18 марта в России состоятся выборы президента страны. А на данный момент кандидатам не от парламентских партий необходимо собрать определенное количество подписей избирателей, чтобы получить доступ к предвыборной гонке. Подписная лихорадка охватила также и Тверь. В крупных торговых центрах можно увидеть стойки, где ведется сбор. Работники штабов, начиная от молодежи и заканчивая пенсионерами, предлагают поддержать своего кандидата прямо на улице. Сборщики звонят нам в квартиры, присылают СМС, клеят листовки, а агитаторы за Владимира Путина используют еще и правительственные СМИ. О том, как агитируют за кандидатов в Твери, узнавал корреспондент «Караван+Я», ради эксперимента поставивший подписи за всех.
Агитаторы за Путина и Собчак фотографируются вместе?
Торговый центр «Олимп» был одной из пяти точек, где работали сборщики подписей за участие самовыдвиженца Владимира Владимировича Путина. В самом оживленном месте стояла информационная стойка с лозунгом «Сильный президент – сильная Россия». Рядом несколько молодых людей в соответствующих футболках, одетых поверх курток, с улыбкой беседовали с прохожими.
Сунув одному из ребят паспорт, бабушка засыпала их вопросами:
– А где штаб-то у вас находится?
– Самого помещения пока нет. Вот работаем на местах.
– А кто у вас штаб возглавляет?
– Мы не знаем.
– И чего, много подходят-то?
– Достаточно.
Я помогла бабушке провести «допрос». Паренек высокого роста, совсем еще молодой с виду, затараторил:
– Изначально мы предполагали, что придется людей как-то подзывать, информировать, но они сами, видя надпись «Путин», подходят и дают паспорта. Особенно помогла огласка в СМИ. Люди прямо специально приезжали, искали торговый центр. Бывают и интересные «кадры». Хотя ярых из «навальнят» мы тут ни одних не встречали, изредка попадаются и противники, которые спешат высказать свое мнение. А вот со сборщиками за Собчак встречались недавно, они рядом с нами собирали. Ребята долго на нас смотрели, потом подошли, представились, попросили сфотографироваться с нами, чтобы показать всю дружественность происходящего.
В целом все проходит спокойно. Сколько осталось собрать подписей, точно сказать не могу, но нужно 7,5 тысячи. В том, что мы справимся, я не сомневаюсь, но важно все тщательно перепроверять и не допускать ошибок. Чтобы этого избежать, мы проходили обучение. Вот, например, смотрите – молодой человек указал на графу «Дата», – тут вы должны заполнить сами, или ваша подпись пойдет на выброс. Мы пишем только основные данные – ФИО, возраст, адрес.
Пока я делала снимки, моим занятием заинтересовались несколько мужчин среднего возраста.
– Тоже из этих? Что, для отчетности фотки, а то отругают?
В штабе Явлинского не паникуют
С председателем тверского «Яблока» Александром Сорокиным, который сам активно собирает подписи среди своих знакомых за участие в выборах Григория Явлинского, я связалась по телефону.
– Сбор подписей проходит успешно, – заверил Александр Сергеевич. – На 11 января осталось собрать примерно 700 подписей. Кстати, кто хочет помочь, у того еще есть возможность. Сбор проходит как силами сборщиков, которые занимаются этим на возмездной основе, так и идейных граждан. Среди сборщиков есть и молодежь, которая хочет заработать честным трудом. За каждую собранную подпись мы платим 100 рублей. Также любой желающий может прийти к нам в офис, который находится в Твери, на улице Жигарева, 7, и оставить свою подпись.
Сборщикам обязательно нужно пройти обучение, чтобы было меньше ошибок. Но в любом случае все мы люди, всем свойственно ошибаться, поэтому примерно 15–20% подписей у нас не проходят из-за неправильного оформления. Одна из распространенных ошибок – это когда в графе «Дата» ставят, например, «9.01» вместо «09.01». В этом случае подпись уже не проходит, самому не исправить, потому что число обязательно должен вписывать гражданин самостоятельно.
Также мы проверяем подлинность в силу своей компетенции. К сожалению, через наш сектор, бывает, проходят и неподлинные данные – указан неактуальный адрес, просрочен паспорт и т.п. В таком случае нам звонят из Москвы, грозят пальцем. Там все проверяется досконально. В общем, есть много всяких мелочей, которые стоит учитывать.
На предложения наших сборщиков люди откликаются охотно. Слава богу, у нас с этим нет проблем. Сбор проходит в штатном режиме, партийное задание, уверен, выполним. Без паники.
За Бориса Титова все уже собрано
Как сообщил координатор партии «РОСТА» от Тверской области Игорь Алексеев, со своей задачей они справились. Подписи за Бориса Титова собраны:
– У нас стояла задача собрать 2,5 тысячи подписей, и мы с ней справились. Собирали в основном по Твери и Бежецку, также частично в Кашинском районе. Сборщики были идейными, в основном работали бесплатно. Использовали все возможные методы – ходили по предприятиям, домам, организовывали одиночные пикеты на улице. Также можно было оставить свою подпись на проспекте Чайковского, 28/2, офис 823. Сложность только в том, что узнаваемость Бориса Юрьевича не очень высокая, поэтому сначала, как правило, приходилось объяснять, что он из себя представляет. Люди реагировали адекватно, дружелюбно. А почему бы нет? Мы же не против власти, мы за нее, просто за экономические изменения.
Собчак поддерживают молодежь и пенсионеры
Чтобы узнать, как идут дела у сторонников Ксении Собчак, я решила приехать в штаб лично. Кстати, двери штаба не закрывались даже в новогодние праздники, ребята трудились до 10 вечера ежедневно. Тем, у кого не было возможности посетить штаб лично, можно было даже позвонить по телефону и пригласить сборщиков подписей к себе.
В штабе я застала координатора Алину Проворову.
– Самое главное – ошибок не допустить, – строго заверила девушка, показывая на подписной листок. – Вот смотрите, за эти границы заходить нельзя. Эту часть я заполняю, а дату и подпись вы уже ставите лично.
То ли от волнения, то ли от дурацкой привычки отвлекаться в самый неподходящий момент в графе «Дата» я допустила ошибку, неверно указав цифру. Не растерявшись, я рисую нужное число поверх ошибки.
– Так не годится, – вздохнула Алина, – это сразу на выброс.
Дубль второй оказался более удачным, и моя подпись присоединилась к стопке остальных.
– И часто такие, как я, встречаются?
– Ой, да не без этого. Хуже, когда сборщики не обращают внимания на «косяки» и приносят в штаб. Уже ничего не сделаешь, приходится выкидывать.
– А как подлинность проверяете?
– Вообще, с этим все строго. Дату сборщик не должен проставлять. Она заполняется тем, кто ставит подпись. Но среди сборщиков порой встречаются хитрецы. Для этого у нас есть свои методы проверки. Например, я обращаю внимание на пятерки. По ним легче всего определить, кто заполнял. Смотрим на наклон, почерк. Потом все проверяют графологи. Их точно не обведешь вокруг пальца.
– Охотно ли люди ставят подписи за Ксению?
– По-разному. Большинство за Путина, конечно.
– Молодежь или пенсионеры больше идут на контакт?
– Да и те и другие. У нас среди сборщиков большой контраст возрастов – молодежь, люди среднего возраста, пенсионеры.
– Сколько осталось еще подписей собрать?
– Ой, не могу сказать точно.
– Ну, вы успеете?
– Да, в этом не сомневаюсь.
Дашун Самарина