Воспитание двуличия. Как в Тверской области решили насаждать духовность и нравственность

06.02.2018, 12:36

Одна из самых обсуждаемых тем января 2018 года – принятая в Тверской области «Стратегия духовно-нравственного воспитания детей на 10 лет». 24 января этот документ одобрило областное правительство.

 

Духовность и нравственность – приказом начальства

Общественная реакция была скорее негативная. «Зачем?» – удивляются люди. «Чтобы молодежь нравственная росла», – убежденно отвечает власть в лице губернатора Тверской области Игоря Рудени, уполномоченной по правам ребенка Ларисы Мосолыгиной и митрополита Тверского и Кашинского Виктора. Заместитель губернатора Андрей Белоцерковский подчеркнул, что «духовно-нравственное воспитание – это формирование системы ценностей, которая определяет в последующем все жизненные и прочие решения, определяет судьбу человека, а соответственно, региона, страны».

Удивительна чиновничья уверенность, что, принимая такие документы, можно что-то исправить глубоко внутри человека!  И ладно бы все ограничилось мероприятиями внешкольными, такими как «Уроки милосердия» для учеников младших классов, проект «Школа Рачинского» для студентов колледжей, летние детские и молодежные палаточные лагеря, фестиваль «Кубок святого князя Михаила Тверского», областной духовно-спортивный фестиваль, форум «Вера и дело», фестиваль «Новолетие в Пречистом году». Или проектом «Нас пригласили во дворец», по которому всех школьников Тверской области водили на экскурсию в Тверской императорский путевой дворец, открывшийся после ремонта. Это все дело добровольное, развивающее и в любом случае обогащающее впечатлениями на всю жизнь.

Хуже другое – духовно-нравственное воспитание планируется внедрить в качестве предмета в 50 школах Тверской области. В конце прошлого года в тверском ДК «Пролетарка» прошла презентация учебника, написанного некоей монахиней и неким священником, кажется, из Екатеринбурга. На презентации присутствовали все те же: все три архиерея тверской Виктор, ржевский Адриан, бежецкий Филарет, губернатор Тверской области Игорь Руденя и прочая духовная и нравственная общественность.

Уже сейчас родители начинают переживать, в ущерб чему будет введен новый предмет. А также кто это будет преподавать? Замотанные жизнью учительницы, у которых у самих весьма размытые понятия о духовности и нравственности в связи с тем, что сначала их воспитывали как советских пионерок, а потом они плавно превратились в постсоветских пенсионерок? Священникам в школу пока нельзя – у нас Церковь отделена от государства, и, может, это к лучшему (ведущим специалистом по работе с детьми в Тверской епархии считается иеромонах Иаков (Степкин), фигурировавший некоторое время назад в деле о педофилии). Хотя тот же замгубернатора Андрей Белоцерковский уверен:

–  Самым главным носителем, который хранил эти ценности (духовности и нравственности) в течение тысячи лет, является Русская православная церковь. Именно эти ценности обеспечили единство нашего государства и его возрождение на самых сложных поворотах истории.

Будут введены модули по духовно-нравственному воспитанию для студентов педагогических колледжей и педагогических специальностей в вузах. Ответственными за исполнение сделают министерство образования, институт усовершенствования учителей, комитет по делам молодежи и Тверская митрополия Русской православной церкви.

 

«Черные миссионеры»

В общем, пропала нравственность и духовность. Представьте себя на месте учеников школ, попавших под раздачу. Они понимают, зачем им учить математику, физику, иностранные языки – это знания, которые пригодятся в будущем, которые нужны для поступления в вуз. А тут абстрактный предмет, который мало того что отнимает время у необходимых предметов, так еще и преподается на немыслимо далеком от мира подростков языке, скучными людьми, про морально-нравственные качества которых ребята заранее все знают.

