Прошлая неделя в Тверской области прошла под знаком крещенских купаний. В этот раз в наши территориальные воды решил погрузиться сам президент России Владимир Владимирович Путин. И как бы в продолжение этого эпохального события в Твери произошло новое крупномасштабное отключение тепла и горячей воды. Мол, не нужно им тепло, раз они в проруби ныряют.
«В больших сапогах, в полушубке овчинном…»
Первая информация о том, что в Нило-Столобенскую пустынь на Селигере в ночь на Крещение прибудет некий высокий гость, прошла на только-только появившейся странице в «Фейсбуке» главы Осташковского городского округа Алексея Титова (кстати, непонятно, Титов ли ведет эту страницу – уж больно наивно по стилю).
«Неужели Путин за одну неделю два раза посетит Тверскую область?» – удивились посетители соцсети. И действительно, это был он: в больших сапогах (белых валенках с российским гербом), в овчинном полушубке…
Перед тем как окунуться в селигерскую прорубь, Путин провел короткую встречу с губернатором Тверской области Игорем Руденей и отстоял службу в Ниловой пустыни, приложившись к мощам преподобного Нила.
Во время встречи с губернатором обсуждался многострадальный Западный мост в Твери – тот самый, что никак не могут построить с 70-х годов ХХ века, – а также участие Тверской области в программе по сохранению экологии Волги и участие Торжка и Вышнего Волочка в федеральной программе по сохранению культурного наследия. Не беремся пророчествовать о том, построят ли Западный мост, ибо тайна сия великая. Насколько мы поняли из разговора Путина с Руденей во время посещения тверского вагонзавода за неделю до того, денег на него не запланировано, но их будут искать. То есть до выборов президента надежда обрести мост у жителей Твери еще должна оставаться.
А вот фотографии с монастырской службы заставили охнуть и вздрогнуть все духовенство Тверской области и осведомленных мирян. Служил и освящал крещенскую иордань иеромонах Иаков (Степкин). Постоянные читатели нашей газеты помнят скандалы, связанные с этим самым отцом Иаковом, когда тот был наместником тверского храма Трех Исповедников. Не хотим сейчас поднимать всю эту грязь (желающие узнать поподробнее могут задать поиск в интернете, набрав в «Яндексе» вышеупомянутые имя и фамилию). Скажем лишь, что в Нилову пустынь о. Иаков был послан на исправление. Однако он сумел понравиться тамошнему архимандриту Аркадию (Губанову), и теперь этот «боримый многими страстьми» инок назначен благочинным, то есть надзирающим, над всеми монастырями Тверской епархии.
Летом, во время визита в Нилову пустынь патриарха Кирилла, именно Иакову (Степкину) было поручено говорить проповедь. Патриарх, который знал этого человека еще по Смоленской епархии, по свидетельству очевидцев, был раздосадован и отчасти из-за лицезрения Степкина сократил свое пребывание на Селигере до минимума. Однако реакция патриарха не остановила Степкина и Губанова. Теперь они решили подставить президента, причем во время избирательной кампании.
Путину-то вид Степкина ни о чем не говорит – поп да и поп. Но соответствующие службы могли бы и проверить, что за человек освящает прорубь, в которую вот-вот нырнет президент! В Тверской области много достойных священников и монахов. В Нило-Столобенской пустыни они, конечно же, тоже есть. Зачем же было выпускать к президенту человека с такой скандальной репутацией? Мы живем в эпоху, когда все стали прозрачными, и разные неблаговидные вещи очень тяжело скрывать. Тем, кто хочет делать карьеру, не важно, светскую или духовную, надо беречь честь смолоду и ни в чем себя не пачкать. Интернет запоминает все и сохраняет на века.
Спасо-Преображенский собор: «проект года» и его подоплека
Теперь прошел слух, что после явления под светлые президентские очи иеромонаха Иакова (Степкина) прочат в настоятели строящегося Спасо-Преображенского собора.
