Каменное лицо города. Как появились загадочные скульптуры на бульваре Радищева в Твери и кому они мешают

23.01.2018, 14:29

На бульвар Радищева после проведенного ремонта вернулись причудливые скульптуры. Многие из подобных им до сих пор красуются в разных местах Твери с тех самых пор, как их установили изначально. И хотя жители города к ним уже, в общем-то, привыкли, отношение к этим творениям рук человеческих у людей неоднозначное. У одних они вызывают улыбку, у других недоумение, у третьих возмущение. Но при этом всех без исключения разбирает любопытство, и каждый при виде этих скульптур задается вопросом: «А что на них изображено?». Как бы там ни было, не вдаваясь в оценку их в плане эстетичности или выразительности (пусть это делают профессиональные эксперты), все же следует признать, что такие скульптуры оживляют пейзаж того места, где они находятся. И, естественно, привлекают к себе внимание.

Скульптуры из гранита и мрамора – подарок городу

Об истории появления скульптур в Твери корреспонденту «Каравана» рассказала Татьяна Погодина, скульптор, член Тверского областного отделения Всероссийской творческой организации «Союз художников России»:

– В 1989 году в Калинине прошел первый симпозиум скульпторов. Помимо местных скульпторов в его работе приняли участие представители из Прибалтики, Армении, с Украины, из Москвы и Ленинграда. Москвичи предложили сделать скульптуры для нашего города. Выбранный материал – гранит и мрамор. Каждый автор делал по одной скульптуре и дарил ее городу. Скульпторы работали в течение трех летних месяцев. Жили они в Доме отдыха «Дорожник», расположенного за Эммаусом. Скульпторам выделили в помощь рабочих. Камень привезли из подмосковной Сходни. Свою скульптуру из мрамора я назвала «Дремлющий ветер».

Всего, по словам Татьяны Погодиной, было сделано 16 скульптур. Их установили в разных уголках города: на улице Советской, на набережной Афанасия Никитина, на бульваре Радищева, на проспекте Чайковского, перед гостиницей «Волга», на улице Хромова, в поселке Сахарово, возле сельхозакадемии. Многие до сих пор стоят на прежних местах. Однако случались и перестановки. Так, в связи с ремонтом на бульваре Радищева скульптуры переставили с одного места на другое. Были и другие случаи.    

Одну скульптуру покрасили белой краской, и она потеряла свою привлекательность, стала, по словам Т. Погодиной, «неинтересной». Ее убрали.   

Наибольшее число скульптур сейчас сосредоточено на бульваре Радищева, точнее на его участке от пересечения бульвара с Тверским проспектом и до пересечения со Свободным переулком.

Вот первая скульптура. Человек с каким-то инструментом вроде дудочки. «Мелодия» – так, кажется, называется эта работа.

Зато забавную лягушку можно рассмотреть вполне отчетливо. Так же, впрочем, как и женщину, находящуюся в интересном положении.

Две следующие фигуры даже трудно опознать. Рыбьи или русалочьи хвосты? Или что-то другое? Мне подсказали, что на самом деле это некая аллегория. Но разве догадаешься сразу?

Далее по ходу движения мы видим изображение обнимающейся пары. «Крепкие объятия» – напрашивается название данной скульптуры. Близко, но не совсем. Как мне пояснили, эта работа называется «Возвращение блудного сына». Надо же! И не подумаешь сразу, что здесь наличествует библейский сюжет. И так почти с каждой скульптурой. Надо включить всю свою фантазию, чтобы угадать, что замыслил и что изобразил в своей работе автор. И не всегда удается правильно распознать идею работы. Но, может быть, именно в этом и изюминка данных скульптур?  Признаем, не всем подобное нравится. Кто-то любит ясность, четкость и определенность.

Может, стоило бы пояснительные таблички возле каждой скульптуры установить? С указанием ее названия, автора и года изготовления. Или хотя бы одну общую табличку сделать с краткими данными о каждой скульптуре из этого цикла. Это неплохо бы сделать, ведь гости и жители города практически ничего не знают о названиях этих скульптур, об их авторах.

