На всякий случай вылизывался уборочной техникой поселок Мигалово – вдруг Путин прилетит на самолете? Но президент прибыл на вертолете. А в небе над Тверью чертил загадочные круги, похожие на нимб, самолет-ретранслятор правительственной связи.
Собственно, это была обычная предвыборная поездка. Путина сопровождали полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Алексей Гордеев, губернатор Тверской области Игорь Руденя, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, генеральный директор, председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров, президент ЗАО «Трансмашхолдинг», член правления Российского союза промышленников и предпринимателей Андрей Бокарев. Путину показали трамвай «Витязь-М» и городской электропоезд «Иволга». Осмотрев вагон и посидев в кресле вагоновожатого, президент похвалил: «Трамвай замечательный. Наверное, действительно один из лучших образцов в мире».
В ходе общения с особо доверенными и проверенными сотрудниками вагонзавода президент пообещал с 1 мая 2018 года приравнять минимальную оплату труда к прожиточному минимуму. А еще ему напомнили про Западный мост в Твери, обещанный еще предыдущему губернатору Андрею Шевелеву. По словам президента, в феврале 2018 года должны выдать предложения по проектно-сметной документации, строительство потребует свыше 10 миллиардов рублей. Где их взять, пока неизвестно.
– Поищут и, думаю, найдут, – сказал Путин. Все, разумеется, поверили.
Завод из позапрошлого века
В ходе визита Владимир Путин назначил своим доверенным лицом на будущих президентских выборах директора тверского вагонзавода Андрея Соловья. В связи с этим неплохо бы понять, что это за завод такой, на который Путин уже третий раз приезжает.
Наши руководители, президенты, губернаторы, мэры по-прежнему живут в советской парадигме, в их сознании закреплен архетип «градообразующего предприятия». Этакий заводище, на котором работает весь город, который занимает огромную территорию, по гудку которого все сверяют часы. Когда-то тверской вагонзавод был именно таким – там работало 10 тысяч человек (для сравнения: в то же время на ярославском «Автодизеле» работало 23 тысячи человек). Естественно, если какая инициатива партии и правительства, то на подобном заводище поддержка коллектива выглядит особенно эффектно. Недаром Путин объявил о своем решении баллотироваться в президенты на ГАЗе в Нижнем Новгороде. То есть налицо отражение той самой устаревшей советской парадигмы.
Сегодня современный завод выглядит совсем по-другому. Это небольшое высокотехнологичное предприятие, работающее в тесной кооперации с другими. Коллектив 100–200 человек – оптимальная численность. Кстати, в Твери есть такие предприятия.
Тверской вагонзавод создавался франко-бельгийским бизнесом в конце XIX века. Будущим летом он отметит свое 120-летие. Завод по-прежнему остается предприятием того индустриального века. То есть все, от литья до мебели для вагонов, делается на территории завода. Поскольку специализация отсутствует, ко всему есть нарекания. И больше всего в последние несколько лет нареканий к менеджменту.
Кстати, ТВЗ уже давно перестал быть тверским: его основной акционер – «Трансмашхолдинг» – зарегистрирован в Москве.
Плацкартный вагон как вечная ценность
Помню, как несколько лет назад, во время очередного посещения предприятия, мне рассказали, что на нашем вагонзаводе разработан плацкартный вагон из нержавейки, который прослужит на 50 лет дольше обычного. Я спросила:
– Зачем? Вам надо переходить на создание высокоскоростных поездов, зачем мы «Сапсаны» у «Сименса» закупаем? Ну кому в конце XXI века понадобится плацкартный вагон образца 1960-х годов?
– Вы ничего не понимаете. «Сименс» – это сборочное производство, ему далеко до наших технологий. А плацкартный вагон – это вечная ценность, вагоны 1960-х годов до сих пор по нашим дорогам бегают. Будут из нержавейки – станут еще краше.
А чего стоит история памятника-паровоза, стоящего неподалеку от вагонзавода. Оказывается, все в тех же 1960-х тверские вагоностроители спроектировали реактивный паровоз. Но оказалось, что это паровоз Судного дня, использовать его можно, только когда Армагеддон уже состоялся. Ибо, следуя по железной дороге, он выжигает все вокруг километров на двадцать и разрушает за собой пути. Долгое время опытный образец (а они его даже испытывали!) стоял на территории, потом его перенесли в город. Теперь это чудо-юдо считается памятником научно-технической мысли советских инженеров.
Как китайцы и казахи Тверь перегнали
Что касается современной продукции завода, к ней очень много вопросов. Например, в знаменитых двухэтажных вагонах меня как-то поразила удивительная система кондиционирования воздуха. Если кто-то сходит в туалет, об этом становится известно всем пассажирам. Кондиционеры гонят запах по купе, а проводники извиняются: мол, мы тут ни при чем, это конструктивная недоработка. А полочкой для книг-шапок, открывающейся и закрывающейся со страшной силой, я как-то разбила себе нос.
Опять же есть вагоны качественные, где всего этого не случается. Но неумение поддерживать стабильно качество продукции – отличительная черта наших производителей.
Низкопольные трамваи «Сити-стар» в Твери развалились и убыли на ремонт. Те, кому довелось на них работать, жаловались на крайние неудобства для водителя. Якобы в трамваях, которые показывали Путину, первоначальные недостатки исправлены, и они достаточно успешно эксплуатируются в Москве. Впрочем, об успешности эксплуатации надо спрашивать московских вагоновожатых. Помните, в былые времена каждый новый трамвай проходил длительную обкатку? А видели ли вы на нынешних тверских дорогах трамваи с надписью «Обкатка»?
При тверском вагонзаводе есть НИИ вагоностроения. Когда-то, лет 10 назад, я брала интервью у его тогдашнего директора. Руководство НИИ было убеждено, что рынок Казахстана и Средней Азии всегда будет за тверскими вагонами.
– Вагон – это такое сложное техническое сооружение, что китайцам его не сделать!
Прошло 10 лет. Китай не стал делать вагоны, устаревшие еще в ХХ веке: у них сейчас самая большая в мире сеть высокоскоростных железных дорог. Казахстан совместно с испанцами построил в Астане вагонзавод и тоже выпускает свои высокоскоростные поезда.
А наш вагонзавод радуется заказам на вагоны для перевозки зэков. Это же его исконная продукция, слегка модифицированный столыпинский вагон! «Сапсаны» же и «Ласточки» Россия закупает в Германии.
***
Мне, конечно, обидно. На тверском вагонзаводе работала моя бабушка, начинал работать инженером после калининского политеха мой отец, трудился рабочим дядя. Но ТВЗ в нынешнем виде – дорогостоящий анахронизм. Хотя перед выборами у нас анахронизмы востребованы…
Мария Орлова