В принципе, пока Спасо-Преображенский собор – такая же городская легенда, как Западный мост. Губернатор Игорь Руденя говорит, что главная святыня Твери, разрушенная в 1930-е годы, будет воссоздана в этом году, к 800-летию гибели святого благоверного князя Михаила Тверского (мощи святого покровителя Твери находились в соборе до разрушения и потом пропали неизвестно куда). Верится в это с трудом, хотя все соседние областные центры, где были разрушены главные городские храмы, уже давно их восстановили.
Долгое время, несмотря на многочисленные совещания у губернатора, строительство собора не продвигалось никак – все застыло на том же уровне, на котором было два года назад. Сейчас губернатор нашел выход: к строительству привлекли компанию известного тверского девелопера Павла Парамонова. Павел Александрович – человек амбициозный, ему чрезвычайно лестно доверие губернатора, и этот ресурс пока хорошо работает. Но до этого его компания строила лишь жилые дома, осуществляя коммерческие проекты. Специфику работы «во славу Божию» они мало представляют, поэтому будем с интересом наблюдать, чем все это закончится. Пока что строители рассчитывают на «стабильное финансирование» и оценивают объем работ в полмиллиарда рублей. Откуда возьмутся деньги, еще неизвестно.
Как бы то ни было, строительство сдвинулось с мертвой точки, и это хорошо. А уж дальше пусть губернатор, Парамонов и Тверская митрополия как-то сами разбираются – чай, все взрослые люди.
В Золотое кольцо пока не попадаем
Мы упомянули, что губернатор Игорь Руденя перед крещенским купанием обсуждал с президентом Владимиром Путиным участие Торжка и Вышнего Волочка в федеральной программе по сохранению культурного наследия. Дело важное и хорошее, однако что-то нам подсказывает, что не президент занимается такими мелкими, в масштабах мировой политики, вещами. Тут нужна кропотливая работа на уровне министерств, федеральных и региональных.
Тверская область уже года два как провозгласила курс на развитие туризма как сферы экономики, где можно быстро показать хороший результат. Однако на прошлой неделе выяснилось, что для этого по-прежнему мало что предпринимается.
Министерство культуры РФ объявило сбор заявок от городов-претендентов на вхождение в туристический маршрут «Золотое кольцо России», сообщила журналистам во вторник заместитель министра культуры РФ Алла Манилова.
– Минкультуры с 22 января начало сбор заявок от городов, которые хотят войти в туристический маршрут «Золотое кольцо России». На сегодняшний день очень многие города желают вступить в этот союз. В среднем будет приниматься один город в год, – сказала Манилова.
Ни один город Тверской области заявку пока не подал. Хотя те же Торжок и Вышний Волочек подходят по всем параметрам. Для того чтобы попасть в Золотое кольцо, в городах должны быть, в частности, объекты культурного наследия, православные объекты, музеи, народные ремесла. Кроме того, город должен быть благоустроен (в нем должны быть парки, туристические маршруты, театры, кинозалы, отели всех уровней, меню на разных языках и т.д.), а также развито качественное транспортное сообщение.
Впрочем, возможно, заявку подать еще непоздно. Если вдруг региональное министерство туризма не в курсе, так мы подсказываем.
«Тверская генерация»: новый прорыв
И, наконец, о тепле и горячей воде, которые покинули большую часть тверских квартир в минувшее воскресенье. Собственно, к авариям на теплосетях жители Твери уже привыкли. То, что года три-четыре назад было сенсацией и попадало в выпуски федеральных новостей, сегодня уже обыденность. Однако таких масштабных катастроф не было давно. Прорыв произошел на магистральном трубопроводе на Соминке, на улице Дачной, и без тепла остались все дома города, получающие его от ТЭЦ-3. Ночью на место прорыва приехал губернатор с главой Твери Алексеем Огоньковым.
