Другой Высоцкий. В Твери вспомнили великого барда

30.01.2018, 16:05

25 января Владимиру Высоцкому исполнилось бы 80 лет. В связи с памятной датой по всей России проходили мероприятия, приуроченные к знаковому событию. Тверь не стала исключением. 24 января в Горьковской библиотеке кандидат филологических наук Ефим Беренштейн рассказал про жизнь и творчество Владимира Семеновича, ответил на вопросы слушателей. После беседы состоялся концерт Льва Бурштейна с гитарой.

– 38 лет прошло со дня ухода Владимира Высоцкого из жизни, – начал Ефим Беренштейн. – Время летит быстро, но артист не уходит. Не хочет. Его знает каждый. Значит, он смог зацепить каждого. Сейчас у нас пройдет не лекция, как некоторые привыкли называть. Мне же это слово не нравится. Давайте будем считать, что мы просто беседуем.

 

Песни из фильма – в каждой квартире

Высоцкий снялся в 29 фильмах. Ему доставались и большие, и маленькие роли. Стоит также учитывать, что в советское время конкуренция актеров была очень мощная, а те роли, которые он сыграл, преимущественно первого плана. Успех был грандиозный! Например, когда в 1976 году вышел фильм «Вертикаль», в серых советских домах тогда не было ни одного окна, откуда бы ни раздавались песни из этого фильма. То поколение помнит, как выходили синие пластинки, где было по несколько песен из репертуара на каждой стороне. Из чудо-устройства доносился ужасающий звук (запись очень отличалась от современной), но это никого не смущало.

– Посмотрите на его театральную карьеру, – предлагает Ефим Беренштейн, сам под завязку увлеченный Высоцким как музыкантом, так и артистом. – Это блистательно! Что в кино, что в театре ему доставались уважаемые роли. Он играл Шекспира, Достоевского, Чехова. Поэтому говорить о нем в том плане, что он несчастный, униженный и забитый, не стоит. Даже в 1978 году ему был вручен аттестат Министерства культуры о том, что он имеет право выступать как солист-вокалист. И хотя большая часть его концертов была неофициальная, все у него складывалось не так-то плохо. Даже последняя из его жен была кинозвездой. Она его ввела в мировой круг киноэлиты.

 

Высоцкий: «И не находим нужного вопроса»

– А почему же тогда и по сей день у нас присутствует ощущение того, что Высоцкий какой-то не такой? – обращается кандидат филологических наук к публике, а потом сам дает ответ: – Ему было наплевать на политическую, идеологическую и прочую систему. Он нес другую правду. «Все не так, ребята…»

Вот это вот «не так» выражается в том, что мы живем в мире тотальной и социальной несправедливости. Это же касается и художественного мира, и культурной жизни в целом. Это «не так» становится самым большим вопросом.

А гениальный всплеск похож на бред,

В рожденье смерть проглядывает косо.

А мы все ставим каверзный ответ

И не находим нужного вопроса.

«Мой Гамлет»

Действительно, на все у нас есть ответы. Мы рождены, чтобы сказку сделать былью. Высоцкий мучительно ищет лазейку из этого мира, где все не так. И Высоцкий, как поэт мужественный, ее находит.

– Что это? – чешут макушки старички и студенты, пододвигаясь ближе.

– Это стихия. Недаром это горы, море, борьба. Почти во всех лицах, во всех образах Высоцкий всегда стремится, чтобы всякую линию пересечь. Что там за этим горизонтом?

 

Вроде смешно, но почему-то плакать хочется

Как отметил Ефим Беренштейн, в творчестве Высоцкого очень много дурашливого, смешного. Но не стоит торопиться растягивать губы в улыбке. А вообще, странная вещь получается. После прослушивания его, казалось бы, юмористических песен на душе становится еще печальнее, чем когда слушаешь трагические.

 В них сквозит такая боль, такое чувство несправедливости.

– В голос ржешь над половиной текстов, а в результате – катастрофа, – комментирует Беренштейн. – Типологически Высоцкий очень похож на Шекспира, как бы это ни звучало неожиданно. Поэтому и была так дорога именно эта роль в спектакле. В общем-то, Высоцкий – это сплошной парадокс. Когда мы имеем дело с искусством, в частности с поэзией, музыкой, театром, то нередко сложно уловить реалии. Они уходят. И может, оно и правильно. Например, текст песни «Нинка-наводчица». Он гениален! Почему-то в этой шалаве герой увидел свет:

Сегодня Нинка соглашается,

Сегодня жизнь моя решается.

Жизнь! Нинка спасает героя из мира обыденности. Сияние этой Нинки с подбитым глазом, по сути, благородническое сияние. С одной стороны, смешно, а с другой – нет. Согласитесь, удивительно, когда Высоцкий в простых словах, забавных дурашливых текстах может продемонстрировать нам картину мира!

 

Не такой, как все

Как верно отметил Ефим Беренштейн, Высоцкий – не обычный артист. Ему достаются роли, где один человек идет против всех.

Как известно, музыкант был знаком с Владимиром Набоковым, чье творчество было под запретом в СССР. В романе «Приглашение на казнь» главный герой приговорен за то, что он не такой как все. Уже после казни он не воскресает, а приходит к таким, как он. Высоцкий был схож с набоковскими мыслями, вот это его «я все равно буду другим», он стремился оставаться иноходцем.

«Наверное, есть такие же, как я, но за горизонтом, по ту сторону», – рассуждал музыкант. И эта вера делала Высоцкого насквозь религиозным. Но у него было свое видение. В его мире бог умер. А мир, по логике, без бога существовать не может, он разваливается. Что, считал великий музыкант и поэт, и происходит сейчас у нас.

***

Побеседовав с присутствующими, Ефим Беренштейн представил публике своего хорошего друга музыканта и артиста Льва Бурштейна.

– Дорогие гости! Сейчас мы услышим песни музыканта в исполнении человека, который умеет это делать в своем стиле, но при этом с особой бережностью к Высоцкому. Не подражая ему, не идя в хвосте, не копируя.

А дальше были песни о Волге, петровской Руси, «Красное, зеленое» из раннего репертуара, а также ритмичная «Хирург-еврей». Народ аплодировал и расходиться не хотел. Правда, человек 10 из числа студентов все же окончания встречи не дождались, строем поспешив покинуть аудиторию. Ну, а что с них взять! Студенты. Вечно куда-то спешат. 

Дашун Самарина

21 0
Лента новостей
Прокрутить вверх