Всего на бульвар Радищева вернули семь скульптур.  Почему-то решили их сконцентрировать именно на этой территории, а не расположить, к примеру, равномерно по всему бульвару. Чем руководствовались авторы такой расстановки, непонятно.  

 

Скульптуры могут быть мишенью для вандалов

Недавно в «Фейсбуке» появилась запись о том, что скульптуры после ремонта выглядят гораздо хуже, чем до него. Якобы все вернувшиеся фигуры «измазаны и обляпаны цементом или бетоном», что их чуть ли не изуродовали. Так ли это? Корреспондент «Каравана» решил все увидеть собственными глазами.

Да, при желании можно рассмотреть белые разводы на поверхности некоторых фигур, но каких-то уж очень заляпанных цементом скульптур я не обнаружил. Может, выпавший снежок припорошил и скрыл изъяны? Впрочем, на одной из фигур (обнимающаяся пара) видны крупные надписи зеленой краской. Но это, вероятнее всего, дело рук уличных вандалов.

То, что вандалы в Твери не перевелись, это железный факт. Посмотрите на фасады зданий вдоль оживленных магистралей (и не только), на стенки остановочных павильонов – почти всюду кем-то нанесенные надписи и рисунки. «Достается», к сожалению, и городским скульптурам. Так, в нынешние новогодние праздники на набережной Волги в очередной раз погнули удочку (антивандальную!) рыбаку, а деревянному оленю Айону на Трехсвятской сломали рога (и тоже не в первый раз). Дерзкие нападения происходили ночью, когда по городу бродила подгулявшая публика. Каждый раз рога оперативно приколачивали обратно, но в итоге решили убрать оленя совсем.

В то же время некоторые считают, что вандалы – это в первую очередь чиновники городской администрации, небрежно обошедшиеся со скульптурами и забросившие их на время ремонта на склад «Зеленстроя»…

В Твери немало памятников и скульптур, но должно быть еще больше. Ведь их многообразие делает город привлекательнее как для его жителей, так и для туристов.


«Скульптуры не вписываются в ландшафт»

Ефим Беренштейн, культуролог, преподаватель ТвГУ:

– Начну с цитаты из «Преступления и наказания» Достоевского. Родион Раскольников произносит: «Ко всему человек-подлец привыкает». Так, видимо, и жители Твери обречены привыкать к необычным и аляповатым скульптурным работам. Не буду вдаваться в воспоминания, когда эти скульптуры, которые сейчас находятся на бульваре Радищева и в других местах, были поставлены, и не буду упоминать человека, который был инициатором их установки.

То, что это отвратительно, для меня несомненно. Это абсолютно выбивается из архитектурного облика города. Бессмысленно и непонятно: зачем они стоят здесь, придают ли они хоть какой позитивный шарм городу? Их наличие делает Тверь еще хуже, чем Москву с ее чудовищным памятником Петру I – творения рук Зураба Церетели.

Конечно, сами эти работы можно оценить по-разному, отдельные даже интересны в чем-то, но общее впечатление от них негативное. Тогда надо вокруг них создавать квазиархитектурные объекты. В Англии есть сад Генри Мура, скульптора-авангардиста. Полулежащие фигуры, бронзовые абстракции на фоне ландшафта. Но там скульптуры смотрятся гармонично. Скульптуры Эрнста Неизвестного тоже имеют специфическую эстетику. Где угодно их не поставишь. Главное, чтобы устанавливаемые скульптуры вписывались в облик города. Про скульптуры на бульваре Радищева этого сказать нельзя.

Или вот скульптура на площади Мира. Тоже не ахти какое творение в эстетическом плане, но она, по крайней мере, органична. Или взять скульптуру Михаила Круга на том же бульваре Радищева. Зачем она там, не понимаю. Я всегда был против нее. Она абсолютно не соотносится с общим городским ландшафтом. Все это наводит на мысль, что у нас, вероятно, нет человека или группы людей, которые могли бы подумать об эстетическом лице города, а также о целесообразности установки того или иного скульптурного творения. Те же фигуры, что на бульваре Радищева, и те скульптуры, которые я упомянул, это прыщи на лице нашего города.

Александр АРСЕНОВ

828 0
Лента новостей
Прокрутить вверх