Анализируя события в политике, нельзя рассматривать их в отрыве от экономики. Формально политику в стране и регионе сейчас определяют президентские выборы, хотя их ход незаметен для непосвященного глаза, а результат заранее известен.
Продажа «Магнита» как зеркало политики
Такие события, как продажа бизнесменом Сергеем Галицким самой большой сети продовольственных магазинов «Магнит» государственному банку ВТБ говорит о внутренней политике России больше, чем результат, который получат на грядущих 18 марта выборах «семь стариков и одна девушка», участвующие в них. Сделка века состоялась на инвестиционном форуме в Сочи. 29% акций ретейлера достались группе ВТБ за 138 млрд руб. Теперь ВТБ – крупнейший акционер «Магнита».
Сеть «Магнит» – уникальный пример роста крупного бизнеса не из Москвы, а из регионального центра, из Краснодара. Сергей Галицкий начал выстраивать свою империю 25 лет назад, начав, как и многие в первой половине 1990-х, с торговли бытовой химией и косметикой. Относительно недавно «Магниты» дошли до практически каждого райцентра и в Тверской области. Это была настоящая экспансия, которая, с одной стороны, давала возможность жителям любой глубинки покупать примерно то же, что покупают средней руки москвичи в магазине у дома. Но с другой стороны, эта экспансия, конечно, уничтожала местный бизнес, торгующий продовольствием, заставляла его уходить в другие ниши. Против «Магнита» с его огромной логистической системой, возможностью «прессовать» цены поставщиков и так далее небольшим региональным предпринимателям было не выстоять.
Продуктовый ретейл рос на общем росте доходов населения. Наш народ не потреблял вдоволь тысячелетиями, и когда появилась возможность, конечно, решил наесться впрок, вдруг спокойная сытая жизнь быстро закончится? Власть, видимо, тоже побаивалась этой в первый раз случившейся спокойной сытой жизни: вдруг народу надоест потреблять, и он выдвинет какие-то другие запросы – например, решит поучаствовать в управлении страной, начитавшись Конституции? В общем, чем закончилось, известно: и народу, и государству захотелось приключений. «Вставание с колен» обернулось внешнеполитическим обострением, падением курса рубля, введенными правительством санкциями на западные продукты, периодическими запретами турецких помидоров и прочими грустными вещами. Самое грустное – это продолжающееся уже три года снижение доходов россиян.
Так и не дождались роста
Зарплаты не повышаются – с какой такой радости их повышать, кризис же на дворе? Зато растут цены, причем не только на импортные товары (что понятно, по сравнению с началом второго десятилетия 21-го века курс доллара вырос почти в два раза), но и на вполне отечественные вещи, например на услуги ЖКХ. Недавно нашла свою квитанцию на квартплату за 2009 год. За то, за что нынче берут четыре тысячи рублей, тогда я платила две тысячи. Как говорится, почувствуйте разницу. Население находит выход в привычной минимизации потребностей. Средняя сумма чека в магазинах уменьшается, даже несмотря на рост цен. Да и самих покупателей становится меньше. В той же Тверской области ежегодно убыль населения составляет минус 17–20 тысяч человек.
Те, кто удовлетворял наш спрос на продукты и впечатления (а каждый поход в супермаркет, даже такой простой, как «Магнит» у дома, это поход за впечатлениями), оказались заложниками этой ситуации. Экс-глава национализированного в прошлом году «Бинбанка» (того самого, который перед этим приобрел «Тверьуниверсалбанк») Михаил Шишханов в интервью «Ведомостям» прямо связывает провал агрессивной стратегии банка с неоправдавшимися ожиданиями возобновления экономического роста: «Никто не мог предположить, что экономика окажется в такой ситуации». Если компании закладывают в свои стратегии ожидание экономического роста, а рост все не наступает, начинаются серьезные проблемы.
Возврат к советской экономике
Конечно, государственные структуры в этом отношении больше защищены, чем частный бизнес. Они могут получать прямую господдержку или финансироваться крупными государственными монополиями. Непонятно, зачем государственному банку сеть продовольственных магазинов «Магнит». Можно было бы предположить, что их собираются перепродать какому-то крупного игроку, например, из-за рубежа. Но специалисты в этой сфере утверждают, что западному бизнесу практически невозможно работать в такой сложной сфере, как российские продовольственные магазины формата «магазин у дома». Это не гипермаркет, один на область, такой как, например, немецкий «Глобус». Тут речь идет о 17 тысячах средней руки торговых точек.
Если на основе «Магнита» государство решит на своих бюджетных харчах растить, как теперь говорится, «национального чемпиона», суперсеть, чьи убытки будут покрывать из казны, это очень тревожный знак. Он будет означать, что мы возвращаемся в давно забытые времена советской экономики, где даже торговля продовольственными товарами была делом государства. Оно с этой задачей не справлялось, но многие, видимо, забыли вид пустых прилавков.
