Москва отберет тверские маршруты? Нерентабельные транспортные сообщения между муниципалитетами в Тверской области могут исчезнуть

16.01.2018, 15:45

Продолжаются эксперименты с общественным транспортом в Тверской области. Теперь из-за выхода на арену московских компаний, которые, по-видимому, допускаются на рынок без конкурса, могут пострадать тверские перевозчики и, соответственно, исчезнут многие социально значимые маршруты в отдаленных районах. «Караван+Я» разбирался в ситуации.

В 2018 году по территории Тверской области планируют запустить несколько межсубъектных маршрутов. Рейсы будут отправляться из Москвы, а в регионе полностью продублируют уже существующие межмуниципальные маршруты. По мнению ряда тверских перевозчиков, это приведет к серьезному перераспределению пассажиропотоков и заставит предпринимателей отказаться от работы на некоторых популярных в настоящее время межмуниципальных маршрутах.

Информация об открытии межсубъектных направлений, среди которых маршруты из Москвы в Красный Холм, Максатиху, Старицу, Ржев, Осташков и Великие Луки, опубликована на сайте Министерства транспорта РФ. Согласно этим данным, обслуживать направления будут несколько предприятий из Москвы. В настоящее время для утверждения маршрутной сети необходимо мнение регионального минтранса. Ведомство пока не озвучило свою позицию, однако региональные перевозчики уже обеспокоены возможными последствиями и обратились к министру транспорта и в областную прокуратуру.

Как рассказал индивидуальный предприниматель Сергей Барабанов, который сейчас обслуживает регулярные маршруты Бежецк – Тверь, Тверь – Бежецк, причин для беспокойства у перевозчиков несколько. Так, многие рейсы московских предпринимателей будут отправляться за 5–10 минут перед существующими регулярными рейсами. Это, полагает перевозчик, приведет к гонке за пассажирами и может отразиться на безопасности перевозок. Помимо этого из-за перераспределения пассажиропотоков ощутимо снизится рентабельность работы, что приведет к убыткам и невозможности обслуживать маршруты.

– Частные предприниматели, выходя на маршрут, рассчитывают рентабельность услуг, так как берут на себя кредитные обязательства. Мы, например, покупали новые автобусы, сейчас платим за них, но если доходность маршрута упадет, с кредитами будет не расплатиться, – рассказал Барабанов.

В других районах ситуация может сложиться иначе – закроются не только междугородние, но социально значимые пригородные маршруты. Так может произойти в Кашинском районе, где в настоящее время перевозку по пригородным и городским маршрутам осуществляет ООО «Экипаж». Эти рейсы считаются заведомо убыточными, но необходимыми для обеспечения транспортной доступности в районе. В связи с этим затраты перевозчика компенсируются выплатами из бюджета, однако объем выплат недостаточен для покрытия убытков, поэтому расходы во многом удается компенсировать лишь за счет работы на межмуниципальных и межсубъектных маршрутах. Если на этих направлениях произойдет перераспределение пассажиропотока, то региональный перевозчик будет вынужден прекратить работу не только на них, но и отказаться от обслуживания социально значимых маршрутов, так как эта работа окажется убыточной.

В Тверском автотранспортном союзе (НП «ТАС») обращают внимание на тот факт, что московские перевозчики приступят к обслуживанию межрегиональных маршрутов без конкурсных процедур, что может свидетельствовать о возможном наличии коррупционной составляющей.

– Отсутствие в федеральном законе информации о конкурсных процедурах – это не только пробел в законодательстве, но и возможность для уполномоченных органов субъектов РФ допускать к обслуживанию межрегиональных маршрутов любую транспортную организацию без учета мнения органов власти соседнего региона. По моему мнению, в нашей ситуации ущемляются права тверских перевозчиков, в том числе право на обслуживание вновь открываемых межрегиональных маршрутов, соединяющих Тверскую область со столицей. При таких условиях возможно развитие ситуации, когда московские перевозчики вытеснят с региональных маршрутов тверских коллег, а после смогут диктовать свои условия, так как не будут иметь никаких обязательств ни перед жителями области, ни перед региональными органами власти, – заявил исполнительный директор НП «ТАС» Владимир Густов, подчеркнув, что перевозчики смогут самостоятельно изменять стоимость поездки и график движения.

В некоммерческом партнерстве полагают, что власти должны прислушаться к обращениям перевозчиков, так как убыточность наиболее популярных междугородних маршрутов может уничтожить около десяти транспортных предприятий и поставить под угрозу транспортную доступность в ключевых городах области.

Ирина Смирнова

14 0
Лента новостей
Прокрутить вверх