Следственный комитет начал проверку, но до сих пор неясно, какое количество жителей города пострадало в результате этого прорыва. Такое впечатление, что данные не то чтобы засекречены – сами чиновники не хотят их знать и стараются закрывать на них глаза. В официальных пресс-релизах идет речь о ближнем Заволжье, но без тепла и горячей воды сидели в Юности, а также в центре Твери.
Вот что сообщает один из пострадавших Денис Кузнецов, корреспондент «Российской газеты» по Тверской области:
– «Тверская генерация» отчиталась о завершении ремонтных работ на улице Дачной, а администрация Твери посоветовала всем, у кого нет (или недостаточные) отопления и ГВС, звонить – мол, мы их всех предупреждали, что они должны будут обеспечить наладочно-регулировочные работы.
Звоню в УК. «От нас ничего не зависит – мы не можем отрегулировать того, чего пока еще нет», – сказали там. И привели в качестве примера один из домов на улице Оборонной: входное давление 6.1, выходное – 6.1. Иначе говоря, там нет перепада давления, в результате вода в трубах стоит, а не движется под воздействием нагрева. «Как только тепло пойдет, мы отрегулируем, а пока все стоит», – говорят в УК. То есть, по версии УК, «Тверская генерация» и администрация как минимум отводят от себя гнев замерзшего населения, а как максимум – лгут. Ведь нагрева, достаточного для регулировки внутридомовых систем, нет.
Повторю то, что сказали еще вчера: официальные цифры пострадавших в результате этой аварии сильно занижены. Например, в 15 многоквартирных домах в Юности, которая официально вообще не попала под отключение, сейчас нет ни отопления, ни ГВС. И городские власти, и «Тверская генерация», и правительство Тверской области, конечно же, знают об этом. Знают! Но всячески избегают сие «подчеркивать и обозначать». А то и вовсе замалчивают.
Причина, надеюсь, вам ясна?
Газовые долги опять растут?
Для только что назначенного нового руководителя «Тверской генерации» Алексея Кузьмина случившееся стало «боевым крещением». Говорят, что г-н Кузьмин, опытный руководитель теплоэнергетических предприятий, прислан из Москвы представлять интересы «Газпрома».
Напомним, ликвидация многомиллиардного долга Тверской области перед газовиками была основным мотивом назначения на пост губернатора Тверской области Игоря Михайловича Рудени. Протекцию ему составил председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков. Позже новый руководитель Тверской области провел с руководством «Газпрома» переговоры о том, что газовики возобновляют газификацию Тверской области (крайне низкую, мы не дотягиваем даже до уровня соседней Смоленской области). Долги было решено реструктуризировать, нам разрешили начать гасить их частями и с отсрочкой, при условии стопроцентных текущих платежей. Но, насколько мы знаем, газовые долги опять начали накапливаться. И достигнутая договоренность, таким образом, может нарушиться.
Зубков – фигура политическая. Те, кто в «Газпроме» занимается реальным бизнесом, составляют другое крыло этого гигантского холдинга. Политические мотивы их не волнуют, им главное – своевременные платежи. Насколько мы знаем, руководитель ООО «Газпром Межрегионгаз Тверь» Сергей Тарасов подал на банкротство «Тверской генерации». Губернатор может сколько угодно давить на него, но у Тарасова есть свое начальство, и он выполняет его распоряжения.
В общем, новому руководителю «Тверской генерации» предстоит найти выход из создавшегося трудного положения, при том что помогать ему никто особенно не будет. Реконструировать доставшуюся от советского времени нелепую систему теплоснабжения Твери, в которой тепло и горячая вода с ТЭЦ-3 на Соминке доставляются на другой конец города, можно только общими усилиями, командной работой. А с этим у Игоря Михайловича Рудени, уж извините, туго. Губернатор нервничает, городские власти бездействуют, профильные чиновники не хотят подставляться под начальственный гнев.
А крайние, как всегда, жители. Те самые, что обречены мерзнуть в своих квартирах.
Мария ОРЛОВА