Это спланированная акция по десакрализации, посеву отвращения к словам «нравственность» и «духовность». Знаете, есть в православии такое понятие – «черный миссионер». Человек, который вроде бы  проповедует что-то хорошее, но с таким видом, что любой мыслящий слушатель решит: «Если он – за это, то я – против». А поскольку сдавать предмет надо, в школьнике вырабатывается самая печальная черта отечественной психики последних ста лет – двуличие, привычка говорить одно, а думать другое.

Все это уже было. И ни к чему хорошему не привело.

 

100-летие начала гонений на Церковь

Мы вступили в 2018 год, когда все – юбилейное и символическое. Сто лет страшным событиям красного террора и гонениям на Церковь, это является поводом задуматься, что это было, из какого ада мы вышли, а также о том, как бы в этот ад ненароком не вернуться.

В минувшее воскресенье, 4 февраля, Русская православная церковь отметила день новомучеников и исповедников, пострадавших в годину гонений на христианство в нашей стране. Этот день поминовения приурочен к дате одного из первых убийств большевиками православных иерархов, дню гибели Киевского митрополита Владимира. Ровно сто лет назад его расстреляли прямо в Киево-Печерской лавре. После архиереев расстреливали в алтаре, распинали на Царских вратах (как, например, Тихона, епископа Воронежского). Священников и мирян гибло без счету, причем убивали, ссылали, арестовывали с изощренной жестокостью.

И кто это делал? «Народ-богоносец», учившийся в церковно-приходских школах, в обязательном порядке изучавший Закон Божий. Духовно-нравственное воспитание было тогда на гораздо более высоком уровне, нежели то, что смогут обеспечить потерявшиеся в жизни учительницы из современной Тверской области. Но это не только не помогло, а, наоборот, усугубило ситуацию. Кстати, среди самых отъявленных безбожников было много бывших семинаристов. В Тбилисской духовной семинарии учился Иосиф Сталин, под руководством которого в 1920–1930-х годах уничтожали православных всех званий только за исповедание веры.

 

Почему в России не помнят подвиг мучеников за веру?

Я часто думаю, каково было верующим дореволюционной формации, привыкшим к комфорту и осознанию официальности, правильности своих взглядов, вдруг оказаться в положении гонимых преступников? В книге про священномученика митрополита Серафима (Звездинского) прочитала, как он в 1916 году говорил своим духовным дочерям: мол, Господь не дал нам стать такими, как мученики первых веков христианства, – наш путь к спасению в смирении. И буквально через пару лет всем, и митрополиту, и этим девушкам из купеческих семей, пришлось стать мучениками еще похлеще, чем при римском императоре Диоклетиане.

Сейчас канонизация новомучеников приостановлена волевым решением патриарха Кирилла. Уж больно их много и с каждым годом становится все больше и больше. Собственно, народ разделился на две половины – мучеников и мучителей.

Надо сказать, почитание новомучеников не очень прижилось в нашей заново сформировавшейся почти на пустом месте православной среде. Когда большая часть прихожан считает Сталина самым великим руководителем всех времен и народов, до того ли им, чтобы интересоваться судьбой последнего священника их храма перед закрытием оного в 1930-х годах?

И слишком они близко к нам. Обывателю православному надо красивую сказку, максимально непохожую на нынешнюю жизнь: вроде истории про льва и Макария Великого. Тут же – реальные люди, которых многие еще помнят. Скандал вокруг фильма «Матильда» показал, что представления о святости в постсоветском сознании какие-то странные. Даже намек, что святые имели обычную человеческую жизнь и слабости, свойственные людям, воспринимается как оскорбление, подрыв невеликой, видимо, веры.

Подвиг же новомучеников – свидетельство того, что святым может стать каждый из нас.

***

Никакое духовно-нравственное воспитание тут не поможет. Может быть, надо просто лучше изучать историю и литературу, учиться самостоятельно мыслить, делать выводы из ошибок прошлого? В таком случае не нужно писать пустопорожние стратегии, отнимать учебное время у и без того загруженных школьников. Все это не более чем сотрясание воздуха, обычная демагогия и фарисейство, то, с чем, напомним, боролся сам Христос.

Мария Орлова

25 0
Лента новостей
Прокрутить вверх