Захоронение больного скота в сосновом лесу рядом с поселком Энергетик и деревней Вахромеево в Конаковском районе не дает покоя местным жителям на протяжении многих лет. Несмотря на то, что скотомогильник огорожен сетчатым забором с устрашающими табличками и имеет ветеринарно-санитарную карточку, он не состоит на кадастровом учете. Участок земли 99-го квартала Вяземского участкового лесничества ГКУ «Тверское лесничество» вместе со смертельным бонусом в любой момент может оказаться в аренде у частных застройщиков. Прецедент уже был, и мы его подробно описывали («Сибирская язва из Конакова», «Эпидемия начнется с Конакова»).
По словам депутата заксобрания Тверской области Артема Гончарова, именно отчаянная борьба общественности против строительства базы отдыха в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника в Конаковском районе и письменная «бомбежка» всевозможных инстанций заставила чиновников обратить внимание на проблему учета и регистрации скотомогильников. В конце декабря 2017 года состоялось заседание постоянного комитета заксобрания Тверской области по аграрной политике и природопользованию, на котором, в общем-то, решался вопрос о постановке на кадастровый учет опасных захоронений и создании профильной рабочей группы.
«Уткнулся лопатой в коровью кость – беги что есть силы»
Заседание комитета вел Александр Кушнарев, возглавлявший Удомельский район с 1996 по 2008 год. Кушнарев рассказал, что только в период его правления было обнаружено по меньшей мере восемь скотомогильников. Нынешние удомельские управленцы этот вопрос забросили. А вообще, в Тверской области известно как минимум о 145 скотомогильниках. Но неофициальных и, более того, доселе неизвестных захоронений в нашем регионе порядка 2000. Многие кладбища крупного рогатого скота сокрыты от нас землей, травой и деревьями. Как говорит один знакомый черный копатель, «уткнулся лопатой в коровью кость – беги что есть силы». Споры сибирской язвы весьма живучи и могут храниться в земле более ста лет. Какая там радиация.
Больной скот укладывали в моровые ямы при царе, при коммунистах и в лихие 90-е. И большинство этих захоронений никак не обозначены на картах. Иначе как объяснишь постоянное появление в федеральных СМИ информации о новых и новых «кладах» то в Бурятии, то в Якутии, то в Башкортостане, то в Татарстане, то в Воронежской области. К слову сказать, Тверская область находится также в топе рейтинга сибирской язвы. «Саркофаг Немцова», «Смертельные берега Московского моря» или «Московская элита обустроила райский уголок на землях, зараженных сибирской язвой»… Такие словосочетания и заголовки можно было встретить в федеральных газетах еще в 2008 году.
Шумиха вокруг Конаковского района, а именно села Свердлово, возникла уже тогда, а все потому, что там велись активные работы по продаже зараженной земли и застройке береговой линии Иваньковского водохранилища, и, видимо, строители натыкались на нелегальные захоронения скота либо на официальные биотермические ямы. К слову сказать, биотермические ямы села Свердлово находятся не только на территории населенного пункта, но и фактически на берегу водохранилища, т.е. с нарушением всех современных санитарных требований, ни о каких 1000 метров там и речи нет. Любое неверное движение, и «священный огонь» (так называли болезнь античные ученые) может сжечь почти все население Москвы. В связи с этим есть основания полагать, что скотомогильники существуют не только на берегах Московского моря, но и под водой – вокруг затопленных деревень. Существует еще одна версия, что во времена СССР военные все же обладали информацией обо всех известных и неизвестных скотомогильниках. Была даже карта всех захоронений, но с падением Союза рассеялись люди, а с ними затерялась и карта.
Однако не одним Конаковским районом единым. В 2013 году природоохранная прокуратура обнаружила в Калязинском, Кашинском, Калининском, Кимрском, Лесном, Максатихинском и Торжокском районах 12 скотомогильников, обустроенных с нарушением ветеринарно-санитарных требований. Конечно, такой эпидемии, как в Ямало-Ненецком автономном округе, в Тверской области не было, но это не повод недооценивать смертельную опасность.
Чиновники не берут на себя ответственность
Помимо депутатов Заксобрания, в дискуссии участвовали и представители регионального правительства, Роспотребнадзора, Государственной инспекции по ветеринарии в Тверской области, Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, Росреестра. Все ведомства признали региональные власти ответственными за регистрацию сибиреязвенных скотомогильников в Росреестре.
Областное правительство должно поставить биотермические ямы на кадастровый учет за счет собственных средств и не скидывать полномочия на муниципальные образования, прикрываясь пунктом 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N№ 13-7-2/469. Тем более что другие субъекты РФ активно занимаются картографической легализацией смертельно опасных захоронений, например, Республика Бурятия потратила на кадастровый учет 129 скотомогильников порядка 2 млн рублей.
Правда, загвоздка состоит в том, что пока правительство Тверской области не признало себя ответственным в этом вопросе. И похоже, что переговоры с Росреестром и контролирующими органами затянутся надолго. Тем не менее, Заксобрание отправит официальную бумагу в правительство, чтобы еще раз попытаться донести свою позицию до Игоря Рудени.
На сегодняшний день содержание захоронений в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями стоит порядка 28 миллионов рублей в год. Но как и на что расходуются эти средства, не совсем понятно. На заседании комитета по аграрной политике и природопользованию озвучили стоимость постановки биотермических ям на кадастровый учет. Для области 400 тысяч рублей – смешная сумма, а ведь регистрация таких опасных «кладов» в Росреестре может оградить население от потенциальной трагедии. По сути, ежегодно выделяемые из казны десятки миллионов рублей никак не работают. Возможно, это некая коррупционная схема, а возможно, корень зла в банальном разгильдяйстве областных чиновников. Попытки зарегистрировать известные на сегодняшний день скотомогильники в Росреестре предпринимались еще при Шевелеве, но все ограничилось лишь очередным постановлением и новой строкой расходов в бюджете Тверской области.
Инвестиции и экология
Вместе с тем от неучтенных на публичной кадастровой карте скотомогильников страдает не только экология, но и инвестиционные проекты. Наверняка многие из читателей знают об истории обманутых дольщиков СК «Социальная инициатива». Решить проблему людей вызвалась ГК «Иллидиум». Застройщик получил участок в Заволжском районе города Твери, но на нем оказалась биотермическая яма, процесс серьезно затормозился, и люди не могут получить ни денег, ни новых квартир. Представители Роспотребнадзора отмечали, что многие инвестиционные проекты в Тверской области завершались, по сути, не успев начаться как раз таки из-за неучтенных в Росреестре захоронений скота.
P.S. Все эти факты еще раз подтверждают, что санитарная обстановка в Тверской области по-прежнему остается весьма напряженной. Региональное правительство не приняло стратегии борьбы со всеми очагами инфекции, и они фактически остаются без необходимого учета и контроля. По мнению властей, рассказы местных жителей запутанны, а постановка уже известных скотомогильников на кадастровый учет и исследовательские работы по поиску новых захоронений зараженного сибирской язвой скота весьма дороги. Но жизни людей все же дороже, ведь в любой момент может случиться ЧП. «Караван» следит за развитием событий.
Павел Кириллов