В прошлый кризис 2008–2009 годов был сделан первый шаг к глобальному огосударствлению – государство спасало «свои» компании. А в нынешний кризис безраздельное доминирование госкомпаний и почти полная монополизация основных секторов экономики получает уже окончательное оформление.
Как лоббисты крупных компаний давят на тверской бизнес
Почему Сергей Галицкий решился на продажу «Магнита», ведь его голос дрожал, когда он комментировал случившееся для СМИ? Западный бизнес работает на кредитах 2%. У нас очень дорогие кредитные деньги, 12–13%. Есть версия, что пакет акций Галицкого мог находиться в залоге под ранее взятые кредиты – распространенная на сегодня схема государственного рейдерства.
А еще нельзя исключать внеэкономические способы давления на бизнес, то, о чем так много говорили во время недавнего визита в Тверь уполномоченного по правам предпринимателей в России Бориса Титова. Проверки до умопомрачения, выемки документов, штрафы от пожарных, Роспотребнадзора и прочих организаций, которые все равно что-то должны найти, потому что им надо обеспечивать доход бюджету. Тому самому бюджету, который бы лучше себя чувствовал, если предприниматели просто мирно работали и платили налоги.
Один известный тверской бизнесмен сказал мне как-то: «Мы слишком крупные, чтобы нас не замечали, и не такие большие, чтобы иметь высоких покровителей» (забавно, но в момент цитируемого разговора несколько месяцев назад мы сравнивали бизнес этого предпринимателя и бизнес Сергея Галицкого. – Прим. авт.).
Уже несколько месяцев длятся неприятности у предприятий из Тверской области, которые находятся в Доме меха «Новоторжской ярмарки» «За шубой!». Проверка идет за проверкой, уже приезжал ОБЭП в сопровождении СОБРа. Внезапно усилившееся давление объясняется просто: крупные лоббисты мехового рынка, завязанные на поставках импортной пушнины, пытаются расчистить рынок от российских производителей. Какие-то московские лоббисты иностранных производителей используют государственные структуры, чтобы давить всех, кто работает в России, и не давать работать. Ходят упорные слухи, что, используя свои связи, они пробивают законодательный запрет ярмарочной формы торговли меховыми изделиями. Мы искренне надеемся, что в эту ситуацию вмешается губернатор Тверской области Игорь Руденя. Надо сохранить островки жизни в региональной экономике – звероводстве, торговле меховыми изделиями, не допустить, чтобы вся она стала филиалом огромных корпораций.
Или мехами у нас в недалеком будущем тоже будет государство торговать (как в не столь далеком прошлом)?
Подмосковье как разменная карта президентской гонки
И возвращаясь к президентским выборам. Единственная интрига, которую мы на них наблюдаем, – «мочилово» кандидата от КПРФ Павла Грудинина, который, судя по опросам населения, имеет шанс претендовать на второе место. Оте-чественная госпропаганда оказалась в сложной ситуации, она несколько лет твердила обывателю о том, как замечательно было во времена СССР и какой эффективный руководитель был товарищ Сталин. И вот теперь зерна упали на благодатную почву, и доверчивый обыватель увидел усатого, как Сталин, председателя подмосковного совхоза имени Ленина… Или дело опять в подковерных играх, заменивших у нас публичную политику?
Аналитики считают, что изначально у Администрации Президента РФ была договоренность с Грудининым. Он своим участием поднимет явку и привлечет внимание к выборам президента, придав им легитимность, а осенью займет кресло губернатора Московской области вместо Андрея Воробьева, к которому много претензий у серьезных федеральных игроков. Но что-то пошло не так. Наверное, дело даже не в том, что Грудинин начал набирать популярность. По слухам, ранее предполагалось, что нынешний глава региона Андрей Воробьев добровольно покинет свой пост, но в процесс вмешался бывший губернатор Московской области министр обороны РФ Сергей Шойгу, к которому очень близок Воробьев (отец подмосковного губернатора – бессменный зам Шойгу в МЧС). Шойгу настоял на том, чтобы Воробьев остался губернатором Подмосковья еще на один срок, а это значит, что в сентябре 2018 года он будет участвовать в выборах главы региона.
Соответственно, нынешние информационные атаки на Грудинина – это не только часть президентской предвыборной кампании, но и подготовка к кампании губернаторской. Впрочем, выборы губернаторов в нынешней России проходят без сюрпризов, и назначенные президентом исполняющие обязанности глав регионов не имеют шансов не выиграть. Потенциально опасные соперники просто не проходят муниципальный фильтр. Другое дело, что, если Павел Грудинин наберет достаточное количество голосов на президентских выборах 18 марта, к осени все может быть переиграно, и у него появится серьезный шанс возглавить Московскую область.
***
Мы продолжаем наблюдать, как развиваются события в политике и экономике на оси Москва – Тверь – Санкт-Петербург. Оставайтесь с нами.
Мария Орлова