Президентские выборы 18 марта должны будут дать старт новому периоду в российской политике. Новый период – это новые цели, новый экономический сценарий, новые фигуранты. Если после предыдущих выборов Путина персоналии не особо менялись, в этот раз обновляться придется в силу причин поколенческих и технологических.
Не пропустить свой поезд
Попыткой обновить управленческую элиту стала прошедшая в последние два года в ряде регионов замена губернаторов на так называемых молодых технократов с перспективой дальнейшей федеральной карьеры. Руководитель Тверской области Игорь Руденя стоит в ряду губернаторских назначений особняком – не такой уж молодой, не совсем технократ. Но тоже проходит по этой категории.
Год назад мы беседовали о новых губернаторах с известным политологом Екатериной Шульман. И она употребила по отношению к ним интересное сравнение. Эти политики оказались в ситуации транзитных пассажиров в зале ожидания на вокзале. Во вверенных им областях они ждут, когда распустят нынешний кабинет министров и начнут набирать новый (об отставке правительства Дмитрия Медведева слухи ходят уже не первый год). В этом ожидании проходят месяцы и годы.
Когда ты сидишь на вокзале в зале ожидания, ведь что главное? Не упасть со стула, не намусорить вокруг себя. Не стать жертвой воров, которые могут украсть твой чемодан или обчистить карманы. Не подраться с местными хулиганами. Максимально дистанцироваться от вокзальных бомжей, дабы не пропитаться неприятным запахом. Ну и, конечно, самое главное – не пропустить свой поезд.
Подозреваю, что для губернатора Игоря Рудени вокзал так и остается главным местом Твери. Его там часто можно встретить бегущим с «Сапсана» или на «Сапсан». И то, что это важное место, «ворота» региона, так и не облагорожено, о многом говорит. Зачем транзитному пассажиру обживаться на вокзальном стуле? Поезд придет, а ты тут копошишься неизвестно для чего и для кого…
Подтвердятся ли слухи о московском назначении Игоря Рудени
В общем, на прошлой неделе по Тверской области вновь прокатился слух, что в Москве согласовано назначение Игоря Рудени на некую федеральную должность. Вот проведет президентские выборы – и взлетит наш сокол на новый уровень. Якобы в регион подыскивают нового «молодого технократа», и выбор может остановиться на некоем товарище 1982 года рождения.
В пользу достоверности этого слуха говорит то, что Игорь Руденя за десять дней дважды встретился с президентом России Владимиром Путиным, причем оба раза на территории Тверской области, во время официального визита Путина на Тверской вагоностроительный завод и неофициального приезда на Крещение в Нило-Столобенскую пустынь.
Против аргументы тоже имеются. Игорь Руденя – третий по счету губернатор-варяг в нашем регионе. Понятно, он, как и его предшественники, не особо хочет посвящать Тверской области всю свою жизнь. Однако Дмитрий Зеленин, чье назначение на высокую должность в правительстве прогнозировали каждые несколько месяцев на протяжении семи лет (и, кстати, оно чуть было не состоялось – помешали замена Владислава Суркова на Вячеслава Володина и пресловутый «кремлевский червяк»), по-прежнему на территории. Вот буквально неделю назад виделись с ним в Чукавине, теперь он тверской картофелевод. Да и Андрей Шевелев, перспективный офицер, Герой России, тоже где-то тут и остался – работа в Тверской области подорвала его надежды на большую карьеру.
Так что Игорь Руденя тоже рискует застрять в наших краях. Даже уже подписанный где-то документ мало что значит в придворных интригах. Вот с его назначением почти два года назад как было? Еще в четверг в высоких кругах говорили про одного кандидата в тверские губернаторы, а потом некто зашел к Путину, и во вторник область с удивлением услышала незнакомую фамилию Руденя.
Даже уже подписанные Путиным назначения переигрываются. Там, наверху, обостряется межвидовая борьба. Пока мы догадываемся о ней только по время от времени вылетающим из-под ковра отгрызенным рукам, ногам или головам. Но в следующий президентский срок нравы могут стать еще жестче: ресурсов становится меньше.
Так что согласование – это еще только полдела.
А сделано-то что?
Если Игорь Михайлович Руденя, паче чаяния, уедет из Тверской области по прошествии двух лет работы, еще через два года мы и имени его не вспомним. Все благие начинания нового губернатора пока остаются на уровне деклараций. Западный мост не строится, Спасо-Преображенский собор два года оставался в том же состоянии, в каком был при Шевелеве. Сейчас власть и Тверская митрополия изображают попытку возобновить строительство главной святыни Твери, но о несерьезности этих телодвижений говорит хотя бы то, что ведущий специалист по истории и архитектуре тверского Спаса Алексей Салимов сидел на прошедшем на минувшей неделе совещании по этому вопросу на приставном стульчике у стенки, рядом с представителями пресс-службы. Во всяком случае, в бюджет денег на это строительство не заложено, мы не смогли найти такую графу ни в региональном бюджете, ни в бюджете Твери.
Газовые долги, решение проблемы которых казалось главным достижением Игоря Рудени, опять растут – все дело в неотрегулированных тарифах и страшно неэффективной системе тверской теплоэнергетики. Передача инфраструктурных объектов в собственность муниципальных и региональных властей забуксовала. Например, так ничего и не произошло со Ржевским водозабором, который областная власть хотела выкупить у краностроительного завода и передать в собственность Ржеву (деньги от продажи водозабора планировалось пустить на выплату задолженностей по зарплате рабочим РКЗ). Утихли страсти вокруг предполагаемого возвращения в муниципальную собственность «Тверьводоканала». Развитие туризма закончилось тем, что Тверская область даже не смогла подать заявки на то, чтобы ее исторические города, такие как Торжок и Вышний Волочек, вошли в Золотое кольцо. Речной вокзал вряд ли восстановят. Получение федеральных средств на строительство новой детской областной больницы взамен сгоревшей год назад – тоже под вопросом.
Даже видимое достижение, отремонтированные московскими дорожниками магистральные дороги Твери, по прошествии зимы будут уже не такими идеально ровными, а еще через одну зиму покроются привычными ямами.
Не сформирована работоспособная команда. Не появилось внятной внутренней политики – в данный момент в Тверской области даже профильного заместителя губернатора по этому вопросу не существует. Главы районов, которых теперь не выбирают, а назначают с подачи областной власти, слабы как никогда. Во всех крупных муниципалитетах тлеют внутренние конфликты. На грани социального взрыва находятся Ржев и Кимры, в Торжке второй год нет легитимного главы, в Бежецке и Вышнем Волочке все тоже очень непросто. Торопец регулярно становится поставщиком новостей вроде «в районе исчезла медицина».
Если Игорь Руденя убудет из Тверской области ближайшей весной, все это можно будет списать на то, что, дескать, времени не хватило. Ну а ежели федеральное назначение не состоится? Тогда придется укореняться на нашей земле. И сейчас это будет сложнее, чем было бы два года назад.
Мария ОРЛОВА