В прошлом номере мы начали рассказывать об истории тверской иконописи на материале лекции заслуженного деятеля искусств России Татьяны Бойцовой. Мы остановились на 1990-х годах, когда талантливый художник Андрей Запруднов объединил вокруг себя талантливых учеников и сформировал артель. Можно сказать, он стал новым Андреем Рублевым не только для церковной живописи и иконописи Тверской области, но и для всей России. Публикуем продолжение статьи.
К середине 1990-х тверская артель была известна от Прибалтики до Сибири и Дальнего Востока. Иконостасы, выполненные тверскими мастерами, красовались в традиционно срубленных деревянных храмах на Чукотке, в Смоленской области, Татарстане, Калининграде. Тверские мастера шли по пути воссоздания стилистического единства живописных элементов храма и архитектуры.
Со временем работы стало так много, что в 1995 году в Твери прошла первая выставка церковного искусства, а также научная конференция «Современная тверская икона». В Тверь приехали представители самых крупных государственных музеев, Московской патриархии. Событие освещали федеральные журналисты. Участники посещали городские храмы, изучая уже смонтированные иконостасы, ездили и в Нилову пустынь. После выставки по инициативе тогдашнего мэра Твери Александра Белоусова школа Андрея Запруднова получила новое помещение и сменила название на новое: «Школа православной культуры», иконописцы стали постепенно уходить в сторону общерусского стиля, искусствовед добавляет, что артель Андрея Запрудного не отвергала иные стилевые направления, например византийское письмо или европейскую живопись:
– В своих первых работах тверские мастера обратились к живописи XV–XVI веков, а также к работам известного современника архимандрита Зинона. Первые лучшие постперестроечные иконы были написаны именно Запрудновым, в них сказался пристальный интерес к тверскому и новгородскому письму, эти иконы обозначили развитие художественного стиля артели на несколько лет. Именно древнерусский иконостас, по словам Запруднова, наиболее точно и верно отражает горний Божий мир, потому что он основан на канонах. В XIX веке в церковной живописи существовал некий симбиоз традиционного письма и европейской академической живописи. Такой симбиоз члены артели благоговейно чтили вне зависимости от художественного языка. Многослойное понятие традиции воспринималось в школе Андрея Запруднова как единство духовной жизни, художественного стиля, основ канона и собственных представлений о красоте.
К большому сожалению, Андрей Запруднов пропал без вести в конце 1990-х, оставив свое детище в самой высшей точке своего развития. Лишившись такого авторитетного учителя, «Школа православной культуры» перестала существовать. Иконописцы ушли в свободное плавание. Тем не менее Андрею Запруднову удалось заложить основу для дальнейшего развития тверской иконописи. Практически все ведущие мастера учились у него и следовали аскетическим устоям его артели. В 2006 году, а также в 2017-м состоялись выставки православного искусства, на которых присутствовали ученики Андрея Запруднова, а ныне выдающиеся иконописцы: Елена Антонова, Наталья Андреева, Валентина Войтова, Валерий и Наталья Колтовые, Елена Костромина, Ирина Куприянова, Вячеслав Михайловский, Ирина Румянцева, Дмитрий Мамонов.
«Школа православной культуры» стала одной из самых ярких страниц в истории современной тверской культуры.
Павел Кириллов