1 февраля 2018 года Резервный фонд РФ официально прекратил свое существование. Это предусмотрено принятым законом «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета». Все деньги, накопленные за много лет, Россия бездарно проела и разбазарила.
Про газ, монополии и теневые доходы глав муниципалитетов
Задолженность организаций Тверской области за поставленный газ будет реструктурирована на срок до 20 лет. Такая договоренность достигнута 1 февраля на совещании с участием губернатора Игоря Рудени, заместителя председателя правления ПАО «Газпром» Валерия Голубева, членов правления ПАО «Газпром» Владимира Маркова, Кирилла Селезнева, Елены Михайловой, председателя правления акционерного банка «Россия» Андрея Хороброва. Совещание состоялось по итогам встречи Игоря Рудени и председателя правления ПАО «Газпром» Алексея Миллера 23 января. С 1 июля 2018 года тверское правительство очередной раз обещает 100% текущих платежей.
Специалисты скептически оценивают смысл произошедшего. Напомним, в начале работы Игоря Рудени в регионе уже была достигнута подобная договоренность – о реструктуризации долгов на пять лет, с отсрочкой начала платежей на два года, при условии 100% текущих платежей. Восьмимиллиардная задолженность накопилась за годы работы предыдущего губернатора Андрея Шевелева, заложившего, таким образом, бомбу под своего преемника Руденю. Теперь Руденя закладывает еще большую бомбу под тех, кто придет ему на смену. И, если ему придется остаться в Тверской области, под самого себя.
100% платежей с 1 июля – задача неосуществимая. Собираемость платежей в прошлом отопительном сезоне составила всего 35%. А летом, когда население платит только за горячую воду, у «Тверской генерации» традиционно провальный период. Срок 20 лет в условиях современной российской действительности выглядит нереально: за такое время либо падишах умрет, либо ишак сдохнет. То есть Игорь Руденя тактически тянет время, а фактически – создает неразрешимые проблемы на будущее.
План Игоря Рудени, по существу, сводится к созданию новой единой монополии пока с неясными собственниками. Абонентская база региона в сфере поставок газа переводится в единый расчетный кассовый центр (ЕРКЦ). Операции будут проводиться через банк «Россия», а в органы управления ЕРКЦ войдут представители «Газпрома». (Для справки скажу, что, по мнению финансовых аналитиков, максимальная доля в уставном капитале банка «Россия» – 38%, а также доля акций с правом голоса – 40,3% – принадлежит Юрию Ковальчуку, близкому другу Владимира Путина.)
Второе ключевое направление стратегии тверского губернатора Рудени – создание в Тверской области единой теплоснабжающей компании, где будут консолидированы все теплоэнергетические активы, в том числе находящиеся в банкротном производстве. Этим решением губернатор вводит себя в конфликт с частными владельцами, сумевшими в былые годы приватизировать энергетические и коммунальные объекты региона. Это невыгодно и многим главам муниципалитетов, и многим депутатам всех уровней, которые являются аффилированными с собственниками коммунальных и энергетических компаний.
Скорее всего, планы губернатора будут откладываться в долгий ящик. Муниципальная элита будет, скорее всего, демонстрировать мнимую лояльность и ждать отбытия Игоря Рудени из региона, чтобы сохранить свои теневые доходы.
Но намерения губернатора хорошие. При кажущейся нерыночности он все же действует в правильном направлении. Всегда надо соблюдать простое правило: там, где есть конкуренция, должно быть минимум государства, в любых монополиях надо стремиться к максимуму госрегулирования. В данном случае мы имеем дело все же с монополиями и с усилением их регулирования со стороны государства. При всех недостатках нашего государства это все же лучше сегодняшнего положения.
Таблетки от чиновничьей жадности
А вот пример, когда губернатор Игорь Руденя не прав. В Тверской области пролицензированы пять новых государственных аптечных пунктов ОГУП «Фармация». Расширить сеть государственных аптечных учреждений в муниципальных образованиях региона поручил губернатор Игорь Руденя. Все это неминуемо приведет к разрушению рыночного аптечного сегмента, к росту цен и коррупции, к увеличению доли фальсифицированных лекарств. Нет более безответственных людей, чем руководители госпредприятий. Во многих случаях чиновники устраивают из таких предприятий личные кормушки. И все это будет оплачиваться из карманов беднеющего населения.
Вдоль по Питерской: туризм застыл на месте
Несмотря на обилие разговоров, пока ничего в Тверской области не меняется к лучшему и в сфере туризма. Недавно на федеральном уровне было принято решение расширить туристический маршрут «Золотое кольцо» за счет близлежащих городов. Наши тверские чиновники, видимо, в силу нерадивости, как всегда, забыли подать заявку про Тверь, Торжок и Вышний Волочек.
По программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ» в Тверской области в прошлом году завершен второй этап реконструкции подъезда к поселку Шоша в границах туристско-рекреационного кластера «Верхневолжский». В 2018 году здесь же запланирован ремонт 700 погонных метров дороги, а также строительство нового моста через реку Дойбицу. В состав кластера «Верхневолжский» включены три проекта: «Завидово» и «Конаково Ривер Клаб» в Конаковском районе, «Тверь Marina» в Калининском районе. Все это частные девелоперские проекты влиятельных москвичей, рассчитанные на московских дачников. Они на экономику региона практически не оказывают влияния. А Торжок и Тверь, если и развивают туризм, то за счет частной местной инициативы, преодолевая сопротивление чиновников всех уровней.
Инвестиционный тупик
Тверская область по-прежнему остается одной из самых последних по инвестициям. Недружественность местной власти и местного общества к любому проявлению частной деловой активности приводит к тому, что не только новые предприятия не создаются, а и существующие закрываются и перерегистрируются в других регионах. Высокие местные налоги, которые бездумно штампуют местные чиновники и депутаты, только усугубляют дело. Тяжелая деловая атмосфера сформировалась в регионе при предыдущем губернаторе-десантнике Шевелеве. И почти ничего не изменилось к лучшему с приходом Игоря Рудени. Нет системной работы, нет системных целей, нет дорожных карт. Компетенции членов тверского правительства и депутатского корпуса Законодательного собрания, глав муниципалитетов не выдерживают критики.
Федеральный фон
Между тем Владимир Путин поставил цели на следующие шесть лет: «Как бы нам ни хотелось цепляться за что-то, что нам кажется дорогим и близким, все, что мешает идти вперед, – все должно быть зачищено, отброшено. Нам для самосохранения, для обеспечения будущего страны, будущих наших граждан, будущих поколений нужно решить эту сверхзадачу».
Что же мешает? Прежде всего «кумовья», которые заполонили все коридоры власти. Племя чиновников растет с невероятной скоростью. Юноши и девушки давно не мечтают быть предпринимателями, инженерами, журналистами, программистами. Они хотят сидеть в кабинетах, ничего не делать, получать большую зарплату и льготы, уйти на большую пенсию. В России система госуправления превратилась в огромный неэффективный собес для нарождающейся особой высшей касты.
А еще мешают попытки цепляться за идеалы неэффективного и убогого советского прошлого, которое так дорого многим, национальная самоизоляция и культурная отсталость. За 18 лет путинского «столыпинского» покоя мы только отставали в экономическом развитии. Если же говорить о состоянии умом, то большинство россиян остаются носителями периферийной психологии и архаичных предрассудков. Из страны изгоняются лучшие, на вершину власти рекрутируются худшие. Было бы хорошо ради самосохранения нации кардинально поменять направление.
Умное будущее
Пока наши руководители всех уровней патетически совершают бег на месте, остальной мир уходит в отрыв. За бортом XXI век, если кто забыл. Капиталистическое общество, достигнув невероятных научно-технических успехов, переходит в свое новое состояние, которое можно назвать «умным миром».
Журнал «Бизнес-территория» на прошлой неделе опубликовал рейтинг «Умных регионов». На первых местах в России оказалась Калужская, Московская области и Москва. Тверской области похвастаться нечем, кроме дислокации в регионе федерального издания «Умное производство».
Десять лет назад группа инженеров выпустила журнал «Умное производство», редакция его была в Твери. В России над нами подсмеивались, что, мол, вы придумали? Умных производств не бывает… Но теперь об этом говорит весь мир, создание «умных производств» предусматривают национальные доктрины всех ведущих держав. Повсеместно создаются умные заводы, умные фермы, умные магазины, умные дома, умные города, умные регионы. Сегодня в Подмосковье, например, начали разработку системы контроля и планирования работ в области дорожной инфраструктуры, которая будет предназначена для автоматизации процессов сбора, обработки, хранения и предоставления информации при содержании и ремонте дорог.
И это только начало. В прошлом году американские и китайские корпорации испытали элементы самообучающихся нейронных сетей. Это еще не «искусственный интеллект», но важный шаг на пути к нему.
Многие же наши начальники пытаются остаться жить в архаичном мире, в котором много чиновников и большие заводы производят добавленную стоимость. В Тверской области всем обществом поддерживается устаревший тверской вагонный завод. Но сегодня уже большие заводы, по сути, не производят добавленную стоимость. Сегодня прибавочную стоимость создают проектные хабы. Себестоимость производства iPhone чуть больше 100 долларов, а стоимость iPhone на рынке – 1000 долларов и больше. Вся добавленная стоимость уходит тем, кто его придумал, и не тем, кто его изготавливает и маркетирует. «Фейсбук» – всего лишь компьютерная программа, созданная Марком Цукенбергом и несколькими его программистами. Однако капитализация «Фейсбука» сегодня почти в 10 раз больше капитализации «Газпрома».
