«Торжок напоминает Рим». Местные жители верят в город и создают условия для его развития

30.01.2018, 16:25

Проект по развитию Торжка, о котором «Каравану» рассказывала Татьяна Соколова в материале «Торжок, проснись!» (номер 25 (1106) от 28.06.2017), объединяет все больше и больше энтузиастов. В скором времени единомышленники объединятся в НКО «Новый Торжок». Журналист «Каравана» встретился с одним из участников проекта Михаилом Васильевым.

Михаил, так же как и семья Соколовых, когда-то уехал из Торжка, построил свой бизнес, к слову туристический, а сейчас хочет сделать свой родной город лучше.

 

Торжок должен быть в списке ЮНЕСКО

– Около года назад сразу у нескольких людей, которые родились в Торжке, возникла мысль, что город реализует не весь свой потенциал, – рассказывает Михаил. – Я увидел в социальных сетях Татьяну Соколову, понял, что во многом наши мысли схожи, поэтому предложил ей встретиться.

В апреле прошлого года мы договорились, что будем заниматься развитием Торжка. На тот момент было сложно представить, как это будет происходить. В мае Татьяна пригласила в Торжок урбаниста Свята Мурунова, он за три дня собрал аудиторию, которая неравнодушна к судьбе города. В итоге мы увидели Торжок по-другому: для кого-то открылось что-то новое, кто-то подтвердил свое мнение. Начали прикидывать, что можем начать делать прямо сейчас, чтобы в Торжке появилось городское сообщество. Для начала мы определили локацию – ручей Здоровец и начали там убираться. Это значимое место для Торжка, с него начинается город. Именно здесь корабли заходили в город и разгружались.

– Получилось ли, на ваш взгляд, создать городское сообщество?

– Со временем вокруг нашей деятельности на ручье Здоровце стали объединяться люди, которым небезразличен Торжок. Сейчас наш костяк – это около 20 человек. Большинство из них живут в Торжке. Мы все сошлись на том, что развитие города возможно только через туризм. Лично мне Торжок очень напоминает Рим, хотя и звучит это громко. Рим притягивает людей тем, что хорошо передает дух тех времен. Наш город создает похожие ощущения. Торжок однозначно должен быть в списке ЮНЕСКО.

Мы решили,  что можем создать фонд развития Торжка – НКО «Новый Торжок». Организация будет заниматься сразу несколькими направлениями: развитие города и городской среды, помощь социально незащищенным слоям населения, помощь начинающим бизнесменам, особенно среди молодежи. Материальную базу будем формировать по возможности сами, по возможности будем привлекать других предпринимателей.

– А НКО нужно, чтобы все это было официально?..

– Конечно. Кроме того, помощь НКО дает бизнесу ряд плюсов, в первую очередь в налогообложении. Раньше мы были просто городским сообществом, а теперь обретем официальную форму, сможем участвовать в программах, подавать на гранты, готовить документы.

 

«Городу нужны гостиницы и рестораны»

– Многие молодые люди считают, что, если они не уехали из Торжка, жизнь закончилась, – продолжает Михаил. – На это есть объективные причины: более высокие зарплаты, более широкие возможности и т.д. Многие готовы уехать в Москву ради зарплаты в 100–150 тысяч, а нам хочется создать в своем городе достойные условия, чтобы уровень жизни повысился.

В случае с туризмом это возможно: чем больше людей будет приезжать, тем лучше для города. В Торжке нужно открывать гостиницы и рестораны. В городе маленький номерной фонд (количество гостиничных номеров). Для сравнения: в Суздале примерно в десять раз больше. В Суздаль на праздники, кстати, не попасть, все забито, хотя там много гостиниц и ресторанов. Недавно читал интервью ресторатора, который вернулся из Москвы в Суздаль и открыл ресторан высокой кухни. Наличие такого заведения тоже повышает рейтинг города.

– То есть большинство жителей Торжка будут работать именно в туристической сфере?

 – Почему нет?! Основой для Торжка должен быть именно туризм, не промышленность. Есть хорошие примеры подобных городов в Европе, например бельгийский Брюгге, где практически все люди заняты в туризме. Или, например, Венеция – город на воде, заняться особенно нечем, поэтому основная масса работает в сфере туризма.

Сейчас огромное количество людей в России, которых может заинтересовать Торжок с туристической точки зрения. Тот же Артемий Лебедев восхищается Торжком. Главное – это сформировать для них качественный продукт, чем Татьяна Соколова уже активно занимается. Помимо уже существующих экспедиций (подробнее в материале «Экспедиция в зимний Торжок» в номере 47 (1128) от 29.11.2017) у нее появилась идея создать программу по Николаю Львову. Это значимая фигура для Торжка, многое в городе с ним связано. Татьяна уже занимается этим проектом, вести экскурсии будет человек, который написал книгу о Львове.

Есть еще хороший пример: я был в бельгийском Левене, похожем на Торжок размером, огромным количеством достопримечательностей. Это студенческий городок: в то время как в Европе большинство городов ложится спать рано, Левен не спит до утра, там огромное количество баров и дискотек. Было бы неплохо, если бы в Торжке открылся хороший университет, который притягивал бы молодежь из других городов и сохранял местную, ведь многие уезжают учиться в другие города и остаются там жить. Сам Торжок обладает определенным шармом: архитектура, история и т.д. Есть много моментов, в которые можно погрузиться, соответственно, можно построить на этой базе образование. Я, конечно, не имею в виду математику или кибернетику.

 

«Все дело в том, как организовать пространство»

– Насколько я помню, ваше сообщество хотело сделать парк на Здоровце?

– Да. Но в Торжке ко всему нужно подходить очень аккуратно, на Здоровце земля имеет высокую археологическую ценность. Без разрешений на этой территории нельзя даже копать глубже 10 сантиметров. Наш импровизированный мини-парк с мебелью из палет, который мы смогли быстро организовать своими силами, стал очень популярен именно среди молодежи 16–17 лет. Там читают книги, смотрят фильмы на ноутбуках, общаются, иногда там разыгрываются любовные истории, я имею в виду просто отношения. У меня 17-летняя крестница летом проводила время именно там.

Для большого парка локация на Здоровце слишком компактная, это скорее небольшой и уютный сквер. В парк можно было бы превратить Кировский сквер, который находится неподалеку. Сейчас там просто деревья, разбитые дорожки, часть лавочек сломана, даже освещения нет. Там должен появиться хороший зональный парк. Финансирование нужно большое, но сейчас федеральные власти уделяют много внимания паркам и благоустройству городской среды. Вообще, Торжок нужно поделить на зоны.

– Это как?

– Например, здесь зона такая-то, поэтому мы привлекаем в эту часть художников и фотографов, а в другую зону по таким-то причинам историков и т.д. Например, художники часто говорят: «Не вздумайте в Торжке все восстанавливать». На их взгляд, Торжок в нынешнем состоянии очень живописен. Это действительно так, но не должно быть стихийной заброшенности.

– Что еще в плане благоустройства можно будет сделать?

– Нужно много всего. Но в Торжке много сложностей, даже при большом желании у местной власти руки связаны, так как земли и здания, которые относятся к культурно-историческому наследию, находятся в ведении федерального ведомства. А во многих моментах нам нужно действовать совместно с администрацией, сейчас у нас хорошие отношения, нас во многом поддерживают. Например, в Торжке огромное количество разноцветных вывесок, в туристическом городе не должно быть такого. Нужно предлагать людям другие варианты рекламы.

 

«Ставка на молодежь, открытую всему новому»

– Насколько я знаю, первый бизнес-проект при вашей поддержке уже появился?

– Да, в Торжке открылось антикафе. Причем этим проектом занималась только молодежь 18–20 лет. Мы помогали материально и советами, а они реализовали все остальное от и до.

Мы хотим менять отношение к городу именно у молодежи, взрослых переделывать поздно. Но, чтобы произошли изменения, по моим личным расчетам, должно пройти лет 20–30. Все-таки процесс формирования общественного сознания, смены поколений ускоряется и сжимается. Думаю, что через это время Торжок уже начнет притягивать к себе людей из Москвы, Твери и т.д., тем более что сейчас уже растет количество работающих в интернете людей, которые не привязаны к определенному месту. Когда это произойдет, людям уже не стыдно будет говорить, что они из Торжка. К нам поступил запрос от городской школы, они хотят встретиться с нами, послушать, чем мы занимаемся. Так что процесс уже начался. Людям нужно объяснять, что в Торжке можно найти чем заниматься, помимо безделья и «закладок» с наркотиками.

– Вы сами готовы вернуться в Торжок?

– Да, планирую, там мне комфортнее. Я пожил в Москве, потом переехал в Тверь… Я собираюсь развивать местный туризм. Люди почему-то предпочитают путешествовать где угодно, но не там, где живут. Надо это менять.

– Какие у вас планы на будущее? Как думаете, действительно удастся изменить Торжок?

– Практически любую идею можно реализовать. Есть точка А, где идея пришла вам в голову, и точка Б, где она уже реализована. Между ними определенное количество шагов и точек, которые нужно пройти. В нашем случае сложно наметить план, неизвестно, что нужно сделать, чтобы прийти в точку Б. Мы сначала определили место, посмотрели, что можно сделать. Потом решили убрать это место, собрались несколько раз и вычистили все. К концу лета поняли, что у нас образовался костяк, теперь нужно получить какое-то оформление – создать НКО. Сейчас подаем документы на НКО, затем уже будем разговаривать с бизнесом и решать, что делать дальше. Во многом наша деятельность стихийная, она базируется на желании развивать город.

Екатерина Смирнова

120 0
Лента новостей
Прокрутить вверх