В Твери три высококлассных НИИ, специализирующихся на программировании, множество частных программистских фирм, работающих по заказам по всему миру, первоклассная школа антропологии и теории умных производств вокруг журнала «Умное производство». Чем вам не готовый проектный хаб, который мог бы доминировать в мире в сфере «искусственного интеллекта»? Это действительно амбициозно. И на это не нужно больших затрат, нужна лишь сила воли и свобода творчества. Вот этим и должен был бы заниматься современный тверской губернатор.
Почему мы сейчас так радуемся, что у нас растет сельское хозяйство? Потому что весь мир радостно нам отдает свое сельское хозяйство – сельское хозяйство почти не приносит добавленной стоимости. Идея, что мы сейчас инфраструктурными проектами индустриализуем страну, – это фактически идея попытаться вернуться в начало XX века. А на дворе начало XXI века.
«Индустрия 4.0» и стоит ли идти в чиновники?
Недавно у меня случилась дискуссия с Владимиром Сметаной, он один из руководителей инжиниринговой компании «Финвал», из числа 12 национальных лидеров. Он высказался в том смысле, что наступило время «Индустрии 4.0», в которой не будет токарей, фрезеровщиков… И еще, по мнению Владимира, не будет печатных журналов.
Подобное мнение широко распространено, поэтому мне надо все же разъяснить и про «Индустрию 4.0», и про печатные журналы.
Что такое «Индустрия 4.0»? Это ребрендинг давно известного понятия. Несколько лет назад это же самое называлось на английский лад – CAD/CAM. Лет тридцать пять назад, когда еще инженеры использовали русский язык, это же самое называлось ГПС (гибкие производственные системы). Еще в 80-е годы ХХ века мы создавали на некоторых передовых предприятиях реально работающие CAD/CAM и ГПС. Кстати, моя первая должность называлась «начальник бюро ГПС и экономического анализа». Было это 36 лет назад. За это время ничего нового не появилось, кроме новых слов.
Единственное, чем характеризуется нынешний этап, – это пиковый рост производительности вычислительных систем, что позволяет перейти к качественно другому уровню использования big data (больших данных). Даже стало возможным говорить о грядущем «искусственном интеллекте», который будет эффективнее, чем человек, справляться с решением многокритериальных задач оптимизации процессов и управления. Это действительно переход в новое качество.
Пусть вам не покажется странным, но новая волна автоматизации коснется прежде всего труда высшего менеджмента, чиновников, логистов, диспетчеров, дизайнеров, конструкторов, маркетологов, юристов, кадровиков. И в последнюю очередь – промышленного персонала и социальных работников. Хотя надо понимать, что роль персонала в цехах кардинально изменится. И роль социальных работников тоже.
Мы уже сейчас на трех российских ракетных заводах внедряем «числовое программное управление людьми». В любом производстве самыми дисциплинированными являются роботы, а все ошибки и сбои происходят от людских слабостей. Все безобразия в жизни творят не роботы, а конкретные люди.
В ближайшее время умные технологии будут бороться не с людьми в госуправлении, на производстве и в социальной инфраструктуре, а с их слабостями. Есть интернет, который связывает людей. Есть IoT (Internet of Things), который связывает между собой вещи. А есть то, что связывает между собой вещи и людей. Мы назвали эту технологию «Навиман». Именно она является ключом повышения общественной производительности. При этом производительность и качество труда растут на порядок. И это наша разработка.
Так что соцработники, рабочие и нянечки останутся, а вот роль белых воротничков очень скоро кардинально поменяется.
Еще очень важная тема – будущее рекламы и СМИ. Медиа – очень специ-фическая сфера бизнеса, поэтому как там все устроено, не многие знают. А знать надо, ибо от этого зависит эффективность любой управленческой деятельности. Связи с обществом – важнейшая составляющая менеджмента. Это одинаково верно и для госуправления, и для частного бизнеса.
Когда-то говорили, что с появлением кино умрет театр. Говорили, что с появлением телевизоров умрет кино. Но все это не сбылось. Все на месте – и театр, и кино, и телевизор. То же самое будет и с журналами, и с газетами. Сегодня они переживают период ренессанса. На бумаге читают аристократы и высокопоставленные менеджеры – это хороший стиль. С планшетов в метро считывают информацию люди попроще. Не так важно, сколько людей читают вашу рекламу, важнее, кто они. Если вы создадите СМИ, у которого всего три читателя: Буш, Си Цзинь Пин и Путин, вы будете очень богатым человеком.
Геннадий Климов